Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Работные дома: неудача трудотерапии

Русский человек всегда славился своей благотворительностью, но понимал ее в форме милостыни. Правда, не всегда милостыня приносит благо просящему. Например, Петр I считал, что она только способствует распространению нищенства, и…

Русский человек всегда славился своей благотворительностью, но понимал ее в форме милостыни. Правда, не всегда милостыня приносит благо просящему. Например, Петр I считал, что она только способствует распространению нищенства, и даже карал за подачу милостыни штрафами. К концу XVIII века сложилась категория так называемых профессиональных нищих. Зачастую это были вполне здоровые и способные к труду люди. Они неплохо существовали на подаяния благочестивых граждан (по данным дореволюционного журнала «Вестник благотворительности», нищенством можно было заработать примерно столько же, сколько честным трудом на фабрике) и ни к чему большему не стремились. Однако были и такие, кто действительно искал и не находил работу.

В 1775 году при Екатерине II был образован Приказ общественного призрения, который взял на себя заботу о бедных. До этого они всецело находились на попечении Церкви. Под покровительством царственных особ начали строиться больницы и детские приюты, ночлежки и бесплатные столовые, многим беднякам оказывалась денежная помощь. После учреждения Александром I Императорского человеколюбивого общества было решено заменить денежную помощь предоставлением возможности заработать своим трудом. Для этой цели должны были создаваться или работные дома для «профессиональных» нищих, лентяев и бродяг, или дома трудолюбия, где всякий готовый трудиться бедняк нашел бы небольшой заработок.

За границей подобные учреждения уже существовали. Часто нищих помещали туда по принуждению. В Швейцарии, например, таким образом наказывали бродяг за троекратное посещение питейного заведения. В работном доме заключенные обязаны были трудиться месяц, а то и два, получая при этом небольшой заработок. В Англии работные дома существовали с 1575 года и принудительного характера не имели. Однако условия жизни в них были настолько тяжелы, что бедняки только в крайнем случае обращались туда. Работные дома Германии служили местом заключения за попрошайничество и бродяжничество. В датские работные дома также помещали по приговору суда, но там находили приют и старики и инвалиды, не способные к труду.

В России первый дом трудолюбия был открыт в 1833 году в Петербурге. Долгое время он оставался единственным в стране, пока в 1882 году о. Иоанн Кронштадтский не организовал дом трудолюбия в Кронштадте, в силу разных причин всегда страдавшем от наплыва нищих. Удивительно, что, хотя при открытии в кассе дома было всего 100 рублей, благодаря умелой организации и щедрым пожертвованиям духовных чад о. Иоанна через два года капитал составил целых 316 тыс. рублей! При доме была пенькощипильная мастерская, сапожная для мальчиков, швейная для женщин и девочек, начальное народное училище, классы ручного труда, женского рукоделия, воскресная школа, столовая. Каждому пришедшему выдавалась одежда и выделялась кровать с подушкой и одеялом.

По примеру Кронштадта и в других городах России стали активно создаваться дома трудолюбия для мужчин, женщин и детей. К 1895 году по всей стране их действовало уже 52. Пребывание в домах трудолюбия было добровольным. Устройство каждого дома было особым, в зависимости от той местности, где они создавались. Работы для трудолюбцев старались выбирать несложные. Женщины занимались шитьем, хлебопечением, глажением. Мужчины расщипывали канат, делали бумажные кульки, половые мочальные щетки и швабры. Занятия эти приносили разную прибыль. Вот, например, Киевскому дому трудолюбия наибольшую прибыль приносила продажа дощечек с надписью «нищенствовать воспрещается». Эти дощечки прибивались на воротах домов, хозяева которых желали оградить себя от назойливых попрошаек. Деньги трудолюбцы получали в зависимости от количества выполненной работы. В некоторых домах из заработка вычиталась определенная сумма за ночлег и питание, остальное выдавалось деньгами или одеждой. Те же дома трудолюбия, которые не имели возможности приютить и накормить бездомных, выплачивали им все деньги или давали билеты на бесплатный обед в дешевой столовой.

Некоторые дома трудолюбия держали в своих стенах долгое время, одевали и кормили трудолюбцев, но большинство давало неимущим лишь дневное пропитание. По свидетельству современников, профессиональные нищие в «дома свободного труда» шли неохотно. Однако зимой холод и плохая одежда заставляли их стекаться туда. Не раз у трудолюбцев находили списки домов с указанием принятых там правил и отметками, в какой из них можно пойти, а в какой не стоит. К Пасхе профессиональные нищие снова возвращались к прежней бродячей жизни.

Предполагалось, что «отучать» от бродяжничества должны работные дома, где труд был принудительным. Первый такой дом был открыт в Москве в 1837 году и просуществовал довольно долго. Он принимал задержанных полицией за бродяжничество, прошение милостыни и пьянство. Многочисленные пожертвования в пользу работного дома позволяли организовать там неплохие условия. После полуторамесячной принудительной работы задержанных отправляли на родину или отпускали. Но за такой короткий срок приучить к труду лентяев и пьяниц было сложно. Затраты на содержание дома во много раз превосходили полученную прибыль. Служащие набирались из тех же задержанных и по своему нравственному облику немногим от них отличались. Трудиться по принуждению желали немногие. Кто-то убегал, а кто-то просто ждал отправки на родину. Современник, посетивший однажды Московский работный дом в середине дня, написал: «Трудолюбцы ничего не делали, на лицах их отражалось равнодушие и скука…»

Открытие работных домов привело только к тому, что нищие стали осторожнее и реже попадались полиции. Да и сама полиция задерживала не всех бродяг. Чаще всего их отпускали «со внушением не нищенствовать». Получилось, что насильно приучить к труду лентяев не удалось, и рабочие дома постепенно превращались в дома трудолюбия, где трудились не бродяги и пьяницы, а честные бедняки.

Мария ГАЛКИНА

«Нескучный Сад» №5 (2003)

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?