Неожиданным поворотом в исследовании сна стало заявление доктора Пола Келли, члена совета Института изучения сна и циркадной нейробиологии Оксфордского университета. Он утверждает, что для человека в возрасте до 55 лет начало рабочего дня до 10 часов утра является мучением и не способствует ни работоспособности, ни хорошему здоровью тела и духа.
После 55 человеку требуется меньшая продолжительность сна, а до этого возраста мы не в состоянии сдвинуть свой режим в сторону более раннего засыпания из-за естественного 24-часового циркадного ритма, соответствующего так называемому «вечернему хронотипу».
Оказывается, существует довольно увесистый массив научных данных о вечерних и утренних хронотипах и прочих нюансах чередования сна и бодрствования, о котором широкая публика имела весьма туманное представление до выступления доктора Келли на Британском научном фестивале в Бредфорде и последующих статей в популярной прессе осенью 2015 года.
Как утверждают ученые, каждая клетка человеческого организма, имеет своеобразный осциллятор для того, чтобы функционировать синхронно друг с другом и с внешним суточным ритмом. Эта синхронность достигается за счет главного ритмоводителя, расположенного в суперхиазматических ядрах гипоталамуса, которые, в свою очередь, привязаны к специализированным фоторецепторам глаза.
Суперхиазматические ядра координируют всю циркадную сеть и 24-часовые поведенческие, метаболические и физиологические ритмы организма, включая остроту внимания и активность, гормоны, температуру тела, обменные процессы, ритмы сердца, легких, печени. Если такая привязка нарушается в какой-то части, биологические часы в разных тканях десинхронизируются, что негативно отражается на всех системах организма.
Ритмы сна и бодрствования обусловлены двумя физиологическими факторами: системой поддержания бодрствования (ритмоводитель) и гомеостатической системой сна, которые находятся в противоборстве.
Как показывают результаты исследований, проведенных в разных странах, у маленьких детей и младших школьников соотношение двух систем такое, что их естественным временем засыпания является ранний вечер, а бодрствование наступает ранним утром.
Например, в возрасте 10 лет для ребенка нормально проснуться в 6:30, а значит звонок на первый урок в 8:30 – 9:00 будет для него естественным временем начала учебы, требующей активного бодрствования и концентрации внимания.
Биологические ритмы 16-летнего таковы, что для него естественно проснуться в 8:00, для 18-летнего – в 9:00, и оптимальное время начала занятий для них, соответственно, 10:00 – 10:30, и 11:00 – 11:30!
Звучит невероятно, хотя большинство взрослых людей, вспомнив собственное студенчество и глядя на детей-подростков, скорее, согласятся, чем станут спорить с выводами специалистов в циркадной нейробиологии.
В среднем, для людей, которые моложе 55, начало работы до 10:00 плохо соотносится с их естественными биоритмами, но особенно тяжело это именно для подростков, то есть от 12 до 20 лет.
Ранним вечером гомеостатическая система сна уже начинает свою работу, но волна засыпания не в состоянии перебороть волну бодрствования, которая еще в течение нескольких часов слишком высока, чтобы позволить юному организму отправиться в объятия Морфея задолго до полночи.
Поэтому и взрослый человек, и подросток в особенности, не может просто заставить себя лечь пораньше, чтобы проснуться в урочный час, не рискуя опоздать на занятия или на работу. Биологическим часам нет дела до социальных обязательств, сон придет по внутреннему расписанию, и раннее вставание так или иначе приведет к недосыпу.
Недосып у подростков имеет хронический характер, он не может быть компенсирован поздними вставаниями в выходные, потому что за неделю скапливается дефицит сна порядка 15 часов, – это в западной системе, где учащиеся посещают образовательные учреждения 5 дней в неделю.
У российских подростков, учащихся в субботу, этот показатель еще выше. Он не может не сказываться на познавательных способностях юношей и девушек, их эмоциональном и физическом здоровье.
Современные научные данные говорят, что недосыпание может приводить к ослаблению иммунной системы, метаболическим расстройствам, ожирению, гипертензии, тревожному расстройству, депрессии.
Удивительно ли, что родители часто испытывают сложности в коммуникации с подростками, если их сыновья и дочери постоянно находятся под прессом социальных обязательств, идущих вразрез с их естественным жизненным ритмом?
Несколько примеров из исследований.
В одном из округов штата Кентукки школы сдвинули занятия на час позже, в результате чего ученики-подростки стали просыпаться позже, не передвигая при этом времени отхода ко сну. Результаты оказались потрясающими: в то время как в целом по штату количество автомобильных аварий с участием 17-18-летних водителей-школьников в учебные дни выросло на 7,8%, в экспериментальном округе оно снизилось на целых 16,5%! Лишний час сна позволил подросткам радикальным образом повысить концентрацию внимания.
В ряде экспериментов самого профессора Келли подростки выполняли тесты в разное время суток, и справлялись лучше, в 14:00, чем в 10:00, хотя, казалось бы, к обеденному времени они могли и устать.
Интересные результаты дало исследование в Северной Каролине, где вследствие изменений в расписании движения общественного транспорта произошли сдвиги в начале занятий в ряде школ. Анализ данных больших когорт участников (всего более 4000) показал улучшение оценок по математике и литературе у учеников 6-8 классов (возраст – 11-14 лет) тех школ, которые начинали учебный день на час позже.
Два важных наблюдения: во-первых, улучшение оценок было особенно характерно для тех учеников, которые успевали хуже других в классах; во-вторых, оно сохранилось в последующие 2 года (что известно из результатов теста в 10 классе).
В некоторых исследованиях ученые анализировали не только показатели успеваемости школьников в зависимости от времени начала занятий, но и отзывы родителей. 92% родителей одобряют более позднее начало учебного дня, сообщая, что их дети при этом становятся более покладистыми и общительными.
Из всего массива исследований нет ни одного, которое продемонстрировало положительный эффект более раннего начала учебного или рабочего дня.
Анализ канадских ученых свидетельствует от том, что перенос времени начала учебного дня для подростков на более позднее стал бы глубоко оправданной мерой.
Даже с экономической точки зрения выигрыш был бы существенным, так как это не требует значительных финансовых вложений, в то время как лучшее физическое состояние, повышение успеваемости и компетентности молодых людей привело бы к моральным выгодам, которые со временем вылились бы и в экономические.
Что касается всего населения, то после 20 лет вечерний хронотип начинает сдвигаться, взрослые несколько легче адаптируются к ранним вставаниям, однако преобладать утренний хронотип начинает, как уже было сказано, после 55. Из многочисленных исследований, проводившихся в разных странах, известно, что большая часть взрослого трудоспособного населения испытывает дефицит сна, что очень негативно сказывается на здоровье мужчин и женщин и, логично предположить, и на результатах их труда.
Доктор Пол Келли посчитал необходимым еще раз детально исследовать этот вопрос. В его новом эксперименте несколько десятков тысяч старших школьников в 100 школах в разных частях Англии будут в течение 4 лет приходить на занятия к 10 часам утра. Результаты эксперимента команда доктора Келли надеется опубликовать в 2018 году.
Источники:
Synchronizing education to adolescent biology: ‘let teens sleep, start school later’
Staff should start work at 10am to avoid ‘torture’ of sleep deprivation
На превью статьи фрагмент картины А.Г.Венецианова «Спящая девушка» (1840-е гг) с сайта venecianov.ru