Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Психология: как правильно привлекать волонтеров

Единственный в мире человек с докторской степенью в области психологии филантропии американка Джен Шанг рассказывает о методах, которые помогут в работе всем НКО, приглашающим волонтеров

В одной из колонок мы рассказывали о новой научной дисциплине – психологии филантропии. Единственный в мире человек с докторской степенью в этой области – американка Джен Шанг больше заинтересована не чистой наукой, а конкретными методами, которые помогут в работе всем, кто имеет то или иное отношение к филантропии.

Сегодня профессор Шанг работает в Великобритании в команде с профессором Эдрианом Сарджентом и доктором Стивеном Пидженом, которые являются создателями веб-ресурсов http://www.studyfundraising.com и http://www.studyfundraising.info, посвященных самым разным аспектам благотворительности – как общих, так и частных. Например, того, как нужно грамотно принимать на работу волонтеров.

Что за работа?

Также полезное:

Как стать волонтером

Самый первый шаг, который предпринимает тот, кто хочет привлечь к своей деятельности добровольцев – это, собственно, выражение этого желания. Это может быть объявление в СМИ или информация, распространяемая каким-либо другим способом.

В любом случае, чтобы заинтересовать людей, нужно правильно сформулировать запрос, в котором будет содержаться описание нужд организации, и работы, которую необходимо проделывать (проделать).

В это описание должны быть как минимум включены следующие пункты:

  1. Название работы. Организаторам лучше избегать расплывчатых слов «волонтер», «доброволец», а называть работу, которую предстоит сделать, своим именем. Скажем, «требуются сиделки (мойщики полов, раздатчики пищи, дежурные на телефоне, сортировщики одежды на складе, грузчики и т.п.). Если у данного труда нет четкого именования в языке, необходимо как можно более емко и кратко описать его характер: «нужен человек, который будет переносить тяжелобольного из кровати в ванну и обратно».
  2. Общая цель работы. Человек, который (возможно) придет помогать, должен обязательно иметь представление о том, в чем заключается цель его труда, как выполняемая им работа соотносится с той, что выполняют другие люди в этой организации и каким будет его вклад в общую, главную задачу, которой подчинена вся деятельность. В противном случае он будет чувствовать себя винтиком и не ощутит – что очень важно – собственной нужности, значимости, незаменимости.
  3. Конкретная деятельность и результаты. Здесь нужно обрисовать конкретные задания, которые придется выполнять добровольцу, и критерии, по которым будет оцениваться эффективность их деятельности. Одни организации предпочитают давать строгие нормативы, другие – предоставляют волонтеру право выбирать различные виды заданий из целого списка. Последний, гибкий, вариант видится психологам более предпочтительным. Не только потому, что предоставляет добровольцу свободу, главное – в таком подходе содержится уважение к личности человека, а также знаниям и умениям, которыми он обладает.
  4. Руководство. Очень важно также с самого начала назвать человека, которому волонтер будет подчиняться, к которому он может обращаться с вопросами и проблемами. Это может быть сотрудник того подразделения, куда он идет работать, или же особая штатная единица – координатор работы добровольцев. Что лучше? С одной стороны, координатор лучше знаком с тонкостями работы волонтеров, зная ее изнутри. С другой, работая с сотрудником, отвечающим за непосредственное выполнение заданий, скажем, медсестрой больницы, доброволец скорее ощутит себя частью команды, чем посторонним, который жертвует свое свободное время.
  5. Вознаграждение. Волонтер по определению – работник бескорыстный. Тем не менее, в описание его работы нужно включить некие преимущества, которые он получит. Это может быть детский сад, медицинское обслуживание, бесплатное питание, отдых в санатории и т.п. Иногда речь идет о поздравлении на праздниках и торжественных мероприятиях, а иногда – даже о денежном вознаграждении. Родом вознаграждения может служить сама принадлежность к организации, имеющей давнюю историю и богатые традиции (здесь речь идет, напомним, о западных НКО).
  6. Место и время. Описание непременно должно включать в себя точное указания места, где будет трудиться доброволец, времени, которое он будет уделять своему труду, а также срокам. Договор с волонтером может быть бессрочным либо заключенным на неопределенный срок. Многие работодатели отдают себе отчет, что для современного человека предпочтительнее первый вариант. Ритм жизни таков, что мы просто не можем себе позволить брать на себя такие обязательства: слишком быстро и непредсказуемо могут измениться обстоятельства. Именно поэтому «вечный» договор может оттолкнуть потенциального добровольца, который с удовольствием заключил бы с благотворительной организацией, скажем, годовое соглашение.
  7. Накладные расходы и их возмещение. Идеально составленное предложение работы для волонтера включит в себя также перечень расходов волонтера (транспорт, покупка моющих средств, продуктов и т.п.), которые НКО обязуется ему компенсировать, а также сроки и порядок этой компенсации. Данный пункт позволит избежать многих недоразумений в будущем.

Такие подробные описания работы помогают людям решить, какая работа подходит для них, а для какой работы – они сами. Люди, подумывающие о волонтерской деятельности, должны иметь представление о том, в чем она заключается. Человек, который идет на такую работу осознанно, с меньшей долей вероятности разочаруется в самом ближайшем будущем и бросит эту деятельность, как это нередко случается среди тех, кто приступает к работе, имея самое смутное представление о ней.

Профиль кандидата

После того, как определена нужда в рабочей силе, функции волонтеров в организации и составлено детальное описание работы, составляется портрет самого волонтера. Это детальное описание человека, который наилучшим образом подойдет для выполнения этой работы. Оба этих описания – работы и кандидата – служат подспорьем в процессе найма волонтеров на работу, помогая подобрать именно тех людей, которые принесут максимум пользы фонду – и при этом не нанесут вреда себе.

Поговорим

Бумажный этап закончен, переходим к собеседованию.

В общении с будущим волонтером есть два ключевых момента. Во-первых, средство коммуникации. Во-вторых, суть сообщения, которое будет ему передано.

Проведенные на сегодняшний день исследования демонстрируют, что эффективнее всего просить человека уделить свое время на какое-то дело – лицом-к-лицу. Прочие способы коммуникации (телефон, электронная почта, смс-сообщения и т.д.) значительно уступают этому самому простому и древнему способу общения.

Что касается сути самого сообщения, то психологи предупреждают, что это не такое простое задание, как может показаться на первый взгляд. Часто, например, в просьбах помочь звучит отчаяние. Представители НКО думают, что это – лучший способ достучаться до сердец будущих добровольцев, а между тем, именно оно, отчаяние, может оттолкнуть их. Они могут не захотеть тратить свое время на тех, кто находится в безвыходной ситуации.

Но что психологи предлагают взамен?

Обращение к волонтерам должно быть лаконично-оптимистичным (главное тут – не переборщить с пионерским задором) и содержать три четких информационных пункта:

  1. Важность повода обращения;
  2. Эффективность деятельности фонда;
  3. Преимущества, которые волонтер получит от этой работы (чувство собственной нужности, совершения важного дела).

Вторичная выгода

Профессор Эдриан Сарджент в 2009 году провел обзор исследований, посвященных волонтерству. Он перечисляет так называемые «вторичные выгоды» добровольной работы, которые для кого-то могут явиться если не главной мотивацией, то лишним поводом подумать о такой работе.

Волонтерство дает возможность:

  • получить новый опыт,
  • повысить собственную самооценку,
  • отвлечься от мрачных мыслей
  • приобрести навыки, которые могут пригодиться на оплачиваемой работе,
  • познакомиться с новыми людьми,
  • попасть внутрь благотворительных организаций, лечебных учреждений и пр. и убедиться, что они делают именно то, о чем официально заявляют,
Источники:
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?