Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Путь к трезвости: Когда знакомишься с собой

Не все, приехавшие в Ромашково, остаются и продолжают ходить на собрания общины. История одного мужчины показалась мне наиболее показательной. Он перестал ездить, мотивируя свой поступок тем, что приезд в Ромашково спровоцировал неудачи, которые буквально стали его преследовать по жизни. Человек посчитал, что в храме его кто-то «сглазил» – не больше, не меньше…

Читать предыдущую историю

Не все, приехавшие в Ромашково, остаются и продолжают ходить на собрания общины. История одного мужчины показалась мне наиболее показательной. Он перестал ездить, мотивируя свой поступок тем, что приезд в Ромашково спровоцировал неудачи, которые буквально стали его преследовать по жизни. Человек посчитал, что в храме его кто-то «сглазил» – не больше, не меньше…

Увы, спорить в данной ситуации фактически бессмысленно. По горячим следам обосновать человеку его заблуждение не представляется возможным. Слишком велико расстояние между двумя системами координат – той, в которой пребывает несостоявшийся общинник, и той, что предусматривает жизнь по Православию. Это все равно, что доказывать атеисту, что Бог есть: любые аргументы будут кормить раздражение, а с Православием такой подход явно никак не связан. Только Сам Всевышний может помочь человеку расставить акценты, выйти из тумана полумистических суждений.

Главный вопрос, который заставил задуматься и проанализировать этот эпизод, – почему мужчина в трезвом уме и здоровой памяти, который, уезжая после первого приезда в Ромашково, буквально светился, вдруг резко изменился? Неудачи бывают у всех, и беда, как известно, одна не приходит. Но почему роль обвиняемого, которому «прокурор» выносит суровый приговор, отведена именно общине?

Универсальное определение в таких случаях: «лукавый не дремлет». Он действительно бодр как никогда, если речь идет о том, чтобы увести человека из Церкви. В каждом конкретном случае выбираются свои методы, но кое-что общее в них всегда можно найти. У людей, борющихся с алкоголизмом, тем паче.

Во время чайных разговоров не единожды приходилось обсуждать следующую ситуацию: когда человек отказывается от спиртного, на него наваливается куча других проблем. Раньше, когда дружба с рюмкой находилось в своем зените, они как будто не существовали – некогда было на них отвлекаться, банкетные заботы не оставляли на такие «глупости» время. Наступил момент, когда вы, прилагая большие, иногда огромные волевые усилия, отошли от пьянства. И на тебе – вместо ожидаемого пряника за примерное поведение, жизнь награждает вас кнутом в виде многочисленных испытаний на прочность трезвых убеждений. Налицо – форменная несправедливость!

Такие выводы не редкость. Когда я начал свой путь «из грязи», то рассчитывал, что дорога «в князи» будет усеяна светофорами, которые будут весело подмигивать исключительно зеленым светом. Но проблемы, которые не решались на протяжении долгого времени из-за пьянства, никуда не пропали. Некоторые из них успели дать корни. А выкорчёвывать намного сложнее, чем срезать зараженные ветки.

Сложность ситуации этим не ограничивается. Представьте: человек, когда выпивал, становился веселым (пусть на время), заводил компанию, балагурил, флиртовал – в общем, обладал полным джентльменским набором тусовщика. Решив жить в трезвости, стал раздражаться на вещи, которые раньше принимал «на ура». Привычный круг знакомых всё чаще бросает на него косые взгляды. Кроме того, из-за мелочей возникают конфликты с близкими, которые тоже не в восторге от такого поворота событий. «Лучше бы пил!» – и с таким мнением родственников некоторых моих знакомых приходилось сталкиваться. И протрезвевший человек начинает сомневаться в правильности выбранного курса, рогатый – довольно потирать копыта.

«Ромашковцы», у которых возникали такие мысли, искренне делились ими на собраниях общины. За это им нужно, просто необходимо сказать огромное спасибо. Не каждый человек решится выпячивать свои болячки, пусть даже он и знает, что пришел к людям, которые готовы помочь и не осудят. Их рассказы помогли и мне: в последующем честно пытался утихомирить просыпающуюся временами агрессию. И поймал себя ещё на одном примечательном наблюдении. Опрокинув пару-тройку стаканов, я, мягко говоря, был далек от деликатного отношения к окружающим. Но все фортели списывались на пьянку, и на утро собутыльники, подмигивая, лишь журили: «Ну, ты дал вчера огня, перебрал прилично». Когда же я был трезвым, то становился тихим, равнодушным, несколько забитым субъектом.

Когда для алкоголя я умер (выражение, кстати, подслушанное у одного из общинников), стал обращать внимание на то, мимо чего раньше проходил мимо. И реагировал не всегда адекватно, не всегда по-христиански. Так происходило моё новое знакомство с самим собой. Понял, что врагов надо искать не на стороне – в себе. Кому-то это покажется философским пафосом. Что ж – критику оставим критикам, а самокритику – себе

Дай Бог, чтобы встреча с собой, которую пристрастие к алкоголю всячески отодвигало во времени, завершилась миром. Чего всем вам, дорогие читатели этих заметок о трезвости, искренне желаю!

Никита Вятчанин

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?