1 июня в Москве открылась выставка «Вечный прыгатель» – о детях с СДВГ. Про выставку, а также о том, какова ежедневная жизнь семей, где растут невнимательные гиперактивные дети, рассказывает ее организатор Ирина ЛУКЬЯНОВА.
Фото: http://rumama.ru
Машина без руля: что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек (впрочем, врачи все чаще говорят о том, что у девочек оно реже диагностируется, потому что для девочек больше характерна невнимательность, чем гиперактивность).
Главное, в чем проявляется расстройство – это неспособность ребенка сознательно, по своему желанию, концентрировать внимание хоть сколько-нибудь длительное время; это импульсивность (сначала сделал, а потом подумал); и, наконец, гиперактивность – то есть не просто повышенная двигательная активность, а активность бессмысленная и бесцельная, окружающим непонятная.
«Не понимаю, почему он кричит на уроке, – сказала одна мама на открытии выставки. – Как можно двойку получить, понимаю, хотя сама отличница. А зачем кричать на уроке – не понимаю».
«Так ведь случилось что-то, – отвечаю я ей, – и ребенок на это реагирует. И не задумывается, урок это или не урок. Это быстрая и непосредственная реакция».
«Ну так ведь урок же», – грустно отвечает эта мама.
В этом – самая суть проблем детей с СДВГ. Невнимательность и повышенная активность – это только верхушка айсберга. Основная их проблема – это неспособность себя контролировать. Можно сравнить такое чадо с прекрасной дорогой машиной, у которой отломан руль и не работают тормоза.
Но за всеми этими проявлениями стоит самая важная проблема: неспособность ребенка управлять собой, своим вниманием, своими эмоциями, своим поведением. Такой ребенок сразу реагирует на любой стимул – моментально отвлекается на пролетающую мимо ворону, немедленно бьет одноклассника, который его случайно задел, на весь класс выкрикивает всякую мысль, которая пришла в голову – просто потому, что он не может остановиться и подумать, его организм устроен так, что не дает ему этой паузы. Поэтому соображение «мне в конце года сдавать экзамен» для него слишком туманно – его затмевает сиюминутное «мне скучно заниматься этой математикой». А «мама будет беспокоиться» совершенно меркнет на фоне «мы так весело играем».
Проблемы воли и самоконтроля создают детям с СДВГ бесконечное множество проблем в школе – ведь школа требует от ученика прежде всего воли и самоконтроля – способности целенаправленно концентрироваться на том, что не очень интересно, только потому, что это нужно для отдаленного будущего.
Дети с СДВГ вообще не понимают, что такое отдаленное будущее. Они живут здесь и сейчас, вот этим конкретным моментом. И в этот конкретный момент они не видят никакого смысла в том, чтобы заниматься русским или математикой.
Дети-невидимки
Эти дети создают больше всего проблем в классе. Но именно их не замечает отечественная медицина и отечественная педагогика. Обсуждается инклюзия? – отлично, речь идет о колясочниках, аутистах, о слабовидящих и слабослышащих – а гиперактивных тем временем никто особо не собирается терпеть в классе: заберите своего ребенка, он всем мешает. Обсуждаются федеральные стандарты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? – там тоже нет никакого СДВГ.
Во многих странах мира СДВГ (или ГРДВ – гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, как его называют в принятой в России классификации болезней МКБ-10) считается достаточным основанием для того, чтобы ребенок получал специализированную учебную помощь. Но в России никто толком не знает, как с такими детьми работать. Родители пишут коллективные письма директору с просьбой убрать этого ребенка из класса, учителя жалуются: тридцать лет работаю, такого безобразия не видела!
Родители таких детей совершенно затравлены обществом, которое объясняет им, как плохо они воспитывают своих детей, – и у них совершенно нет сил, поскольку никакие их педагогические усилия не дают ровно никакого результата. Некоторые родители, впрочем, довольно быстро занимают оборонительную позицию в духе «это вы не умеете их готовить», и непонятно еще, что хуже.
Дети очень скоро начинают понимать, что они плохие, тупые ленивцы, что они хуже всех. Из-за своих особенностей они плохо контролируют эмоции – а это не способствует популярности среди сверстников. У них в тетрадях, в голове, в комнатах и рюкзаках вечный хаос – а это очень сказывается на учебе и отношениях с учителями и родителями. Плюс иррациональное поведение и бесконечная разрушительная активность.
В общем, выставка «Вечный прыгатель» придумана именно для того, чтобы наших детей, таких громких, прыгучих, неумолкающих – и таких незаметных – в самом деле заметили.
Теорема о теореме о теореме
Как ее визуально изобразить – гиперактивность? Как рассказать о невнимательности? Мы собрали коллекцию рваных штанов наших детей – коллекцию небольшую, потому что в наших семьях штаны – это такой же расходный материал, как ручки, карандаши или туалетная бумага; их не хранят: покупают оптом и выбрасывают быстро.
Ручки и карандаши мы тоже собрали – много-много прогрызенных ручек и сжеванных карандашей. Сгрызенные ручки, карандаши, ногти, изжеванные до дыр воротники и рукава – это следствие не столько гиперактивности, сколько тревожности: дети не могут вписаться в этот мир, им неловко и страшно в нем, они то и дело ждут неприятностей. И неприятности не за горами: на выставке в изобилии представлены дневниковые записи – «изображал обезьяну на уроке», «плевал в кулер», «ваш сын неадекватен», «сидел под столом и пинал девочку» и сканы тетрадей.
У посетителей выставки особым вниманием пользовалась удостоенная учительской двойки сказка «Колобок в Мордоре» и тетрадь по математике «с теоремой о теореме о теореме», записанной отчаявшимся что-то понять учеником. Это – тревожный и нестабильный мир двоечника, отпетого, школьного хулигана или классного клоуна.
К выставке дети нарисовали двойные портреты: я-снаружи и я-внутри. Некоторые изобразили свой внутренний мир буквально, с кишками и косточками. А некоторые нарисовали такие портреты, что и смотреть на них жутковато – столько там бывает темноты, хаоса и тревоги. Детский психиатр и психолог Анна Ельчанинова обратила внимание собравшихся на то, что на многих детских автопортретах почти отсутствуют уши: у детей нарушена связь с миром, они не слышат других, их не слышат другие. Услышать детей, понять, что с ними, о чем они думают, чего боятся, о чем беспокоятся, научиться разговаривать с ними, понимать друг друга – самая, наверное, важная задача для семей, где растут дети с СДВГ.
Мам наших «гиперов» я попросила на форуме «Наши невнимательные гиперактивные дети» (именно там они общаются друг с другом) написать 10 слов о себе и 10 слов о своем ребенке. Просила только не писать о своих социальных функциях и семейном статусе – мать, жена, сестра, дочь, учитель, бухгалтер… Мы выбрали самые часто упоминаемые слова и собрали их в две картины – две руки, правую и левую.
Фото http://home-ledi.ru
Оказалось, чаще всего мамы детей с СДВГ пишут о себе одно и то же слово: усталость. «Устала, не могу», «устала, как собака», «устала сил нет», «усталость»… И еще – «тревога». Только потом, по мере обработки ответов, в них стала все чаще встречаться «любовь» – и наконец обогнала «тревогу», и вытащила еще за собой «солнце», «море», «заботу» и «грусть». И еще «радость». А в десяти словах о ребенке вместо лидирующих сначала «чуда/чудовища», «школы» и «уроков», да еще «оболтуса», – возникли неожиданно «доброта», «нежность» и «ласка», и еще почему-то «защита».
Одной рукой
Самое удивительное для большинства посетителей выставки – это то, как похожи рисунки, нарисованные детьми из разных городов и стран, – будто все они нарисованы одной рукой. И тетради написаны одинаково нечитаемым прыгающим почерком, и замечания в дневниках – одни и те же, двойки в тетрадях – одинаковые, независимо от того, сколько лет этим тетрадям и дневникам – год, два, двадцать, сорок…
Один из основателей независимой лаборатории «Инвитро» (она поддерживает родительскую организацию «Импульс») Александр Островский принес на выставку свои старые дневники – и записи 1966 года, сделанные еще чернильной ручкой, тоже ничем не отличаются от записей в дневниках сегодняшних «гиперов». Именно поэтому Александр Островский говорил о том, как важно говорить с родителями об опыте взрослых людей, которые научились жить со своей гиперактивностью, нашли способы компенсации и добились успеха – ведь отчаявшимся мамам так часто мерещатся самые мрачные перспективы.
На выставке постоянно дежурит кто-то из мам «Импульса». Мамы готовы водить желающих по выставке, делиться опытом, листовками и брошюрами по СДВГ, рекомендовать книги, помогать советами. Ждут мам и пап, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей – всех, кто имеет дело с невнимательными гиперактивными детьми.
Иногда уже просто понять, что ты не один с такой проблемой, что есть люди, которые тоже с этим живут и справляются – уже очень много.