Марк Твен был человеком необычайно остроумным и талантливым. Он написал любимые книги моего детства про Тома Сойера и Гека Финна. А еще великий литератор много раз безуспешно бросать курить. Это – единственное, что роднит меня с ним.
Афоризм Твена, посвященный означенной теме, известен и любим человечеством настолько, что его можно даже не произносить вслух. И так все понятно. В среду на общине, едва зашла речь о курении, я только лишь обозначила: «Я в этом деле мастер, как Марк Твен» – раздался взрыв хохота. Действительно, лучше американца не скажешь. Расставание с табаком сродни медицине и эстрадному искусству: в этих темах разбираются все. Сидят люди за кофием, вдавливая бесчисленные бычки в изящную пепелку – и обсуждают себе разные способы бросания курить. Спорят: этот лучше, нет этот. «Мне Ален Карр помог, а мне – накуриться до тошноты, мне пластырь из аптеки разрекламированный, а мне такие же сосалки, а я как-то каждый день по одной меньше курила и так до абсолютного нуля дошла… кстати, не угостишь сигареткой, у меня все кончились?».
Примерно этим вчера занимались и мы. Только обошлись без пепельницы с окурками. Просто вспоминали, кто, как и когда бросал. И, самое главное – на сколько.
Перечислю рецепты.
– сесть на строгую оздоровительную диету, немыслимую с табаком.
– просто соблюдать Пост – хотя бы в среду и пятницу.
-перестать покупать сигареты. «Стрелять» со временем станет стыдно.
– поймать момент, когда не очень хорошо себя чувствуешь, и не покурить хотя бы в этот день. На следующий удержаться будет проще.
– съездить в монастырь, где нельзя курить.
– попробовать помолиться перед тем, как закуришь. Такой совет дал преподобный Силуан Афонский некоему попутчику в поезде.
– прежде чем закурить, подумай, а можно ли сказать «Господи, благослови!», как должен делать христианин перед любым делом. Поскольку благословиться явно не получится, то и курить будешь «без всякого удовольствия» – если закуришь, конечно.
– пойти на Исповедь и от всей души пообещать Богу не повторять более этого греха.
– вообще чаще ходить в храм. Со временем почувствуешь: «с табачным дымом в тебя входит нечто гадкое».
– взять за правило курить только в неприятных местах. Лучше всего, если есть такая возможность – в деревенском туалете.
– создавать себе во время курения дискофорт: понюхать пепельницу, позвонить неприятному человеку, браться всякий раз за скучную книгу, ставить неприятную музыку
– прежде, чем бросать курить, продумать, чем будешь занимать время, свободное от курения. Как будешь справлять с пресловутым стрессом без любимой «отравленной палочки».
– хорошо, когда бросишь, крутить что-то в руках, вроде четок.
– начать заниматься спортом. «Дыхалка» скажет тебе, что пора бросать. Если ты уже занимаешься, она же за несколько дней воздержания, воздаст тебе сторицей.
– можно попробовать копить деньги, сэкономленные на сигаретах и делать себе небольшие подарки. Можно, впрочем, и большие – если удастся продержать подольше.
– носить с собой иконочку, которая особенно греет твою душу и всякий раз, как потянет закурить, смотреть на нее.
– поразмышлять на досуге о вреде курения. Одна сигарета уничтожает едва ли не весь суточный запас витамина С в организме!
Способов много, все не перепробуешь, недаром Марк Твен потратил на это немало времени.
Могу сказать, что помогло – в конце концов, после длинного ряда бесплодных и разнообразных попыток – бросить курить лично мне. Помогло мне… отсутствие какого-либо фокуса, способа, метода. Когда поняла, что не могу больше справиться с дурной привычкой, пожаловалась батюшке – и перестала курить. Просто перестала – не дожидаясь ни исповеди, ни паломничества, ни дурного самочувствия, ни возможности дать обет от курения на особом чинопоследовании.
Внутри меня не происходило никакого решительного поворота. Я словно вернулась к естественному состоянию. Когда спрашивают: «Как?!», ничего не могу ответить. Попробую сейчас.
С Божьей помощью, конечно. Это прежде всего. Это – самое главное.
Мне кажется, что помогла мне тогда как раз эта тишина, отсутствие громких обещаний и биения себя в грудь. А еще – то, что не назначала я никаких для себя сроков. Не завязывала с понедельника, с Нового года, с начла Великого Поста. Благими намерениями мощена дорога в очень неприятное место.
А вообще – мое твердое убеждение – надо меньше об этом думать, меньше говорить. Выбросить заветную пачку в ближайшую помойку – и начать дышать. Тот, кто прыгал с вышки в холодную воду бассейна, знает: чем дольше стоишь наверху, тем страшнее, тем невозможнее кажется прыжок, тем больше вероятность позорного отступления вниз по лесенке.
И еще: разговоры о курении неминуемо вызывают желание затянуться сигаретой. Видно так уж глубоко засела в нас, бедных курильщиках, эта зараза. Покаюсь: на встречах общины избегают этой темы. Стоит углубиться, нет-нет, да и почувствуешь, как в недрах естества шевельнулся знакомый червячок, мающийся без дыма вот уже седьмой год…
Екатерина САВОСТЬЯНОВА