«Пыталась записаться через Госуслуги, ЕМИАС, Mos.ru. Везде один ответ: «Нет врачей выбранной вами специальности»

Запись к врачу нередко становится настоящим квестом. Казалось бы, электронная очередь должны были облегчить процесс и отсечь случайных пациентов «Мне только спросить!». Но в реальности люди месяцами не могут попасть в поликлиники

Пациенты встают в шесть утра и целыми днями висят в интернете, чтобы «поймать» нужный талончик, или выстаивают длинные очереди перед открытием медицинских учреждений, чтобы записаться через специальный терминал. Но в итоге все равно терпят неудачу. Проблема одинаково касается как столицы, так и регионов.

Отчаявшись, многие задают вопрос на тематических сайтах и форумах: есть ли какие-то волшебные способы попасть к нужному специалисту в срок и без нервов? Мы пытались найти рабочие лайфхаки, а в результате кажется поняли, почему идеальный на первый взгляд механизм записи к врачу регулярно дает сбои.

Советы от Госуслуг и ЕМИАС

Портал ЕМИАС, который формирует запись к врачам в г. Москве, в разделе «Чем вам помочь» объясняет, что сообщение «Нет доступного времени для записи» появляется потому, что для записи через интернет выделено ограниченное количество времени работы врача, и его может просто не хватить на всех. Кроме того, доктору специально оставляют рабочее время на повторные приемы и «живую очередь». Еще один вариант, почему вы не можете записаться – врач находится в отпуске.

Что делать? Обратиться в поликлинику и попросить талон на живую очередь – быть может, вам пойдут навстречу, или помогут записаться иным способом. ВАЖНО: Если поликлиника не предоставила возможность посетить врача в течение двух недель, можно жаловаться в Дирекцию по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Москвы или через сайт ЕМИАС.

Есть инструкция федерального масштаба – ее публикуют уже Госуслуги. Портал предлагает проверить, нет ли сбоев в работе системы, корректно ли введены данные пациента, и нет ли уже записи к тому же врачу. В противном случае – рекомендует приходить в поликлинику и разбираться с проблемой лично.

Ловить запись в раннего утра, целый день мониторить с планшета

«Мне нужно попасть к определенному неврологу. Вот уже две недели я встаю в семь утра и караулю запись целый день на планшете, – говорит москвичка Татьяна. – Бывает, люди отменяют прием в последний момент, и можно поймать хоть какой-то талон. Но мне не везло. Через две недели я наконец прорвалась на горячую линию ЕМИАС, там сказали: «Ждите». Не знаю, чудо или совпадение, но через час появилось окошко с записью на ближайшие три дня».

Еще одна одна жительница столицы, Елена жалуется, что месяцами не может попасть к гинекологу. «И даже не к какому-то конкретному специалисту, я уже согласна на любого! Но из-за того, что нужно оказаться на приеме в определенный день цикла, это превратилось для меня в непосильную задачу», – делится женщина. По словам Елены, даже по утрам она регулярно читает на Mos.ru и в ЕМИАС сообщение: «Нет свободных врачей выбранной специальности». А если запись вдруг появляется, она не совпадает с ее рабочим графиком или выпадает на день, когда показываться женскому доктору бессмысленно.

Когда окошко наконец удалось «поймать», Елена вдруг заболела. Перенести визит к врачу не получилось: система предлагала перезаписаться только на день, предшествующий приему.

«Я пыталась записаться через Госуслуги, ЕМИАС, Мос.ру, и везде стандартный ответ: «нет врачей выбранной вами специальности» или «нет данных». В ЕМИАСе в какой-то момент выскочил телефон горячей линии, и я решила позвонить уже и туда.

Со мной разговаривал бот, потом все же удалось выйти на оператора. Он попросил назвать номер полиса, долго вводил данные. А затем сообщил: «Нет врачей выбранной вами специальности». Большое спасибо, конечно!»

Человек теперь злится у компьютера. Зато в поликлинике тихо

Александр Мохов, доктор юридических наук, эксперт в области медицинского права, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского государственного университета юстиции считает, что невозможность записаться на прием связана прежде всего с нехваткой кадров. Медиков просто не хватает на всех желающих, отсюда и надпись «нет врачей выбранной вами специальности»

«Недостаточность кадров была и в советское время. Люди звонили в поликлинику, приходили туда лично, конфликтовали в регистратуре. Когда пациентов стали записывать через Госуслуги, это рассматривалась как «хитрая замена». Сейчас все происходит дома: человек сидит у компьютера и злится, что нет записи. Зато в самом лечебном учреждении тихо и спокойно», – объясняет Мохов.

Александр Саверский, президент Лиги защиты пациентов, говорит, что записаться к узкому специалисту невозможно не только из-за нехватки докторов, но и изменений алгоритма приема. В некоторых лечебных учреждениях введено правила: сначала в обязательном порядке следует обратиться к терапевту, чтобы уже тот выписал направление к нужному узкому специалисту, и это создает дополнительные сложности и очередь.

Зная свои симптомы, пациенты все равно вынуждены массово идти на прием к терапевтам, которые и без того перегружены работой. «При этом в самих поликлиниках существует внутренняя конкуренция. Терапевты заинтересованы в том, чтобы не направлять пациентов к узкоспециализированным коллегам, так как это может сократить их доход. Они стараются самостоятельно лечить до последнего, даже если это выходит за рамки их компетенции», – резюмирует правозащитник.

МРТ: ночью дешевле

Очереди сохраняются не только на живых специалистов, но и на высокотехнологическую помощь. Так плановые обследования МРТ в Москве нередко проводят по ночам. Об этом тоже сообщают пользователи в интернете: «Знакомый надолго завис у терминала записи: 1 час ночи, 2 часа ночи, 3 часа… Выбрал в итоге 4 утра. Когда терминал выдал талончик, оказалось, человека направили вообще в другой конец столицы. Метро ночью, понятно, не работает, такси туда-сюда – тысячи три-четыре».

«Чтобы записаться на бесплатный МРТ в Москве, действительно нужно было пройти десять кругов ада, – говорит москвичка Джамиля. – Мне это стоило почти два месяца жизни. В апреле сын получил травму, а на МРТ его записали 1 июня.  Мы живем в районе Кутузовского, а на МРТ поехали в Сокольники, почему-то нам только в три детские больницы дают направление на обследование».

По законодательству срок прохождения МРТ составляет не более 14 дней с момента получения направления. То есть либо в ночи, либо в частной клинике. У последних, кстати, тоже есть поздний прием, который стоит процентов на 20-30 дешевле. Понятно, что большинство пациентов, особенно когда диагноз не терпит отлагательств, предпочитают заплатить. Хотя подобные исследования стоят недешево: от 5 тысяч и выше. Пенсионерам и бюджетникам они не по карману.

Жалобщикам везет

Что же делать? В соцсетях люди обсуждают способы, как своевременно получить врачебную помощь при таких вводных.

Большинство сходятся на том, что при необходимости лучше потратить какое-то количество денег, но получить быструю консультацию или пройти исследование. Например, если речь идет о подозрении на онкологию. Или если требуется сдать элементарные анализы мочи или крови, чтобы попасть на прием уже с ними и ускорить процесс лечения. Кстати, во многих случаях официально работающим гражданам часть средств удастся потом вернуть через налоговую льготу. Только для этого необходимо собирать все чеки и направления.

Есть те, кто едут за медпомощью в регионы, где цена на нее гораздо ниже. А еще можно совместить первое со вторым. «Я поехала в Тамбовскую область к родственникам, чтобы сделать МРТ головного мозга с контрастом в два раза дешевле, чем в Москве, – рассказывает москвичка Раиса. – В конце года по НДФЛ верну еще 13%. Мне это показалось гораздо удобнее и выгоднее, чем ждать в Москве у моря погоды».

Многие говорят, что быстро решить ситуацию в свою пользу и добиться приема помогло желание… пожаловаться. Но не по телефону, а как в старые добрые времена, посетив поликлинику лично.

«Оформляли ребенку квоту на высокотехнологичную медпомощь, параллельно инвалидность, – рассказывает москвичка Светлана. – Три недели педиатр рассказывала, как сложно ей оформить выписку, а после поездки в Департамент здравоохранения, как там услышали, что дальше мы едем в прокуратуру, за полдня все сделали, и заведующая лично проконтролировала». А вот еще одна рабочая схема: «Несколько лет назад в нашей детской поликлинике отказались давать талоны к врачам. Со злости накатала злобный пост в местном паблике ВК. Талончики к врачам тут же нашлись. Мы тогда за день шесть врачей прошли с сыном. Сидим у окулиста, она говорит: у вас ошибка в направлении. Я говорю, я-то тут причем, не я его писала. Врач куда-то звонит: «Тут ошибка!», а ей в ответ: «Они жалобщики. Не связывайтесь». И все, прием она закончила молча», – рассказывает Татьяна.

Я на вас в суд подам!

Особенно активные россияне, устав добиваться положенного, подают в суд. Так, житель Владимирской области Алексей К. (имя и фамилия изменены) в 2019 году, страдая болями в желудке, не смог попасть к гастроэнтерологу в областную больницу, которая располагалась в 30 км от дома.

Занятость не позволяла мужчине лично доехать и выстоять очередь за талоном. Поэтому он решил записаться на прием через сайт «Регистратура33» (портал здравоохранения Владимирской области с электронной регистратурой – Ред.), но расписание врачей оказалось недоступным.

Алексей обратился в региональный Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ), который отвечает за работу сайтов медорганизаций. Там кивнули на областную больницу, мол, работа электронной регистратуры – их зона ответственности. Областная больница заявила, что записать Алексея не может, потому что ее база пациентов от единой. Мужчине предложили пациенту просто пойти в местную амбулаторию, куда он уже получил бумажное направление. Алексей разозлился и пошел в суд, так как посчитал, что нарушено его право на своевременное и бесплатное получение медицинской помощи.

Владимирский районный суд признал виновными руководителей областной больницы, Головинской амбулатории и МИАЦ и потребовал наладить работу информационной системы.

В июле 2020 года истец заявил суду, что все-таки получил электронное направление от терапевта Головинской амбулатории, но записаться через интернет опять не смог. Однако, в новом иске, который он подал уже по этому поводу, Алексею отказали, так как посчитали, что главное его требование – получить электронное направление выполнено. К счастью, почти за год судебных тяжб желудок у Алексея прошел и больше его не беспокоил. И это, пожалуй, единственная хорошая новость во всей это невеселой истории.

Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?