Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Работать 12 часов подряд и всегда быть на связи – ненормально

В Петербурге стартовал проект психологической помощи волонтерам и сотрудникам НКО в борьбе с эмоциональным выгоранием. Автор идеи психолог Ольга Сорина – о том, почему гореть на работе вредно.

Фото с сайта absl.pl

«Вдох для тех, кто помогает» заработал в июне 2017 года – проект придумала Ольга Сорина, психолог и аспирант факультета психологии СПбГУ. Ольга проводит мотивационные мастер-классы, цель которых – найти дело по душе, сделать так, чтобы работа приносила радость.

Она видит две серьезных проблемы в сфере помогающих профессий. Первая – неумение вовремя распознать начальные признаки выгорания: непреходящую усталость, равнодушие и сильнейшее раздражение на окружающих. Вторая – трудоголизм, когда возникает нездоровая зависимость от того, чем занимаешься.

Пепел вместо чувств

Только за первый месяц к психологам проекта за консультацией обратились несколько десятков человек, и каждый день прибавляется по 1-2 клиента – спрос налицо. В основном это сотрудники питерских благотворительных фондов. Они связаны с самыми тяжелыми темами – онкология, больные дети. В этой области риск эмоционального выгорания выше всего, а навык защиты от него, как показывает практика, не развит.

«Не страшно перепутать усталость и эмоциональное выгорание, лучше перестраховаться и отдохнуть, – считает Ольга Сорина. – Если после короткого отпуска вас и правда «отпустило», можно порадоваться. При эмоциональном выгорании отдых не помогает. Если положительные эмоции к вам не вернулись, если в вас продолжает сидеть равнодушие или раздражение, это «оно». Отсюда термин «выгорание» – ваши эмоции сгорели».

Любимое дело или зависимость?

Третий сектор, по наблюдениям психологов, полон трудоголиков. Работа затягивает и кардинально меняет образ жизни. Сотрудники фондов и добровольцы привыкают день и ночь общаться со своими благополучателями, с головой погружаются в их проблемы, пытаясь объять необъятное.

Ситуация усугубляется тем, что в современном обществе поощряется идея много работать. Руководители радуются, что менеджеры корпят над задачей допоздна, перерабатывают в выходные, а если уходят из офиса минута в минуту, на них смотрят неодобрительно. По мнению Ольги Сориной, это опасный сигнал, предупреждающий, что в коллективе может случиться эмоциональное выгорание.

Еще одна вредная тенденция многих профессий, например, журналистики, третьего сектора, правоохранительных органов – постоянно быть на связи. «В некоторых организациях даже требуют, чтобы сотрудник 7 дней в неделю 24 часа в сутки был доступен начальству, – говорит эксперт. – Это недопустимо. Руководство должно запретить себе так поступать. Мысль, что тебя могут дергать в выходные, в любой момент оторвать от отдыха, семьи, нагнетает тревогу, возникает ничем не обоснованное чувство вины, непонятный прессинг, ощущение, что ты не свободен».

Ольга Сорина призывает в любых обстоятельствах бережно относиться к себе:

– Помните: ненормально работать 12 часов подряд. Ненормально проверять из отпуска рабочую почту. Ненормально трудиться ночью, если вы до этого уже работали днем. Выгорев, сложнее вернуться к любимому делу. Иногда клиент спрашивает: «А может, это просто не мое?».  Да нет же! Просто наступил момент выгорания. Надо поработать над этим – интерес и вкус к тому, чем занимаешься, можно восстановить.

Живые люди, а не функции

Фото с сайта setemcat.com

Часто причины эмоционального выгорания в НКО кроются в рабочих проблемах – низкая зарплата, конфликт с руководителем, отсутствие признания со стороны коллег и начальства.

«Бывает, от благополучателей сотрудник фонда чувствует позитив, а в коллективе – сплошной негатив. Долго терпеть атмосферу психологического насилия, даже ради желания помочь другим, невозможно, и наступает выгорание», – рассказывает Ольга Сорина.

Взаимоотношения в коллективе – в первую очередь, руководителя со своими работниками, играют ключевую роль. Если глава НКО замечает, что сотрудники склонны к эмоциональному выгоранию, ему стоит самому сходить на консультацию. «Вообще очень часто эта проблема у сотрудников связана с директором – с его собственным выгоранием. Часто мы замечаем это в других, но не чувствуют в себе», – делится наблюдениями эксперт.

Директору стоит взять за правило интересоваться состоянием каждого сотрудника: давно ли человек был в отпуске, как дела в семье, не заболел ли серьезно кто-то из близких родственников. Если игнорировать подобные вещи, работа превращается в гонку и рано или поздно приводит к эмоциональному выгоранию, что негативно сказывается на деятельности фонда.

Не допускать крайней усталости, вовремя отдыхать и посещать психолога – элементарные правила психологической безопасности, и поддерживать их в коллективе должен прежде всего руководитель организации. «Это нужно делать в качестве профилактики, а не когда уже совсем плохо, – советует Ольга Сорина. – Мы призываем соблюдать психологическую и эмоциональную гигиену – тогда ваша работа будет эффективна».

Изображение с сайта lifehacker.com

Важный вопрос – деньги

Обсуждать зарплаты не принято, денежные вопросы – своего рода табу в коллективе, но именно по этому поводу к психологам часто обращаются сотрудники НКО. В третьем секторе нередко задерживают зарплату, и человек чувствует себя в западне.

«Сотрудник болеет душой за своих подопечных, понимает, что задержки связаны с остановкой пожертвований, но в итоге у него самого начинаются проблемы, долги, – говорит Ольга Сорина. –  То есть получается, что вас разрывает на две части: вы любите свое дело, но одновременно ненавидите сложившуюся ситуацию».

Еще один вопрос, которым должен поинтересоваться директор НКО – материальное положение работника. Одна и та же ставка может вполне устроить одного и совсем не устроить другого – возможно, он чуть ли не голодает, сидит на воде и гречке, потому что вынужден тратить большие деньги на помощь семье. Руководители фондов должны быть в курсе и предпринять меры, чтобы улучшить психологическое состояние сотрудников.

Комплекс Супермена

Фото с сайта pinterest.com

В сфере благотворительности многим знакомо гнетущее ощущение – ты чувствуешь себя обязанным протянуть руку всем, кто просит помощи. Это давящее «моральное обязательство» крайне опасно для собственного самочувствия.

Нужно взять за правило отпускать в себе желание всех спасти, всем помочь – «снимать костюм Супермена» и выходить из состояния вечной ответственности за благополучие других.

«Допустим, произошла смерть пациента – вместо того чтобы взять паузу и дать себе время восстановить силы, доброволец снова идет в больницу, повторяя себе: нет, я же должен, моя помощь нужна! В какой-то момент эти усилия «на разрыв» начнут сказываться и на основной работе, и на личной жизни», – приводит пример Ольга Сорина.

«Ну а дальше все как с любой зависимостью: пока человек сам не осознает это как проблему, его не вытащить. Поэтому одна из целей нашего проекта – доносить до сотрудников НКО и волонтеров, что они «залипают», постепенно исчерпывают свой эмоциональный ресурс и подходят к выгоранию, что важно это состояние вовремя «поймать» и остановиться», – говорит эксперт.

Невидимый результат

Одна из частных причин выгорания – невозможность понять, насколько в реальности нужен и оправдан ваш труд. Как можно воспринимать свою работу в хосписе, в фонде, помогающем онкопациентам, в позитивном ключе? Что дает волонтеру или сотруднику фонда ежедневная помощь, скажем, тяжело больной пожилой женщине, или умирающему ребенку? Ведь хорошего исхода ждать не приходится.

В такой ситуации руководителю вместе с сотрудником или волонтером стоит сформировать несколько критериев успешности его деятельности – чтобы каждый в команде сам понимал, насколько хорошо он поработал, что и как можно улучшить.

4 «звоночка» эмоционального выгорания

Фото с сайта brain-games.ru
  1. «Мне неинтересно». Очень опасно, если вам вдруг перестало доставлять удовольствие то, что нравилось раньше. Например, вы любили участвовать в мероприятиях вашего фонда, общаться с новыми людьми, но вдруг пропало чувство вовлеченности. Это симптом и повод задуматься, что происходит.
  2. Равнодушие. Вы, как представитель помогающей профессии или благотворительного фонда, перестали сочувствовать своим клиентам-благополучателям, словно превратились в глухую стену, окружающие вас раздражают или вам все равно. Снижается настроение, когда вы думаете про свою работу. Все чаще появляется мысль «Мне ничего не хочется».
  3. Изменение отношений с людьми, вспышки гнева по пустякам. Коллеги вызывают раздражение, вы начали на них огрызаться. Раньше вы ходили вместе обедать, с удовольствием болтали, а теперь стараетесь уединиться, не находиться в их обществе.

Выгорание отражается и на личной жизни, отношениях в семье. Иногда даже обычная просьба, скажем, помыть посуду, вызывает у вас агрессию, внезапную ярость.

  1. Частые недомогания. Спад иммунитета, бесконечные простуды, непонятные боли, например, «бродячие» боли по всему телу. Сильное сердцебиение, ничем не объяснимое, когда вы приходите на работу, перед встречами. Плохой сон. Все это повод обратиться к психологу.
СПРАВКА

«Вдох для тех, кто помогает» – команда из 45 специалистов с высшим психологическим образованием и большим опытом, в том числе в области эмоционального выгорания в третьем секторе. Психологи работают pro bono. Клиенты платят только за аренду кабинета, в среднем 300 руб/ консультация.

Помимо очных консультаций, проводятся скайп-встречи для представителей НКО из других городов. Обычно требуется от 5 до 10 встреч, чтобы помочь добровольцу или сотруднику благотворительного фонда выйти из кризисной ситуации. В планах проекта – запустить регулярные обучающие группы, чтобы научить профессионалов в области благотворительности, как самим распознавать признаки эмоционального выгорания и предупреждать это состояние

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?