Порой для того чтобы найти действительно хорошего учителя для своего ребенка, в ход идут любые средства: отзывы, сарафанное радио, личные знакомства. Правда, ответить, какой он – хороший учитель, однозначно нельзя: для каждого родителя важен свой набор качеств, и каждый хочет, чтобы самая важная встреча в жизни все-таки состоялась.
В 2017 году мне посчастливилось записать серию интервью с российскими учителями для сборников «Учителя – учителям» и «Учителя – родителям». Я не искала у них общего ответа на самый главный вопрос, но каждый учительский ответ, каждая мудрая мысль добавляли что-то новое для меня в понимании того, какими разными могут быть хорошие учителя. Это был невероятно интересный опыт, которым я хочу с вами поделиться.
Поэтому сегодня, в День учителя, мы публикуем цитаты из этих интервью, которые расскажут о важных свойствах хорошего учителя с точки зрения педагогов, а также рассказы наших читателей о том, какими они видят хорошего учителя – на личном опыте и опыте своих детей.
Мы также попросили эксперта в сфере детского образования, автора курсов для родителей @polina_education Полину Мальцеву поделиться советами и рекомендациями о том, как выбирать учителя.
Вопросы, которые нужно задать первому учителю
Каждому родителю первоклассника хочется, чтобы ребенок попал к хорошему учителю. При этом критерии «хорошести» у всех разные, иногда – диаметрально противоположные. Одни хотят, чтобы учитель был строг, другие ценят творческую атмосферу, одним нужен энергичный педагог, другие хотели бы, чтобы он был спокойным и даже флегматичным. Как правило, родители сталкиваются с необходимостью выбрать учителя на общем собрании первоклассников в мае, когда директор представляет педагогов, набирающих первый класс. Как тут не растеряться?
Эксперт по детскому образованию Полина Мальцева рекомендует задавать учителям вопросы. Например, такой: «Что вам важно развить в детях, какими бы вы хотели, чтобы они стали по окончании начальной школы и что бы знали и умели?»
Об эксперте
Полина Мальцева – эксперт в сфере дошкольного и школьного образования, автор курсов для родителей polina_education, куратор образовательных проектов. Ее авторский курс «Образовательная стратегия ребенка» прошли более 5000 семей. Руководила проектом создания школы «Летово», социальной структурой в г. Доброграде. Стратегический директор школы the Island на Кипре. Консультирует крупные образовательные проекты в России и за рубежом. Автор блога об образовательных стратегиях.
Полина поясняет: «Задавая этот вопрос, мы хотим узнать, на какой образовательный результат готов работать педагог. После его ответа обязательно задайте уточняющий вопрос: «Что вы делаете, чтобы этого добиться, и как вы это делаете, какие даете задания?»
При следующей встрече, когда вы собрались в классе с родителями, с которыми вас соединила судьба на ближайшие четыре года, задайте такой вопрос: «Какой поддержки учитель ждет от родителей? Например, что надо иметь дома или делать дома, чтобы эффект от его работы был максимальный?»
«Ответ на этот вопрос, во-первых, позволяет понять, на какие знания, навыки и качества работает учитель, а во-вторых, такая информация действительно подспорье для родителя: совместная работа с ребенком даст намного больший результат, – говорит Полина Мальцева. – Это хорошая возможность понять, насколько позиция учителя соответствует вашей. Если она вас не устраивает, хорошо, чтобы вы поняли это на берегу, а не в середине учебного года».
В случае с первоклашками важен не только образовательный результат, но и социальные навыки, поэтому попросите учителя посоветовать, как вам как родителями вместе с ним сдружить класс. Можем ли мы придумать совместные мероприятия? Как мы, родители, можем подключиться?
Немало расскажет об учителе и то, как он взаимодействует с детьми – это вы увидите уже 1 сентября. Если учитель не встречает детей, не показывает им класс, не знакомит ребенка, пришедшего позже, с другими детьми, если дает оценку ребенку при других – «ой, какой ты у нас маленький!» – все это маркеры не очень корректного социального поведения учителя, означающих, что в классе, скорее всего, будут фавориты и что учитель не будет работать на психологический комфорт.
«Моя первая учительница стала примером для меня»
Наша читательница Анна из г. Узловой с теплотой вспоминает свою учительницу начальной школы Людмилу Александровну Короткову из школы №17. «Учитель добрый, глубокий, всегда были интересные занятия. Видела каждого ребенка и его способности, потребности, интересы. Наш класс был как семья. Учитель стала примером для меня и определила выбор моей профессии. Я тоже учитель. Считаю необходимыми для учителя качествами человечность, доброту, чуткость, интерес и любовь к своему делу».
Лайфхак: если учитель попросит о помощи в подготовке кабинета к учебному году, не спешите отказываться, приходите украшать класс вместе с ребенком. Во-первых, у вас будет уникальная возможность познакомить ребенка с учителем в неформальной обстановке. Во-вторых, вы воочию увидите, как учитель будет взаимодействовать с детьми. В-третьих, вы все вместе – учитель, ученик, родитель – будете делать общее дело, это важно для установления отношений. Наконец, в-четвертых, вы наглядно продемонстрируете свою готовность помогать учителю в его начинаниях.
Чего не должно быть у учителя первоклассника
«Не должно быть единого шаблона, с которым он подходит ко всем детям», – говорит наш эксперт. Понятно, что у учителя есть программа, но хорошо, если он при этом понимает, что в классе может происходить разное, и умеет адаптировать образовательную ситуацию под то, что сейчас подходит и актуально детям.
Если вы присутствовали при знакомстве ребенка и учителя, наверняка внимательно наблюдали за тем, как учитель в первый раз общается с ребенком. Не очень хорошо, если он сухо реагирует на приход первоклассника. Плохо, если у него есть очевидные аутсайдеры, которых он выделяет. «Если учитель говорит: «Наш Вася опять…», то это для меня тревожный признак, особенно если я родитель Васи. И если вы чувствуете, что есть негативное оценочное суждение, которое повторяется из раза в раз, то это однозначная ситуация, когда надо менять учителя, точнее класс. Оставлять ребенка в ситуации хронического неуспеха, которую поддерживает учитель, нельзя», – рекомендует эксперт.
«Хорошие учителя не начинают 1 сентября сразу с учебы. Сначала – доверие»
О том, кто такой хороший учитель, размышляет Сергей Владимирович Реутский, учитель физкультуры, «Новая школа», автор методики и методических пособий:
«В одной притче говорится, что если представить, что знания – это богатство, которое лежит за дверью, то дверью будет понимание, а ключом к замку – доверие.
Многие современные учителя плохо умеют создавать доверительные отношения, да и школа в целом для этого сегодня не предназначена. А хорошие учителя 1 сентября не начинают сразу учебой и не занимаются ей до тех пор, пока не возникли доверительные отношения между ними и детьми и у детей между собой, это тоже очень важно.
Есть еще одна притча, и это, по-моему, великолепный инструментарий для педагогической работы. Представьте, что учитель и ученик – это два человека, которые стоят на противоположных берегах реки, и у учителя есть какое-то богатство, а ученик хочет его получить. Чтобы добыть богатство, нужно построить мост.
А дальше возможны разные варианты. Строить мост могут оба. Может один строить, а второй разрушать. Доверие – это как раз и будет этот мост. Но ведь богатство может быть разной величины и веса. Соответственно, чем больше мы хотим передать или получить, тем прочнее мы должны строить мост, и это тоже дело непростое, иначе что-то можно будет передать, а что-то нельзя. И, наконец, возможна еще одна интересная ситуация: когда оба работают в поте лица, но они никогда не встретятся, потому что строят мост в разных местах. Так вот, только если мы будем понимать ценности доверия и научимся строить доверительные отношения – из нас получатся хорошие педагоги».
Стоит насторожиться, если учитель не задает ученикам вопросы открытого типа, если основной массив заданий, которые он дает в классе и на дом, – на запоминание и повторение (спиши буквы по образцу 100 раз и выучи стихотворение).
Родителям может также не нравиться то, что учитель идет по учебнику и никак творчески не адаптирует программу под себя, под детей, не использует раздаточный материал и так далее. Но это справедливо только в отношении «углубленных», «продвинутых» школ, и надо понимать, что если у школы минимальное финансирование и в классах по 45 детей, то, конечно, по-другому и не будет.
Добрый или строгий: какой учитель подойдет вашему ребенку
Когда родители пытаются представить, насколько комфортно будет их ребенку с тем или иным типом учителя, они часто исходят из собственных представлений. Например, семьи, которые растят детей в ценностях демократических свобод, хотели бы, чтобы учитель тоже разделял эти принципы. Другие, наоборот, хотели бы, чтобы учитель был построже, особенно если ребенок рос в ситуации гиперопеки, в которой семья потакала всем его желаниям и не выстроила в срок границы. Школы, со своей стороны, обычно считают, что было бы здорово, чтобы ценности, которые транслируют учитель и школа, разделялись семьей, чтобы не было противоречий между значимыми взрослыми.
«На самом деле главное – насколько ребенку комфортно с этим человеком. Он не обязан обожать педагога, но ему не должно быть страшно или неловко в присутствии учителя. Он не должен съеживаться, стрессовать», – говорит Полина Мальцева.
«По-настоящему вторая мать!»
Наша читательница Марина из Москвы вспоминает педагога своего сына: «Марина Ивановна Холод учила моего незрячего сына Артёма с 2015 по 2021 г. Человечище! По-настоящему вторая мать. С ней можно было быть всегда спокойной и за образовательный процесс (математика + классный руководитель), и за абилитационно-реабилитационный. Проследит и направит, научит и воспитает, вместе всегда и везде, любые экскурсии, конкурсы, посиделки с родителями и детьми – всё это она. Блестящий педагог, психолог, грудью стоящий за знания и интересы детей. За всю историю школы она первая выпустила четырех медалистов из класса, сумев замотивировать детей на учебу и достижение недостижимого. Необходимые качества хорошего учителя – любовь к профессии и детям, профессионализм и человечность».
Ответ на вопрос о том, строгий или мягкий учитель лучше для вашего ребенка, зависит от того, насколько у ребенка к началу первого класса были сформированы волевые процессы и исполнительные функции, насколько были правильно поставлены границы, есть ли развитое мышление и понимание своих свобод и самостоятельности. Иначе говоря, может ли ребенок выполнять обращенные к нему инструкции, способен ли в течение урока, не отвлекаясь, заниматься учебой, понимает ли, как должно выглядеть общение ученика и учителя. Если все это есть, то можно идти к человеку, исповедующему демократический подход, который дает больше свободы и выбора ребенку.
Как читать отзывы об учителе: ищите золотую середину
Довольно частая ситуация, когда вы ищете информацию об учителе и находите противоречивые отзывы. Другой вариант: все хвалят замечательную атмосферу в классе, рассказывают о дружбе детей с учителем, но ничего не говорят о том, насколько хорошо дети учатся и куда затем поступают.
Полина Мальцева рекомендует все же обратить внимание на то, каких образовательных результатов достигает педагог, отделяя при этом единичный хвалебный отзыв от массовых. «Если мама говорит: «Наша Алена успешно поступила…», то это не то же самое, что весь класс успешно сдал экзамены в четвертом классе. Возможно, этот один ребенок ходил еще на кучу дополнительных занятий и поэтому поступил. Примеряйте на себя усредненный образовательный результат, а если такой информации нет, уточняйте ее».
«Хороший учитель – это обязательно полноценно свободный человек»
О качествах хорошего учителя говорит Римма Анатольевна Храмцова, учитель литературы в гимназии №1514: «Хороший учитель – это обязательно полноценно свободный человек. Это человек, который идет в школу не для того, чтобы решать свои проблемы. К сожалению, я думаю, очень многие учителя приходят именно с этой целью. Но учитель должен быть человеком, не отягощенным этим, способным к восприятию и принятию того, кто перед ним, принятию каких-то идей. Без свободы хорошего учителя не бывает точно, это то качество, которое совершенно необходимо. И самая большая учительская беда – огромная внутренняя несвобода… В учительскую профессию часто идут, чтобы что-то компенсировать. В школе это вполне реально: например, здесь можно компенсировать недостаток возможности проявлять свою власть».
Но самое главное, эксперт рекомендует всегда уточнять, что родитель имеет в виду, если говорит об учителе, что он строгий или добрый. Что учитель разрешает, что запрещает? Все вкладывают разное в понимание доброты, адекватности, границ, строгости.
Когда пора менять учителя
Мы уже говорили о красных флагах, которые сразу должны насторожить родителей в поведении педагога начальной школы. Теперь немного о том, что служит сигналом о необходимости сменить учителя, с которым вы вместе уже несколько лет.
Первое – обесценивание. Если вы видите, что ребенок в аутсайдерах у учителя и постоянно подвергается комментариям, разрушающим его уверенность в себе.
Второй момент, который должен насторожить, – если учитель ставит хорошие оценки, говорит родителям, что все отлично, а потом вы делаете независимую диагностику по, например, математике или проходите тренировочное тестирование в сильную среднюю школу и видите, что ребенок капитально не знает предмет и получил гораздо более низкую оценку, чем у вашего учителя. Возможно, тут можно не уходить, а думать о дополнительных занятиях, понимая, что у вашего учителя очень низкая планка академических результатов, на которые он работает и к которым ведет детей. Но это будет очень сильно влиять на образовательный результат.
Третий сигнал – когда при молчаливом бездействии учителя происходит травля. В этом случае тоже надо менять класс. Травля всегда происходит при попустительстве взрослого. Но при этом надо понимать, что травля – это не конфликт двух детей, это когда группа детей объединяется для унижения или создания неблагополучных, небезопасных для ребенка ситуаций. Здесь действительно надо что-то делать.
Когда же с точки зрения комфорта все замечательно, но вы видите недостаточные академические результаты у этого учителя, а менять целый класс, где есть уже сложившиеся социальные связи, не хочется, то можно подумать о дополнительных занятиях с репетитором. Это особенно важно для подросткового возраста, когда социальные связи имеют большое значение для ребенка.
Если учитель «дает» 100 баллов по ЕГЭ, но унижает детей
В старшей школе, выбирая профильные классы и педагогов-предметников, родители ориентируются на показатели поступлений и уже не так пристально изучают атмосферу в классе и личные качества наставников. Бывают учителя-звезды, которые гарантируют высокий балл по ЕГЭ. Но что делать, если подготовка при этом оборачивается безумной гонкой и бьет по психике ребенка?
Полина Мальцева уточняет: «Сто баллов по ЕГЭ не равно правильные и глубокие знания в предметной области. Корреляция есть, но в целом подготовка к ЕГЭ – это натаскивание на определенный формат экзамена, который часто противоречит формированию мышления в этой предметной области. Если предметник классно дает свой предмет, но при этом унижает детей, это ненормально! Психологический комфорт детей – это базовый принцип того, что должно быть в школе и в классе, на котором строится процесс обучения. У новозеландского педагога Джона Хэтти в книге его исследований «Видимое обучение» перечисляется очень мало факторов, которые отрицательно сказываются на образовательных результатах, но унижение, психологическая травма, травля детей – один из них. Отсутствие у ребенка психологической безопасности – то, что разрушает весь процесс обучения».
«Учитель должен уметь поговорить «за жизнь»
О том, что учитель-предметник должен не только быть специалистом в своей сфере, но и эмпатичным человеком, рассуждает Елена Владимировна Андреева, учитель и заведующая кафедрой информатики в Специализированном учебно-научном центре им. Колмогорова (СУНЦ МГУ): «Я считаю, что, во-первых, учитель должен быть не преподавателем, а именно учителем, и должен выстраивать, конечно, не панибратские, но все же дружеские отношения с детьми. Учитель должен уметь поговорить с ними «за жизнь», обсудить их проблемы, и необязательно на перемене. Учитель, который просто преподаватель, проходит фоном у ученика и как учитель им точно не запомнится. Ученики разные, у них разные родители – у кого-то прекрасная семья и дружеское общение в ней, а кто-то страдает от нехватки внимания, кто-то, наоборот, от избытка… И учитель в каком-то смысле должен быть правильным взрослым в их детской жизни, наставником».
Другое дело, что порой родители принимают за унижение и психологическую травму то, что ими не является.
У многих современных родителей искаженная картина, вызванная тем, что в свое время поколение наших родителей во многом некорректно и иногда чересчур жестко вело себя в отношении нас. Поколение, которое сейчас воспитывает детей, часто принимает неосознанное решение идти в противоположном направлении и полностью следовать за ребенком, потакать любой его прихоти. Сегодня в школу приходит огромное количество детей, у которых не выставлены базовые границы, они не умеют самостоятельно работать, не умеют считаться с мнением других, считают, что им все должны. Когда учитель корректно формулирует границы, какие-то родителей будут считать, что этим их ребенку наносится психологическая травма.
Но, конечно, если ребенка при всех словесно унижают, ставят в угол, обесценивают, поощряют травлю – этого не должно быть, и никакие предметные знания это не оправдывают.
Хороший учитель – тот, который учит
«На мой взгляд, хороший учитель – это человек, который дает образовательные результаты на том уровне, на котором все договорились, – говорит наш эксперт. – Есть разные школы, разные коллективы, разные процессы отбора детей, разные результаты. Но если все обо всем договорились и в среднем учитель доводит детей до этих результатов, то это первый признак, что учитель хороший».
Второй признак хорошего учителя – навык следить за психологическим комфортом и безопасностью детей в классе. Хороший учитель прививает им определенный набор ценностей и понимает, что он на это влияет. «Не все учителя это осознают или готовы брать на себя эту ответственность – просто потому что они выгорели и устали или им и так хватает нагрузки. Но если они берут ее, помогают классу сдружиться, обсуждают ситуации, которые происходят, рассказывают о своем опыте и опыте других людей, то это очень обогащающая среда для ребенка».
«Он учил не только математике, но и доброте, милосердию»
Наша читательница Елена из Москвы рассказывает о любимом педагоге своих детей из лицея «Вторая школа»: «Сергей Иванович Васянин учил троих детей и племянника. Он всегда удивлял сочетанием юного азарта с безграничным терпением и мудростью. Он учил моих детей не только математике, но и доброте, милосердию, человечности в самых разных обстоятельствах. С громадной благодарностью вспоминаем, с каким терпением, тактом, юмором он помогал во всем, сколько сил и сердечного тепла тратил на каждого! Главными качествами хорошего учителя считаю высокий эмоциональный интеллект, готовность учиться новому, трудолюбие и терпение».
Третий признак, указывающий на хорошего учителя, – он не только добивается частных образовательных результатов, но и учит детей мыслить. «По таксономии Блума (система учебных целей, которые классифицированы по принципу от простого к сложному. – Ред.), на нижнем уровне – запоминание и сравнение базовых понятий, а на верхнем – анализ, синтез, оценка. Если учитель учит высшим когнитивным процессам – анализу и оценке информации, то это очень хороший учитель: он дает важные вещи, которые ребенок будет применять не только в конкретной предметной области, но и в целом по жизни».
Но есть еще и вишенка на торте, говорит Полина Мальцева: «Если учитель обладает еще и методиками дифференцированного обучения, если понимает, что в классе дети разного уровня и умеет давать программу и материал таким образом, чтобы работать в зоне ближайшего развития каждого ребенка, то вам повезло попасть к выдающемуся педагогу».
Помимо всего перечисленного, хороший учитель четко разделяет между детьми и собой ответственность в процессе обучения. «Есть ответственность ребенка, и педагог умеет правильно транслировать ее детям, – говорит Полина. – Хороший учитель не снимает с себя свою часть ответственности и не говорит, что ему достались вот такие дети. Он умеет работать с разными детьми, ставить этот водораздел и четко показывать: я могу дать любому ребенку вот этот уровень, а если вы будете стараться, то сможете сделать больше. Хороший учитель дает ребенку понять, как получить хороший результат и понимание того, какой он и по каким критериям будут оценивать его работу. Наконец, у хорошего учителя ученик понимает, как он может повлиять на свой образовательный результат».
Что такое коллективная эффективность учителей, и зачем она нужна
Возможно ли, чтобы все учителя в школе были хорошими? Хотя распространено мнение, что обычно в школе мало «звезд», однако такая вероятность все же есть.
«По мнению педагога Джона Хетти, один из факторов, который больше всего влияет на образовательные результаты детей, когда с ними работает коллектив учителей, – это коллективная эффективность учителей», – объясняет Полина Мальцева.
Она уточняет, что речь в данном случае идет о таком педагогическом составе, в котором каждый педагог сам по себе личность и может доводить до результата, каждый глубокий эксперт в своей теме. Но главное – у коллектива есть совместные правила, о которых они совместно договорились. Учителя одинаково оценивают детей, обсуждают их. Если в школе есть такой коллективный процесс работы учителей, то вполне возможно, что там все учителя хороши, просто по-разному. Конечно, совсем не обязательно при этом вам и вашему ребенку каждый учитель будет казаться потрясающим. Но школа все равно при этом будет работать как единый организм, как слаженный оркестр.
Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ