Православный портал о благотворительности

Путь к трезвости: Второй день рождения

Со временем понял, что меня “зацепило” в общинниках, особенно в “стареньких”. У них было то, что я собственноручно отдал лукавому за время своего пьянства. “Ромашковцы” со стажем излучали уверенность, но не ту, которая исходит от политиков, говорящих о своей победе на выборах, а ту, что рождает чувство защищенности и надёжности

Читать предыдущую историю

В своём последнем телевизионном интервью Святейший Патриарх Алексий II дважды сказал о необходимости воспитания в каждом из нас качества, о важности и полезности которого знают все, но пользоваться им не спешат. Речь шла об ответственности. Патриарх говорил, что она у каждого своя и что каждому она даёт возможность добросовестно и искренне трудиться на своём месте.

Меня этот посыл буквально сковырнул с казавшейся безупречной «идейной платформы». Суть её, если отбросить всякую оправдательную шелуху и высокоумные формулировки: я всегда должен говорить другим о правильности выбора православного пути, а стремиться неукоснительно самому исполнять мною же озвучиваемые тезисы совсем необязательно. Я ж «свой» уже стал (в общину езжу, в храм хожу, молюсь чуть ли не ежедневно), мне столько всего открылось, что «теорию» надо нести людям. Срочно! Использовать её в личной «практике»? Ну да, конечно, безусловно, по силам…


В реальности, путь от слов к делу оказывался настолько долгим и трудным, что всякий раз его завершение переносилось на неопределённый срок. Как-то сама собой теряется внутренняя ответственность, когда тебя никто не видит, никто над тобой с палкой не стоит, никто укоризненно не смотрит. Спокойно находишь согласие с самим собой в том, что вечерние молитвы можно прочитать завтра (ну очень спать хочется!), в храм сходить на следующей неделе (ещё сильнее спать хочется), а курить можно бросить со следующего месяца (особенно если этот только начался). Успокоил себя таким задушевным решением, и с чувством выполненного долга улеглись обратно в кровать, выкурив перед этим «туберкулёзную палочку»: «Всё, над собой поработал – на сегодня хватит!».

В эти моменты ты и теряешь ответственность, причём не за кого-то чужого, а за себя, любимого (казалось бы). Признаваться в этом не хочется и не можется. Во-первых, противно: налицо предательство своего выбора найти в себе образ Божий. Во-вторых, «неуместно»: в данном случае осудить свой неблаговидный поступок по-настоящему можешь только ты сам, значит «приговор» наверняка будет оправдательным. Действительно, не человека же убил – молитвы не прочитал, только и всего!

Между тем именно на таких «мелочах» мы теряем бдительность и становимся открытой мишенью для искушений куда более серьёзных, чем отказ от чтения молитв. Кому-то может показаться это не справедливым, но православный путь практически не оставляет человеку, на него вставшему, манёвра для «полумер». Господа с рогами и копытами ждут каждой твоей ошибки с нетерпением, чтобы как можно больнее ударить того, кому от них удалось вырваться. В такой ситуации получить помощь и защиту можно в храме, но, вот парадокс, даже верующие люди добровольно отказываются от них.

Гуманность Церкви не является потаканием людским желаниям и капризам, а свобода не воспринимается Ей как вседозволенность. Казалось бы, относительно недавно и для светского мира это были прописные истины. Но, увы и ах, сегодня смысл этих и других понятий перевёрнут ровно настолько, чтобы доброе начало было из них выхолощено. В «сухом остатке» – жёсткое подчинение всего и всех своим потребительским запросам, которых всегда бывает слишком много. И адекватно реагировать на постоянно возникающие смертельно опасные для души нашей угрозы ты уже не можешь. Мысли заняты тем, как бы денег побольше «срубить», чтоб комфортнее стало жить. А о Церкви думается так: она на то и есть, чтобы меня, грешного, всегда ждать, по первому зову принимать. Идеи насчёт собственных усилий для спасения возникают только тогда, когда обстоятельства припрут к стенке. В «мирных условиях» чаще руководствуешься другим принципом: надо «реальным делом» заниматься, а о духовной стороне вопроса потом поговорим, некогда сейчас!…

С таким, с позволения сказать, образом мысли я приехал в Ромашково. Со временем понял, что меня «зацепило» в общинниках, особенно в «стареньких». У них было то, что я собственноручно отдал лукавому за время своего пьянства. «Ромашковцы» со стажем излучали уверенность, но не ту, которая исходит от политиков, говорящих о своей победе на выборах, а ту, что рождает чувство защищенности и надёжности. Было очевидно, что каждый из них делал своё дело на любом отведённом ему месте (в семье, на работе, в общине). И совершал всё это искренне, с чувством ответственности – перед собой и перед Богом. Они уже твёрдо знали, что человек не должен запускать себя духовно, что здесь отсутствие ответственности за свои действия и их результат приводит к тяжелым, порой непоправимым последствиям.

Кстати говоря, автора этих строк этакая духовная «халтура» привела в больницу, где у меня «благополучно» прорвался аппендикс со всеми вытекающими (в прямом и переносном смыслах) последствиями. А первые симптомы болезни появились ровно после того, как мы с другом гневно, не стесняясь в выражениях, пытались учить друг друга смирению (забавно звучит, правда?). Продолжалось это трагикомичное действие с полуночи до четырёх утра. И после я не попал в храм, куда хотел идти исповедоваться и после причаститься. Сделать это по Божьей милости удалось только три недели спустя. А перед этим хирурги мне посоветовали справлять ещё один день рождения – в ту дату, когда была сделана операция…

Именно в больнице увидел последнее интервью Святейшего. Многое тогда удалось понять и переосмыслить. В том числе то, что отказ от винопития – лишь удачное начало борьбы со своими страстями. И продолжить её, не скатиться с избранной дороги будет (по крайней мере, на первых порах) практически невозможно без постоянной поддержки «ромашковцев».

Никита ВЯТЧАНИН

Читать следующую историю

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version