Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Пять признаков хорошего учителя и лайфхаки для тех, кто хочет его найти

Кто такой хороший учитель и как его выбрать? Это вопросы, которые волнуют всех без исключения родителей

Порой для того чтобы найти действительно хорошего учителя для своего ребенка, в ход идут любые средства: отзывы, сарафанное радио, личные знакомства. Правда, ответить, какой он – хороший учитель, однозначно нельзя: для каждого родителя важен свой набор качеств, и каждый хочет, чтобы самая важная встреча в жизни все-таки состоялась.

В 2017 году мне посчастливилось записать серию интервью с российскими учителями для сборников «Учителя – учителям» и «Учителя – родителям». Я не искала у них общего ответа на самый главный вопрос, но каждый учительский ответ, каждая мудрая мысль добавляли что-то новое для меня в понимании того, какими разными могут быть хорошие учителя. Это был невероятно интересный опыт, которым я хочу с вами поделиться.

Поэтому сегодня, в День учителя, мы публикуем цитаты из этих интервью, которые расскажут о важных свойствах хорошего учителя с точки зрения педагогов, а также рассказы наших читателей о том, какими они видят хорошего учителя – на личном опыте и опыте своих детей.  

Мы также попросили эксперта в сфере детского образования, автора курсов для родителей @polina_education Полину Мальцеву поделиться советами и рекомендациями о том, как выбирать учителя.

Вопросы, которые нужно задать первому учителю

Каждому родителю первоклассника хочется, чтобы ребенок попал к хорошему учителю. При этом критерии «хорошести» у всех разные, иногда – диаметрально противоположные. Одни хотят, чтобы учитель был строг, другие ценят творческую атмосферу, одним нужен энергичный педагог, другие хотели бы, чтобы он был спокойным и даже флегматичным. Как правило, родители сталкиваются с необходимостью выбрать учителя на общем собрании первоклассников в мае, когда директор представляет педагогов, набирающих первый класс. Как тут не растеряться?

Эксперт по детскому образованию Полина Мальцева рекомендует задавать учителям вопросы. Например, такой: «Что вам важно развить в детях, какими бы вы хотели, чтобы они стали по окончании начальной школы и что бы знали и умели?»

Об эксперте

Полина Мальцева – эксперт в сфере дошкольного и школьного образования, автор курсов для родителей polina_education, куратор образовательных проектов. Ее авторский курс «Образовательная стратегия ребенка» прошли более 5000 семей. Руководила проектом создания школы «Летово», социальной структурой в г. Доброграде. Стратегический директор школы the Island на Кипре. Консультирует крупные образовательные проекты в России и за рубежом. Автор блога об образовательных стратегиях.

Полина поясняет: «Задавая этот вопрос, мы хотим узнать, на какой образовательный результат готов работать педагог. После его ответа обязательно задайте уточняющий вопрос: «Что вы делаете, чтобы этого добиться, и как вы это делаете, какие даете задания?»

При следующей встрече, когда вы собрались в классе с родителями, с которыми вас соединила судьба на ближайшие четыре года, задайте такой вопрос: «Какой поддержки учитель ждет от родителей? Например, что надо иметь дома или делать дома, чтобы эффект от его работы был максимальный?»

«Ответ на этот вопрос, во-первых, позволяет понять, на какие знания, навыки и качества работает учитель, а во-вторых, такая информация действительно подспорье для родителя: совместная работа с ребенком даст намного больший результат, – говорит Полина Мальцева. – Это хорошая возможность понять, насколько позиция учителя соответствует вашей. Если она вас не устраивает, хорошо, чтобы вы поняли это на берегу, а не в середине учебного года».

В случае с первоклашками важен не только образовательный результат, но и социальные навыки, поэтому попросите учителя посоветовать, как вам как родителями вместе с ним сдружить класс. Можем ли мы придумать совместные мероприятия? Как мы, родители, можем подключиться?

Немало расскажет об учителе и то, как он взаимодействует с детьми – это вы увидите уже 1 сентября. Если учитель не встречает детей, не показывает им класс, не знакомит ребенка, пришедшего позже, с другими детьми, если дает оценку ребенку при других – «ой, какой ты у нас маленький!» – все это маркеры не очень корректного социального поведения учителя, означающих, что в классе, скорее всего, будут фавориты и что учитель не будет работать на психологический комфорт. 

«Моя первая учительница стала примером для меня»

Наша читательница Анна из г. Узловой с теплотой вспоминает свою учительницу начальной школы Людмилу Александровну Короткову из школы №17. «Учитель добрый, глубокий, всегда были интересные занятия. Видела каждого ребенка и его способности, потребности, интересы. Наш класс был как семья. Учитель стала примером для меня и определила выбор моей профессии. Я тоже учитель. Считаю необходимыми для учителя качествами человечность, доброту, чуткость, интерес и любовь к своему делу».

Лайфхак: если учитель попросит о помощи в подготовке кабинета к учебному году, не спешите отказываться, приходите украшать класс вместе с ребенком. Во-первых, у вас будет уникальная возможность познакомить ребенка с учителем в неформальной обстановке. Во-вторых, вы воочию увидите, как учитель будет взаимодействовать с детьми. В-третьих, вы все вместе – учитель, ученик, родитель – будете делать общее дело, это важно для установления отношений. Наконец, в-четвертых, вы наглядно продемонстрируете свою готовность помогать учителю в его начинаниях.

Чего не должно быть у учителя первоклассника

«Не должно быть единого шаблона, с которым он подходит ко всем детям», – говорит наш эксперт. Понятно, что у учителя есть программа, но хорошо, если он при этом понимает, что в классе может происходить разное, и умеет адаптировать образовательную ситуацию под то, что сейчас подходит и актуально детям.

Если вы присутствовали при знакомстве ребенка и учителя, наверняка внимательно наблюдали за тем, как учитель в первый раз общается с ребенком. Не очень хорошо, если он сухо реагирует на приход первоклассника. Плохо, если у него есть очевидные аутсайдеры, которых он выделяет. «Если учитель говорит: «Наш Вася опять…», то это для меня тревожный признак, особенно если я родитель Васи. И если вы чувствуете, что есть негативное оценочное суждение, которое повторяется из раза в раз, то это однозначная ситуация, когда надо менять учителя, точнее класс. Оставлять ребенка в ситуации хронического неуспеха, которую поддерживает учитель, нельзя», – рекомендует эксперт.

«Хорошие учителя не начинают 1 сентября сразу с учебы. Сначала – доверие»

О том, кто такой хороший учитель, размышляет Сергей Владимирович Реутский, учитель физкультуры, «Новая школа», автор методики и методических пособий:

«В одной притче говорится, что если представить, что знания – это богатство, которое лежит за дверью, то дверью будет понимание, а ключом к замку – доверие.

Многие современные учителя плохо умеют создавать доверительные отношения, да и школа в целом для этого сегодня не предназначена. А хорошие учителя 1 сентября не начинают сразу учебой и не занимаются ей до тех пор, пока не возникли доверительные отношения между ними и детьми и у детей между собой, это тоже очень важно.

Есть еще одна притча, и это, по-моему, великолепный инструментарий для педагогической работы. Представьте, что учитель и ученик – это два человека, которые стоят на противоположных берегах реки, и у учителя есть какое-то богатство, а ученик хочет его получить. Чтобы добыть богатство, нужно построить мост.

А дальше возможны разные варианты. Строить мост могут оба. Может один строить, а второй разрушать. Доверие – это как раз и будет этот мост. Но ведь богатство может быть разной величины и веса. Соответственно, чем больше мы хотим передать или получить, тем прочнее мы должны строить мост, и это тоже дело непростое, иначе что-то можно будет передать, а что-то нельзя. И, наконец, возможна еще одна интересная ситуация: когда оба работают в поте лица, но они никогда не встретятся, потому что строят мост в разных местах. Так вот, только если мы будем понимать ценности доверия и научимся строить доверительные отношения – из нас получатся хорошие педагоги».

Стоит насторожиться, если учитель не задает ученикам вопросы открытого типа, если основной массив заданий, которые он дает в классе и на дом, – на запоминание и повторение (спиши буквы по образцу 100 раз и выучи стихотворение).

Родителям может также не нравиться то, что учитель идет по учебнику и никак творчески не адаптирует программу под себя, под детей, не использует раздаточный материал и так далее. Но это справедливо только в отношении «углубленных», «продвинутых» школ, и надо понимать, что если у школы минимальное финансирование и в классах по 45 детей, то, конечно, по-другому и не будет.

Добрый или строгий: какой учитель подойдет вашему ребенку

Коллаж. Пять признаков хорошего учителя и лайфкаки для тех, кто хочет его найти

Когда родители пытаются представить, насколько комфортно будет их ребенку с тем или иным типом учителя, они часто исходят из собственных представлений. Например, семьи, которые растят детей в ценностях демократических свобод, хотели бы, чтобы учитель тоже разделял эти принципы. Другие, наоборот, хотели бы, чтобы учитель был построже, особенно если ребенок рос в ситуации гиперопеки, в которой семья потакала всем его желаниям и не выстроила в срок границы. Школы, со своей стороны, обычно считают, что было бы здорово, чтобы ценности, которые транслируют учитель и школа, разделялись семьей, чтобы не было противоречий между значимыми взрослыми.

«На самом деле главное – насколько ребенку комфортно с этим человеком. Он не обязан обожать педагога, но ему не должно быть страшно или неловко в присутствии учителя. Он не должен съеживаться, стрессовать», – говорит Полина Мальцева.

«По-настоящему вторая мать!»

Наша читательница Марина из Москвы вспоминает педагога своего сына: «Марина Ивановна Холод учила моего незрячего сына Артёма с 2015 по 2021 г. Человечище! По-настоящему вторая мать. С ней можно было быть всегда спокойной и за образовательный процесс (математика + классный руководитель), и за абилитационно-реабилитационный. Проследит и направит, научит и воспитает, вместе всегда и везде, любые экскурсии, конкурсы, посиделки с родителями и детьми – всё это она. Блестящий педагог, психолог, грудью стоящий за знания и интересы детей. За всю историю школы она первая выпустила четырех медалистов из класса, сумев замотивировать детей на учебу и достижение недостижимого. Необходимые качества хорошего учителя – любовь к профессии и детям, профессионализм и человечность».

Ответ на вопрос о том, строгий или мягкий учитель лучше для вашего ребенка, зависит от того, насколько у ребенка к началу первого класса были сформированы волевые процессы и исполнительные функции, насколько были правильно поставлены границы, есть ли развитое мышление и понимание своих свобод и самостоятельности. Иначе говоря, может ли ребенок выполнять обращенные к нему инструкции, способен ли в течение урока, не отвлекаясь, заниматься учебой, понимает ли, как должно выглядеть общение ученика и учителя. Если все это есть, то можно идти к человеку, исповедующему демократический подход, который дает больше свободы и выбора ребенку.

Как читать отзывы об учителе: ищите золотую середину

Довольно частая ситуация, когда вы ищете информацию об учителе и находите противоречивые отзывы. Другой вариант: все хвалят замечательную атмосферу в классе, рассказывают о дружбе детей с учителем, но ничего не говорят о том, насколько хорошо дети учатся и куда затем поступают.

Полина Мальцева рекомендует все же обратить внимание на то, каких образовательных результатов достигает педагог, отделяя при этом единичный хвалебный отзыв от массовых. «Если мама говорит: «Наша Алена успешно поступила…», то это не то же самое, что весь класс успешно сдал экзамены в четвертом классе. Возможно, этот один ребенок ходил еще на кучу дополнительных занятий и поэтому поступил. Примеряйте на себя усредненный образовательный результат, а если такой информации нет, уточняйте ее».

«Хороший учитель – это обязательно полноценно свободный человек»

О качествах хорошего учителя говорит Римма Анатольевна Храмцова, учитель литературы в гимназии №1514: «Хороший учитель – это обязательно полноценно свободный человек. Это человек, который идет в школу не для того, чтобы решать свои проблемы. К сожалению, я думаю, очень многие учителя приходят именно с этой целью. Но учитель должен быть человеком, не отягощенным этим, способным к восприятию и принятию того, кто перед ним, принятию каких-то идей. Без свободы хорошего учителя не бывает точно, это то качество, которое совершенно необходимо. И самая большая учительская беда – огромная внутренняя несвобода… В учительскую профессию часто идут, чтобы что-то компенсировать. В школе это вполне реально: например, здесь можно компенсировать недостаток возможности проявлять свою власть».

Но самое главное, эксперт рекомендует всегда уточнять, что родитель имеет в виду, если говорит об учителе, что он строгий или добрый. Что учитель разрешает, что запрещает? Все вкладывают разное в понимание доброты, адекватности, границ, строгости.

Когда пора менять учителя

Мы уже говорили о красных флагах, которые сразу должны насторожить родителей в поведении педагога начальной школы. Теперь немного о том, что служит сигналом о необходимости сменить учителя, с которым вы вместе уже несколько лет.

Первое – обесценивание. Если вы видите, что ребенок в аутсайдерах у учителя и постоянно подвергается комментариям, разрушающим его уверенность в себе.

Второй момент, который должен насторожить, – если учитель ставит хорошие оценки, говорит родителям, что все отлично, а потом вы делаете независимую диагностику по, например, математике или проходите тренировочное тестирование в сильную среднюю школу и видите, что ребенок капитально не знает предмет и получил гораздо более низкую оценку, чем у вашего учителя. Возможно, тут можно не уходить, а думать о дополнительных занятиях, понимая, что у вашего учителя очень низкая планка академических результатов, на которые он работает и к которым ведет детей. Но это будет очень сильно влиять на образовательный результат.

Третий сигнал – когда при молчаливом бездействии учителя происходит травля. В этом случае тоже надо менять класс. Травля всегда происходит при попустительстве взрослого. Но при этом надо понимать, что травля – это не конфликт двух детей, это когда группа детей объединяется для унижения или создания неблагополучных, небезопасных для ребенка ситуаций. Здесь действительно надо что-то делать.

Когда же с точки зрения комфорта все замечательно, но вы видите недостаточные академические результаты у этого учителя, а менять целый класс, где есть уже сложившиеся социальные связи, не хочется, то можно подумать о дополнительных занятиях с репетитором. Это особенно важно для подросткового возраста, когда социальные связи имеют большое значение для ребенка.

Если учитель «дает» 100 баллов по ЕГЭ, но унижает детей

Коллаж. Пять признаков хорошего учителя и лайфкаки для тех, кто хочет его найти

В старшей школе, выбирая профильные классы и педагогов-предметников, родители ориентируются на показатели поступлений и уже не так пристально изучают атмосферу в классе и личные качества наставников. Бывают учителя-звезды, которые гарантируют высокий балл по ЕГЭ. Но что делать, если подготовка при этом оборачивается безумной гонкой и бьет по психике ребенка?

Полина Мальцева уточняет: «Сто баллов по ЕГЭ не равно правильные и глубокие знания в предметной области. Корреляция есть, но в целом подготовка к ЕГЭ – это натаскивание на определенный формат экзамена, который часто противоречит формированию мышления в этой предметной области. Если предметник классно дает свой предмет, но при этом унижает детей, это ненормально! Психологический комфорт детей – это базовый принцип того, что должно быть в школе и в классе, на котором строится процесс обучения. У новозеландского педагога Джона Хэтти в книге его исследований «Видимое обучение» перечисляется очень мало факторов, которые отрицательно сказываются на образовательных результатах, но унижение, психологическая травма, травля детей – один из них. Отсутствие у ребенка психологической безопасности – то, что разрушает весь процесс обучения».

«Учитель должен уметь поговорить «за жизнь»

О том, что учитель-предметник должен не только быть специалистом в своей сфере, но и эмпатичным человеком, рассуждает Елена Владимировна Андреева, учитель и заведующая кафедрой информатики в Специализированном учебно-научном центре им. Колмогорова (СУНЦ МГУ): «Я считаю, что, во-первых, учитель должен быть не преподавателем, а именно учителем, и должен выстраивать, конечно, не панибратские, но все же дружеские отношения с детьми. Учитель должен уметь поговорить с ними «за жизнь», обсудить их проблемы, и необязательно на перемене. Учитель, который просто преподаватель, проходит фоном у ученика и как учитель им точно не запомнится. Ученики разные, у них разные родители – у кого-то прекрасная семья и дружеское общение в ней, а кто-то страдает от нехватки внимания, кто-то, наоборот, от избытка… И учитель в каком-то смысле должен быть правильным взрослым в их детской жизни, наставником».

Другое дело, что порой родители принимают за унижение и психологическую травму то, что ими не является.

У многих современных родителей искаженная картина, вызванная тем, что в свое время поколение наших родителей во многом некорректно и иногда чересчур жестко вело себя в отношении нас. Поколение, которое сейчас воспитывает детей, часто принимает неосознанное решение идти в противоположном направлении и полностью следовать за ребенком, потакать любой его прихоти. Сегодня в школу приходит огромное количество детей, у которых не выставлены базовые границы, они не умеют самостоятельно работать, не умеют считаться с мнением других, считают, что им все должны. Когда учитель корректно формулирует границы, какие-то родителей будут считать, что этим их ребенку наносится психологическая травма.

Но, конечно, если ребенка при всех словесно унижают, ставят в угол, обесценивают, поощряют травлю – этого не должно быть, и никакие предметные знания это не оправдывают.

Хороший учитель – тот, который учит

«На мой взгляд, хороший учитель – это человек, который дает образовательные результаты на том уровне, на котором все договорились, – говорит наш эксперт. – Есть разные школы, разные коллективы, разные процессы отбора детей, разные результаты. Но если все обо всем договорились и в среднем учитель доводит детей до этих результатов, то это первый признак, что учитель хороший».

Второй признак хорошего учителя – навык следить за психологическим комфортом и безопасностью детей в классе. Хороший учитель прививает им определенный набор ценностей и понимает, что он на это влияет. «Не все учителя это осознают или готовы брать на себя эту ответственность – просто потому что они выгорели и устали или им и так хватает нагрузки. Но если они берут ее, помогают классу сдружиться, обсуждают ситуации, которые происходят, рассказывают о своем опыте и опыте других людей, то это очень обогащающая среда для ребенка».

«Он учил не только математике, но и доброте, милосердию»

Наша читательница Елена из Москвы рассказывает о любимом педагоге своих детей из лицея «Вторая школа»: «Сергей Иванович Васянин учил троих детей и племянника. Он всегда удивлял сочетанием юного азарта с безграничным терпением и мудростью. Он учил моих детей не только математике, но и доброте, милосердию, человечности в самых разных обстоятельствах. С громадной благодарностью вспоминаем, с каким терпением, тактом, юмором он помогал во всем, сколько сил и сердечного тепла тратил на каждого! Главными качествами хорошего учителя считаю высокий эмоциональный интеллект, готовность учиться новому, трудолюбие и терпение».

Третий признак, указывающий на хорошего учителя, – он не только добивается частных образовательных результатов, но и учит детей мыслить. «По таксономии Блума (система учебных целей, которые классифицированы по принципу от простого к сложному. – Ред.), на нижнем уровне – запоминание и сравнение базовых понятий, а на верхнем – анализ, синтез, оценка. Если учитель учит высшим когнитивным процессам – анализу и оценке информации, то это очень хороший учитель: он дает важные вещи, которые ребенок будет применять не только в конкретной предметной области, но и в целом по жизни».

Но есть еще и вишенка на торте, говорит Полина Мальцева: «Если учитель обладает еще и методиками дифференцированного обучения, если понимает, что в классе дети разного уровня и умеет давать программу и материал таким образом, чтобы работать в зоне ближайшего развития каждого ребенка, то вам повезло попасть к выдающемуся педагогу».

Помимо всего перечисленного, хороший учитель четко разделяет между детьми и собой ответственность в процессе обучения. «Есть ответственность ребенка, и педагог умеет правильно транслировать ее детям, – говорит Полина. – Хороший учитель не снимает с себя свою часть ответственности и не говорит, что ему достались вот такие дети. Он умеет работать с разными детьми, ставить этот водораздел и четко показывать: я могу дать любому ребенку вот этот уровень, а если вы будете стараться, то сможете сделать больше. Хороший учитель дает ребенку понять, как получить хороший результат и понимание того, какой он и по каким критериям будут оценивать его работу. Наконец, у хорошего учителя ученик понимает, как он может повлиять на свой образовательный результат».

Что такое коллективная эффективность учителей, и зачем она нужна

Возможно ли, чтобы все учителя в школе были хорошими? Хотя распространено мнение, что обычно в школе мало «звезд», однако такая вероятность все же есть.

«По мнению педагога Джона Хетти, один из факторов, который больше всего влияет на образовательные результаты детей, когда с ними работает коллектив учителей, – это коллективная эффективность учителей», – объясняет Полина Мальцева.

Она уточняет, что речь в данном случае идет о таком педагогическом составе, в котором каждый педагог сам по себе личность и может доводить до результата, каждый глубокий эксперт в своей теме. Но главное – у коллектива есть совместные правила, о которых они совместно договорились. Учителя одинаково оценивают детей, обсуждают их. Если в школе есть такой коллективный процесс работы учителей, то вполне возможно, что там все учителя хороши, просто по-разному. Конечно, совсем не обязательно при этом вам и вашему ребенку каждый учитель будет казаться потрясающим. Но школа все равно при этом будет работать как единый организм, как слаженный оркестр.

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?