Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Пылесосик счастья»: Татьяна Фалина о том, как не пропустить в жизни радость

«Мы с Артемом стояли на грани развода, нам казалось: мы ошиблись, может быть, нас ничего и не связывает. Ведь сошлись-то мы подростками, а потом повзрослели»

Ей 42 года. Она живет в Нижнем Новгороде. У нее есть муж.  Есть дети – двое своих плюс взятые под опеку. Уже есть внуки – старшая Светлана и девочки, которых она удочерила первыми, стали мамами. Есть еще собаки, кошки и птицы.

Если говорить коротко, то она – счастливая.  Просто так, безусловно, здесь и сейчас. «Во всем этом дурдоме», – как шутя, говорит сама наша героиня. Ее зовут Татьяна Фалина. Дети и муж зовут ее просто Таня.

Слабоумие + отвага

«У нас не было никаких притирок, только счастье. То, что стало можно жить вместе – для нас это был восторг!»

Татьяна и Артем Фалины поженились очень рано. Ему было почти 20, а ей – 16 лет. Познакомились за год до свадьбы: Артем дружил с Таниными сводным братом Пашей, вместе парни играли в рок-группе «Негативные явления».

«Мы часто репетировал на квартирах, и однажды у Паши в гостях я взял фотоальбом и увидел Танин снимок. Подумал: «Красивая!», но когда узнал, сколько ей лет, решил: маленькая пока!», – рассказывает Артем. Но Паша вскоре сам предложил познакомить друга с сестрой: «Она такая же заумная, как ты, у вас много общего». И Таня с Темой встретились.

А потом Артем сказал другу: «Кажется, я женюсь!» и на пятом свидании сделал девушке, которой предстояло идти в 10 класс, предложение.

Год они встречались, а летом, перед 11 классом, Таня поняла, что беременна.

Недалеко от места, где Фалины строят дом, – бескрайние поля. «Это лучшая детская площадка – горизонт и небо. Можно бегать и кричать во весь голос, то что надо нашим детям», – радуется Татьяна

«Мы выдержали паузу, потому что я очень боялась разговоров про аборт, но в итоге вынуждены были сообщить обо всем родителям. Те были в объяснимом шоке». И Таню, и Артема воспитывали мамы. В шоке была и школа – выпускной класс, приличная девочка, с которой до сих пор не было проблем – что делать?

Осенью, уже на солидном сроке Артем и Таня сыграли свадьбу. Разрешение пришлось получать через губернатора, поскольку невеста была несовершеннолетней. Родилась дочь Света. 11 класс молодая мама закончила на домашнем обучении и даже смогла поступить в колледж, чтобы учиться на бухгалтера.

«Сейчас я шучу, что это с нашей стороны было смело – как теперь говорят, «слабоумие и отвага». Нам говорили, что долго наш брак не продержится.

Но нам так не казалось! Ребенка я хотела, хотела жить с Темой. Между собой у нас не было непонимания», – делится Татьяна.

На первую годовщину свадьбы Таня забеременела вторым ребенком. Родился сын Леша. Тут уже, конечно, пришлось побороться. «Первого мне простили – ну, случилось по глупости. А второго – куда, в нищету? О чем ты думаешь, 18 лет – куда второй? Это было сложнее. Все наше окружение было плохо настроено». Но и с этим – справились. Вместе.

«Мы ржали в покатуху»

Артем и Руслан-старший (в семье есть еще и Руслан-младший) – у них свои мужские игры

О периоде, когда они жили в трехкомнатной квартире  вшестером: Таня, Артем, двое детей, ее мама и бабушка, Фалины вспоминают со смехом. Они вообще обо всем говорят с улыбкой, даже о самом трудном. «Иначе йокнутся можно!» – говорит Таня.

А «йокнуться» было с чего: середина 90-х, на памперсы денег нет, на стиральную машинку – тоже. После рождения второго ребенка Танина бабушка слегла, и Тема, приходя вечером с работы, сразу запирался в ванной со стиркой часа на два. «Мне кажется, мы тогда только и делали, что стирали», – снова хохочет Таня.

«Нас пугали, что будет трудно, а мы сами были очень довольны. У нас не было никаких кризисов, притирок, только счастье. То, что стало можно жить вместе – для нас это был восторг!

Это же можно вместе книжки читать, фильмы ночами смотреть. А дочка родилась – было так весело! Мне все было интересно», –  вспоминает Таня.

У Алены – прекрасные отношения с вороном Пиратом. В семье Фалиных Пират стал четвертой птицей – они выхаживали и раненых птенцов, и взрослых 

Они, правда, все делали вместе. А если случались какие-то «ужасы» – опять смеялись. Когда Свете было два года, а маленькому Леше годик, Таня случайно заснула над учебником, – готовилась к экзамену. Придя домой, Артем застал в квартире разгром: все шкафы открыты, вещи разбросаны по комнатам, коробки выпотрошены. И посреди спит Таня, сидит испуганная собака, а дети с наслаждением раскидывают содержимое очередного ящика.

Что тут сделает обычный родитель? А они и до сих пор, вспоминая, хохочут и говорят друг другу: «А помнишь еще вот этот прикол?».

Говорю: я, кажется, поняла ваш секрет, вы надо всем смеетесь так искренне! «Это юношеское», – отмахивается Таня, мол, чего ж тут такого особенно сложного – смеяться в лицо проблемам.

За час до того, как мы, наконец, сели записывать эту беседу, во время фотосъемки раскапризничался  Саша. Нет, вопил как сирена!  На одной ноте, громко, слезы градом, он кричал «Таня!» и просился на ручки. Целый час.

Сашу можно понять – за день до этого он вернулся из колонии со свидания с мамой и очень скучал. Таня с Артемом утешали, носили на руках, качали, но – не забывали улыбаться, и как-то легче от этого всем было – и им, и Саше, и мне – случайному свидетелю этой сцены.

Второе дыхание

«Мы видим свои ошибки. Но с детьми вообще ни в чем нельзя быть уверенными. Мне нравится фраза: «сколько ты ни воспитывай детей, они все равно вырастут похожими на тебя»», – говорит Татьяна

Тут бы жить да радоваться, но в 26 лет Таню накрыл кризис. К этому времени у нее с Артемом уже были первые взятые под опеку дети – сначала две сестры, Геля и Зоя. Позже к ним присоединился младший брат, а еще – свободные братья Артема по отцу.

Он разыскивал своего родителя в Саранске, но нашел могилу, вдову и двух братьев в очень сложном положении. Парней забрали в Нижний. Так и жили – на полуптичьих правах, потому что с опекой тогда были трудности, без средств – потому что на детей государство денег не платило. Двое своих, приемные, и вдруг – кризис.

«Не проходить мимо нуждающегося в помощи – это у меня от мамы. Она очень сердобольная, хотя это старательно скрывает», – объясняет Татьяна

«Мы стояли на грани развода, был момент, когда казалось: мы ошиблись, может быть, нас ничего и не связывает. Ведь сошлись-то мы подростками, а потом повзрослели. Женились одними людьми, а стали немного другими.

Не разбежались только благодаря Артему», – говорит Татьяна.

Я бы добавила, что, по моим наблюдениям, в этой семье многое – благодаря Артему. Нет, это не умаляет Таниных заслуг. Но Артем – настоящий тыл, опора, помощь. Не знаю, как все, что делает Таня, можно в принципе «смочь», не имея такого мужа…

«У нас есть определенные традиции. Например, укладывание спать: вместе проговариваем день, молимся, поем колыбельные. Это возможность просто побыть всем вместе», – рассказывает Артем

«У него была позиция, как в анекдоте: «убить хотелось, а развестись никогда». И он очень четко это сформулировал, когда мы были уже в шаге от краха. Накопились и обиды, и поступки, которые трудно простить.

Знаете, не страшно, когда ругаешься до битой посуды. Страшно, когда уже не злит ничего, и ты понимаешь: выгорело. Мы до этого момента дошли.

И Артем тогда сделал то, что перевернуло наш брак».

После очередной ссоры Тема вышел на балкон, немного подумал и сказал: «Знаешь, я не хочу разводиться. Не из-за детей, не из-за каких-то организационных моментов. Просто представь: мы сейчас разбежимся.

Мы сделаем выводы и наверняка даже будем счастливы во вторых  браках. Но мы всегда будем знать, что это компромисс, потому что мы не удержали то главное, что у нас было».

«И я вдруг поняла, что он прав.  И с этого момента начался перелом. Ушли обиды, прекратились обвинения. Возникло второе дыхание», – рассказывает Таня.

«Я – как блудный сын, которого ждали»

«Саша – он полностью Темин», – рассказывает Татьяна. Успокоить плачущего мальчика было под силу только Артему, он мог часами носил рыдающего Сашу на руках

Примерно в это же время супруги пришли к вере. Пришли непросто – на фоне личного кризиса Таня заболела туберкулезом. Но в больнице, где она лечилась, произошла встреча с человеком, который привел ее к Богу.

«У меня был период обиды на Бога, такой запоздалый подростковый бунт. Но в словах этого человека я вдруг услышала важную мысль: если у меня что-то не складывается в отношениях с Богом, то может быть это я косячу, а не Он?

Хорошо помню этот момент примирения: я просто однажды выбежала из дома и буквально с ноги влетела в ближайший храм. Шла всенощная, мне навстречу двигался священник с кадилом, как будто приветствовал.

И тут пазл сошелся, я почувствовала, что меня тут всегда ждали. Что это я тот блудный сын, который просто долго не появлялся, но вот я пришла, и мне – рады». С этого момента Таня и Артем потихоньку стали воцерковляться, а на 15-ую годовщину брака обвенчались.

По-гаррипоттеровски

«Проблема выгорания у нас есть. Через нас проходит столько боли! Я не умею отстраняться, только выключать на время источник информации. Говорю себе: «Таня, сейчас у нас пустая голова! Пустая, я сказала»

А потом Татьяна пришла работать в редакцию православной газеты, очень быстро стала известна. Вплоть до того, что ее мужа, талантливого фотокорреспондента, который работал в том же издании, все стали называть просто «Муж Татьяны Фалиной». Артем до сих пор об этом со смехом рассказывает, потому что – гордится же женой!

Попав однажды по работе в одну из колоний Нижегородской области, журналист Татьяна Фалина поняла, что нашла свое служение. Она не боится громких слов, это – призвание. «Не объяснить, просто вдруг понимаешь, что ты должен быть здесь. Ты все умеешь, ты понимаешь, как надо. Как в книжке про Гарри Поттера, когда он только сел на метлу и вдруг осознал: он умеет летать». Татьяна закончила катехизаторские курсы и сначала посещала тюрьмы как миссионер-волонтер, а затем – как сотрудник епархии.

Со временем к беседам о вере, лекциям по истории церкви и ответам на вопросы подключилась еще и социальная работа. «Осужденные обращаются с различными вопросами – у кого с родителями проблема, кому-то самому надо помочь. Постепенно у нас складывается такой тесный круг общения, когда сами сотрудники колонии выходят на связь, если есть неординарная ситуация, которую они решить не в состоянии».

Татьяна: «Воспитывая девочку, ты закладываешь задел на внуков и правнуков. С девочками ошибки дороже обходятся. У мальчиков они еще исправимы, у девочек нет. Девочек надо любить и доказывать это каждую минуту»

А потом появились женщины, которые попросили Таню на время взять в семью их детей. Мама Саши – гражданка Нигерии, мама Бэллы – цыганка из Молдавии. Когда они выйдут из тюрьмы, их вместе с детьми депортируют, и Фалиным с малышами придется расстаться. Возможно – навсегда. Но это все же лучше, чем если бы у мам забрали дочь и сына, и они потеряли бы их в детских домах.

«Конечно, мы успели привязаться. Но у меня есть огромное доверие к Богу.  О каких-то вещах лучше просто не париться. Просто говорю: Господи, ну пусть оно само как-то.

У меня очень часто ощущение, когда несешься на велосипеде с горы, и не понимаешь, как ты еще не упал. Этот эффект очень сильный, мне трудно понять, нравится он мне или нет, но я к этому привыкла.  Потому что жизнь по плану у меня, в общем-то, не складывается», – говорит Татьяна.

«Счастье – когда ты плывешь в своей реке»

«Это букет для Тани», – шепнул нам Руслан-старший во время прогулки. Как джентльмен, он нес цветы до самого дома – потому что руки у Татьяны были заняты, приходилось по очереди нести то Сашу, то Бэллу

У Тани еще очень много историй, записать и рассказать все – места не хватит. Тут и о том, как они с Артемом целую зиму ночевали на балконе, чтобы в перенаселенной квартире иметь хоть какое-то личное пространство. И о том, как она выполнила-таки мамину мечту: получила высшее образование – буквально на год раньше, чем закончила институт старшая дочь Света, но получила же!

И про Алену – девочку с ожогами и без кистей рук, которая в семье уже два года, и успела очень измениться – чего только стоят успехи в конном спорте. И про ворона Пирата – он у Тани уже четвертый, она не только детей спасает, но и птиц.

И про машину с наклейкой «Нашествие» – ездили на фестиваль, но наклейку оставили потому, что когда вся семья вываливается из мини-вэна, это же и правда нашествие! И про новый дом, который Фалины строят на пожертвования и скоро отпразднуют новоселье. И про чудо, когда дети молились о хорошей погоде и разогнали тучи.

Кому стало действительно интересно, я с радостью переадресую к Татьяне Фалиной в Facebook – там море позитива.

«Ты счастливая?» – спрашиваю. Это Таня предложила сразу перейти на «ты», хоть мне и неловко, я с пиететом и огромным уважением. «Счастливая, – она улыбается, спокойная и красивая. Хотя говорит, что и устала, и взвинчена.  –  Счастье – это же не отсутствие проблем. Мне кажется, это состояние всегдашнее.

Ты или плывешь в своей реке, и тогда ты счастлив. Или нет – и тогда, понятно, несчастлив. Счастье – это базово, это тот фон, на котором ты живешь».

«В быту хочется быть с человеком, которому не надо пускать пыль в глаза»

«Нет идеального рецепта женского счастья. Для меня, например, непостижимо счастье в одиночестве. Мой кошмар – это пустая квартира, в которой не звучат детские голоса»

«Хорошая у тебя жена», – киваю Артему. Он смеется. «У нас тут брали интервью, и говорят: ну понятно, что инициатор всего Таня, а как Артем все это выносит?

Я отвечаю: главное любить свою жену, тогда ты стерпишь всех детей, которых она тебе рожает, и тех, которых на улице насобирает. Не важно, что мы меняемся… Хотя, трудно было. Она вышла замуж за рокера, за начинающего писателя, а он потом превратился в работягу, а потом в фотографа».

«А ты на ком женился?» – говорю. «Я женился на девочке, которая смотрела мне в рот, которая меня слушалась. А тут вдруг раз – она крупный специалист!»

«Я понимаю, что могу произвести впечатление, мозги запудрить кому угодно, – добавляет Татьяна. – Но в быту хочется быть с человеком, которому не надо пускать пыль в глаза. Который знает тебя далеко не с идеальной стороны, и при этом остается рядом. Это ценнее. Мне не близко вот это отношение в браке, как у меня бабушка говорила: с мужем живи, а голым задом не поворачивайся. Мне кажется, что брак – это как раз то место, где можно повернуться спиной.

«Побыть вдвоем очень важно, – размышляет Татьяна. – Нам старшие дети тут предложили поехать на море. Отдохните, говорят, мы справимся. Конечно, хотелось бы…»

Брак – это когда прирастаешь друг к другу, когда твои ошибки – это общая боль, они вместе залечиваются», – размышляет Татьяна.

И все-таки у Татьяны и Артема есть какой-то неуловимый талант. Что-то такое они умеют, как-то аккумулируют в себе любовь, чтобы потом раздавать ее как минимум на 10 душ.

«Мне кажется, что у нас есть какой-то такой «пылесосик счастья». Я коплю счастье по крупицам, но я на него очень настроена. Вот воробьи копошатся в луже, или голубь вспорхнул – меня это заряжает уже. Закат. Прогулка. Вместе фильм посмотреть или сорваться на машине за город. У нас так с Артемом: мы стали ценить моменты. Умеем использовать время для себя.

Даже если мы в ссоре, но именно сейчас есть возможность побыть вдвоем, мы говорим: «Слушай, а давай у нас сейчас будет романтика авансом».

«Похвала для нас – не искушение»

Дом строится

Татьяна кажется человеком очень наполненным, цельным. Такими бывают только очень любимые с детства люди – у них самый крепкий фундамент. «Да, я была всегда уверена, что любима. В этом смысле спасибо моей маме – мы всегда были очень близки с ней. Стрессоустойчивость моя – благодаря этому. Уверенность необходима для того, чтобы делать то, что я делаю.

Понятно, что мы часто слышим восхваления. Для нас это не искушение – я все это хорошее про себя знаю, но и плохое – тоже, – говорит Татьяна. Если ты знаешь, что поступаешь правильно, надо идти до конца. А если не уверен – все равно делай что-то, и оно куда-то вырулит. Я детей учу: когда не ясно, как поступить, поступай как порядочный человек».

Я где-то слышала или читала, что мир стоит на праведниках. Их немного, но они всегда должны быть, и если есть – значит, и мы еще поживем, значит, Бог сохранит нашу Землю. Так вот мне кажется, что праведники эти – не только старцы, которые в глухих монастырях молятся за все человечество.

Праведники – это такие вот «обыкновенные» и одновременно удивительные люди, как Таня и Артем. И я у них чему-то научилась. Как минимум – улыбаться, даже когда очень трудно.  А еще – завела себе свой собственный «пылесосик счастья». Чего и вам искренне желаю!

(Интервью было записано в 2018 году, но «пылесосик счастья» без дела не простаивает)

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?