Такая вчера была радость, такое единение и тихое душевное ликование!.. «Как ощущения?» – спросил в конце встречи отец Алексий у женщины, впервые пришедшей на общину. «Покой на душе, – ответила та, – умиротворение». А ведь пришла 2 часа назад – как мы все когда-то приходили – совсем в другом настроении. Помню себя: нервы как натянутая струна; глаз, чуткий к деталям, будто у следопыта в джунглях; слова царапают горло, словно крупного помола наждак…
– Мы собрались сегодня все вместе, – начал встречу отец Алексий, – чтобы ощутить, что мы не одиноки. В нашем единении сила заключена. «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них», – говорит Господь. Доверяя Священному Писанию, мы разделяем это ощущение присутствия Божьего посреди нас, а стало быть, и Его помощи.
О христианах говорят как о людях, у которых общее кровообращение. Мы все причащаемся от Единой Чаши. И эту связь мы не должны терять. Если три раза пропустишь службу в храме без уважительной причины, ты выключишься из этого общего кровообращения. А дальше что? Обескровливание организма, неминуемо ведущее к смерти, если не предпринять вовремя необходимые меры.
Коротко о себе
Обычно о себе и о проблемах, приведших в Ромашково, рассказывают новенькие (и то – если сочтут нужным, не у всех хватает духу и желания на подобный подвиг в первое же посещение общины). А вчера батюшка неожиданно попросил представиться и коротко рассказать о себе всех нас.
Причин тому две. Первая: община наша стала очень большой, полтора года мы поделились на два семейных клуба трезвости, не так давно к ним прибавился третий. Не удивительно, что многие из тех, кто собрался вчера на общую встречу трех клубов даже не знают другу друга в лицо. Вторая: на вчерашней встрече присутствовала съемочная группа ведущей японской телекомпании NHK, которая делает большую (4 серии) передачу о современной России.
Первым взял слово Дмитрий Девяткин, который представился как «алкоголик 1969 года рождения», чем вызвал не только общий смех, но и замечание отца Алексия:
– У «Анонимных алкоголиков» так говорят. У нас не говорят: «Я – алкоголик». У нас люди уже покаялись, забыли об этом. Тем более, такие люди, как Дима Девяткин. Он давно дал обет трезвости, сам ведет общину по вторникам, помогает другим. Это он так, для красного словца сказал.
Алкоголизм – это скучно
Тот, кто читал книгу «Вразуми меня и буду жить», наверняка помнит яркий образ Константина, физика-атеиста. Вот что вчера этот человек поведал о себе:
– Я, как и Дима, алкоголик. Правда, уже 6 лет не пью – конечно, благодаря общине. Не знаю, говорить ли, что я неверующий или это всем надоело? (Общий смех). Так же и мне давно надоело говорить об алкоголизме и хочется поговорить на духовные темы. Надеюсь, что в общине я решу волнующие меня духовные вопросы.
– А разве мы говорим об алкоголизме? – удивился отец Алексий. –Да и какой смысл о нем говорить?
Это – упрощение всех проблем. Это – путь тупиковый. Мы говорим об изменении образа жизни. Изменить его – не значит просто отказаться от употребления алкоголя, это значит перестроить отношение ко многим вещам: внутрисемейным, внутриличностным. Община – это подготовка к воцерковлению. Если человек и не обрел пока Бога, он все равно встал на этот путь. Ведь на наших встречах разговор, прежде всего, идет о том, как настроиться на духовную жизнь. Говорим вроде бы не о той проблеме, которая привела человека сюда. А спустя некоторое время он вдруг обнаруживает, что и пить перестал и курить стал меньше. Все дело в том, что изменился вектор, изменился образ его жизни.
– И каждый из нас – пример настоящего чуда, – подхватил Никита. – Хочу о себе сказать. Я дошел до того, что практически сдался. Я принял за основу собственной жизни постулат, что без спиртного жить нельзя и сделался эдаким идейным алкоголиком. А когда начал ходить сюда, все мои построения полностью разрушились. Не в одночасье, конечно, но разрушились. Община помогла мне взмыть над проблемой, над собой и увидеть, где я нахожусь. В чем я копаюсь и по какой помойке хожу… Теперь у меня совсем другие идеи. Мы часто говорим: трезвость это не отказ от психоактивных веществ. Трезвость – это правильный образ мыслей. Только так моно вести трезвый образ жизни.
С верой и надеждой
В. пришел с братом. Проблема – все та же, наша извечная проблема…
– Я все за старшим братом всегда повторял, – рассказал он. – Тот четыре года назад сюда пришел, чтобы избавиться от алкоголизма. С тех пор не пьет. Сегодня и я подтянулся. Надеюсь на Божью помощь.
– Она придет незамедлительно, – сказал отец Алексий. – Имена всех, кто к нам приходит, мы заносим в особый синодик, молитвенный список. Так и получается, что даже если человек побывал на общине всего один раз, мы все равно долгое время молимся за него. Молится вся община. Такие списки существуют в каждом клубе, они раздаются все общникам для молитвы друг за друга.
– А существует ли еще какая-то связь между людьми? – поинтересовалась женщина, пришедшая вчера в первый раз. – Это ведь так важно для человека, находящегося в трудной, критической ситуации.
Отвечали ей всем миром. Рассказали о паломнических поездках (3-го января, кстати, мы едем в Серпухов), о театре, о киноклубе, о списках телефонов, которые тоже есть у всех общников. Любой из этих номеров – и «скорая помощь», и телефона доверия. По любому из них можно позвонить в тяжелую минуту, когда тоска становится невыносимой, когда чувствуешь, что вот-вот сорвешься, даже, когда уже сорвался, но все-таки надеешься дернуть за ставший недосягаемым стоп-кран.
Как помочь тому, кто рядом?
– Я супруга сильно пьющего человека, – лаконично представилась А. – Приезды сюда дают мне облегчение.
– Это очень правильный подход, – ответил отец Алексий. – Ведь проблемы, как правило, касаются не одного человека, а всей семьи. И даже если вторая половина не может (или не хочет) присутствовать на занятиях, хорошо, что хотя бы один член семьи ходит – муж, жена, мать… Мы никого насильно не приводим в общину, да это и бессмысленно. Но такое ваше поведение дает мужу возможность выбора: ведь он многое узнает от вас и видит, как вы сами меняетесь после этих встреч.
– Мы пришли сюда в очень трудное для нас время, – подключилась к разговору жена Константина Алевтина. – Мой муж пил все сильнее, пытался справиться своими силами, но когда понял, что не может, приехал в Ромашково. Легко сказать «приехал»! Не так просто привести волевого, неверующего ученого на общину трезвости при православном храме! Но с помощью психолога общины Елены Иконниковой это в конце концов удалось. Мы пять лет ходили сюда всей семьей: мы с мужем и дочь. Эти посещения приносили нам радость, нам всегда было здесь интересно, хотя, возможно, это слово звучит слегка неуместно. Община учит не только бороться с зависимостью. Она учит жить. Я нигде не получала такого общения, как здесь! В Ромашково собираются люди, которых привело сюда горе, люди, поднявшиеся с самого дна. И я с удивлением обнаружила, что общаться с ними мне гораздо интереснее, чем в привычном интеллигентском научном кругу.
Я здесь очень многое поняла. Поняла, что веду себя неправильно: раздражаюсь, впадаю в агрессию. А если жена ведет себя неправильно, она все делает во вред.
– Но что делать, как помочь близкому человеку? – спросила А. – Что самое главное?
Посыпались ответы:
– Продуманная линия поведения.
– Терпение.
– Молитва.
– Способность, если нужно, пойти на компромисс.
– Постоянство и уверенность в том, что оно обязательно приведет тебя к цели.
Новый образ жизни
Заговорили об обетах трезвости.
– Дача обетов трезвости должна закрепить у человека уже сформировавшееся намерение жить трезво, – сказал отец Алексий. – Обеты не наше изобретение. Они практиковались еще в дореволюционной России. Они практикуются и у католиков, и у представителей других религий. Недалеко от Бангкока находится буддийский монастырь Ват Тамкрабок. Там проходят реабилитацию наркоманы и алкоголики. В первый вечер своего пребывания там, они дают перед статуей Будды «священную клятву» никогда больше не употреблять наркотиков и алкоголя. Эффективность тамошней программы – 70%.
Недавно журнал «Вопросы наркологии» опубликовал мою статью «Душепопечение наркологических больных в условиях прихода», где я в частности говорю и об обетах трезвости. Таким образом, официальная наука признала обеты трезвости.
– Так что же, вино должно находиться под полным запретом? – ахнул кто-то из новеньких.
– Мы не те трезвенники, которые хотят заставить весь мир отказаться от вина. Но вместе с тем мы призываем всех к трезвой жизни. Трезвость касается не только алкоголя, но и прочих аспектов нашей жизни: страсти к деньгам, властолюбия, супружеских отношений.
Жизнь воздержанного человека – этот тот путь, который делает его счастливым. Он не будет давиться в магазине, чтобы купить товары со скидкой. Не будет покупать навязываемые ему абсолютно не нужные товары. У него нет пристрастий, он свободен.
Мы ощущаем эту свободу вместе, это нас объединяет. Мы молим Бога, чтобы Господь даровал нам сил устоять в этом, чтобы мы не поддавались на соблазны, которые предлагает нам мир, мир потребления. Мы сэкономим время, чтобы быть вместе, смотреть в глаза друг другу, чувствовать друг друга сердцем.
Я призываю вас держаться избранного пути, чтобы чувствовать ту радость, к которой стремится каждая душа человеческая.
Екатерина САВОСТЬЯНОВА