Нередко бывает: праздника ждал, готовился, а когда он пришел – не чувствуешь радости. То ли устал, то ли еще что-то, но состояние это нелегкое. Владыка Пантелеимон (Шатов) советует не ориентироваться в прямую на «чувства», а действовать согласно… правилам радости.
Радость умножается делением
Первое правило – радостью важно поделиться. Когда радость только для себя – это не совсем праздник. А как умножить радость? Радость умножается делением. И мы можем стать ее «передатчиками» – принести радость в свои семьи, к друзьям, к знакомым.
Радоваться всей крепостью своей
Второе: хорошо научиться радоваться так, чтобы радовалась вся твоя человеческая природа, весь ее состав. Нельзя радоваться только телом: наесться, напиться, отоспаться. Это будет радость животная, и тогда ты постепенно станешь ослом, волком или еще каким-нибудь животным. Ну, может быть, львом даже, но все равно животным.
Хорошо, когда радость целомудренна – то есть целостна, когда она включает не только тело, но и весь состав человека – его душу, его дух. И вот такая радость прочнее, она может быть в человеке всегда.
Радость, дорогие друзья, должна быть приобщением к радости вечной. И если нас что-то радует, но мы понимаем, что это не вечно, не стоит к этой радости привязываться. Можно ей пользоваться – ну, хорошо поесть котлеты свежеприготовленные – разогретые котлеты не так вкусны. Хотя я всегда ел разогретые, но мне недавно сказали, что разогретые котлеты – дурной вкус, надо их готовить свежие и сразу есть, а класть в холодильник, а потом разогревать – это уже не то.
Нет ничего плохого в радостях супружеской жизни, если они подчинены каким-то правилам. Можно вина выпить – вино веселит сердце человека – если ты не алкоголик, у тебя нет к этому пристрастия. Но все-таки: радость должна всего тебя охватывать. В эту радость должны быть включены твой ум, твое сознание, твой дух, твоя душа.
Радость благодарения – радость вечная!
Третье правило, самое главное: нет ничего прекрасней радости евхаристической! Под этим словом я подразумеваю то, что радость должна быть благодарением Бога. Как Бога славословят, благодарят ангелы, так и нам важно учиться Бога благодарить, и Евхаристия значит благодарение.
Конечно, это слово включает в себя и участие в церковных таинствах, в Евхаристии – прежде всего. Вот мы сегодня служили службу – и больше этой радости нет на свете. Как хорошо эту радость понимать, любить, ценить, к этой радости все время приобщаться, об этой радости думать, просить Бога, чтобы Господь помог понять эту радость, – это очень важно. Это самое главное.
Если будет евхаристическая радость – тогда эта радость для всех, тогда эта радость для всего себя, для всего человека – ты вкушаешь Кровь и Тело Иисуса Христа, они становятся твоим телом, твоей кровью и ты приобщаешься к Духу Святому в Причастии Святых Таин.
И, конечно, это радость вечная. Так что эти все три правила соблюдаются тогда, когда твоя радость евхаристична, когда она соединяет тебя со Христом: чтение Евангелия, молитва, жизнь по заповедям – это умножение радости.
Радость, не проверенная скорбью, пока ненастоящая
Четвертое правило очень трудное, но оно поможет ответить на вопрос, почему в жизни так много скорбей. Ну как же всегда радоваться, если написано в Евангелии: «Блаженны плачущие»? Значит, надо и поплакать иногда? Но как же так «всегда радоваться», когда Господь говорит: «В мире скорбны будете»?
Самое трудное, самое важное: скорбь, дорогие мои, – это путь к радости. Лишения – это приобщение к радости. Господь освобождает нас от чего-то, чтобы наша душа не была ничем связана, чтобы она всецело приобщилась к радости евхаристической.
Не нужно этого бояться. И, конечно же, радость вполне соединима и с печалью. Вы знаете, когда явилась Божья Матерь, когда распростерла свой покров над людьми, собравшимися в храме, Она молилась со слезами. Со слезами молилась Божья Матерь.
Святые, например, Серафим Саровский, для которого каждый человек был «радостью», в то же время плакал о грехах людей. Одно с другим соединяется. Если радость чистая – она соединяется и с покаянием, и с молитвой о других людях, которые этой радости не знают.
Скорби нужны почему? Потому что не испытанная скорбью радость – ненастоящая, она не проверена. Она может уйти, она может быть ложной, мнимой. А вот радость, проверенная скорбью, как добродетель, проверенная подвигом, – настоящая.
Радость неосуждения
Пятое, последнее правило. Для того чтобы радость была в нашей душе, нужно заложить ей фундамент. Без фундамента радость опять же не будет настоящей, не сможем мы всегда эту радость в себе иметь.
Нужно обязательно научиться только себя считать виноватым во всех напастях, которые с нами случаются. Только себя и никого другого. И вот этот навык самоукорения – когда мы себя укоряем, а других оправдываем – он является основой для всегдашней радости. Аминь!