Председатель
«Мы приехали и увидели, что пятьсот человек в лагере, а бытовые условия – два летних душа. Жара 38 градусов. Женщины, дети. Как им быть?»
Когда протоиерей Владислав Касьянов только начинал работать председателем Отдела по социальному служению в своей епархии, беженцев с Украины уже было очень много, а теории, опыта и денег на решение проблемы – никаких.
«Вот как работает государственная машина? Есть бюджетные деньги. Муниципальная или региональная власть не имеет права использовать их, если нет статьи расхода. Когда происходит чрезвычайная ситуация (а из-за потока беженцев у нас в Ростовской области большинство приграничных с Украиной населенных пунктов объявлено зоной ЧС), сразу требуются средства, а их надо каким-то образом заказать, через казначейство провести, обналичить, только потом можно что-то на них закупить и оказать конкретную помощь. А ЧС-то ждать не может.
Поэтому мы обратились в Синодальный отдел, в благотворительные организации, к нашим предпринимателям, которые помогли нам со «стартовым капиталом». На них тогда и купили самое необходимое – душевые кабинки, построили помывочный комплекс. Так было в первое время, потом система уже появилась и заработала.
Но кроме системы важны кадры. Ведь что самое важное в кадровом вопросе соцслужения? Если команду удается собрать боеспособную, в которую, во-первых, входят специалисты, а во-вторых, эти специалисты еще готовы к милосердному жертвованию, к несению послушания, тогда она достигает результатов.
Север Ростовской области – это сельские регионы, все жители заняты работой на земле, и епархия не может себе позволить иметь штат высокооплачиваемых специалистов. Считаю, в отделы нужно привлекать добровольцев, активных мирян.
Очень важна здесь фигура руководителя, священника. Потому что важно не просто создать группу людей, которые хотят тиражировать какие-то проекты, пусть и самые милосердные, но важно объединить людей, которые хотели бы работать над собой, служить Богу через эти добрые дела. Первый двигатель в нашей работе – это любовь к Богу, выраженная через сострадание к людям».
Главная философия: никаких планов
Отец Владислав – кроме того, что соцработник, еще кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии РГСУ, сейчас преподает на кафедре Православной культуры и теологии в Донском Государственном Политехническом университете. Годы работы в должности председателя Отдела по соцслужению повлияли на его личную философию.
«Если это какой-то, знаете, план, если это какое-то делание не духовное, то тут можно дойти и до выгорания, потому что невозможно все сделать и всем помочь.
Например, наша помощь в Кабинетах предабортного консультирования. Там ох как остро проблема стоит, потому что, там и плачут, и мужей для поддержки приводят, там и скандалы бывают. И вот бывает, все, что можно, людям скажут, и психолог и соцработник, и священник, всю душу вложишь, а человек все равно не изменяет своего решения… Ты вот знаешь, что он жизнь себе портит, что душа будет болеть (ведь сколько таких историй на исповеди слышишь), а сделать ничего не можешь. Ведь если человек сам не захочет, его и не спасешь. Свобода…
И тогда надо просто, находясь перед Богом, по своей совести и в меру своих сил стараться делать все возможное, понимая, что все сделать ты не сможешь.
Но вот что я понял: люди, готовые жертвенно помочь другим, преображаются сами. Из общения с ними я для себя такой вывод сделал».
Реальные вещи
В условиях хронической ЧС священникам потребовались специальные знания. Четыре священника епархии (в их числе и о. Владислав), работающие в епархиальной Комиссии по оказанию помощи вынужденным переселенцам из Украины, получили статус спасателя МЧС.
«Это сначала беженцы уезжали на машинах с чемоданами, а вот те, с кем нам уже пришлось работать, бежали уже в одних халатах или в платьицах, мамы с детками на руках. Без документов, без денег, без одежды – без ничего. Привозили и раненых. Все палаточные пункты временного размещения были перегружены. И надо было понять – как быстрее действовать в такой обстановке, как эффективнее помогать.
Я тогда понял, что спасатель – работа антиромантическая. Без правильной мотивации ее делать невозможно.
Сегодня фактически каждый приход Шахтинской епархии является пунктом сбора и распределения гуманитарной помощи для беженцев с Украины. Во всех пунктах временного размещения беженцев организованы палатки-храмы и палатки-часовни.
Там, где тяжело одному психологу, приходит священник, который и побеседовать может, и помолиться. А где двое-трое собрано во имя Божье, там Господь среди них. Глядишь, и дело стронулось…
Священник-спасатель – это как двойной удар. Однажды такой батюшка-спасатель спас человеку жизнь – прямо через неделю после того, как сдал экзамен в МЧС. Я говорю, как очевидец. На дороге этот отец стал свидетелем аварии. Увидев, что один из пострадавших защемлен, и с явными травмами позвоночника остается в машине, в то время как людей с царапинами загружают в «Скорую», он предъявил удостоверение сотрудника МЧС, объяснил ситуацию. Сотрудники ГАИ прореагировали немедленно, отдали распоряжения врачам. Человека удалось вовремя вывести и оказать помощь».
Потихонечку
У о. Владислава двое детей – дочь и сын. Матушка тоже работает в Отделе, оказывает помощь вынужденным переселенцам с юго-востока Украины, и возглавляет женсовет Шахтинской епархии. В доме о. Владислава живет архимандрит Силуан – священник на покое.
«Архимандрит Силуан – духовный отец нашей семьи. Сейчас он старенький уже, сам не передвигается. Мы его забрали домой. Дети несут дежурство у него по очереди. Кормят его, помогают в бытовых вопросах. Он – наш родной человек».
Священником о. Владислав служит пять лет. А крестился Владислав в 21 год, после смерти отца.
«Когда отец умер, было такое отчаяние. Я просто искал, что я могу сделать. Узнал, что человек, когда представляется Господу, не может уже сам о себе ходатайствовать, и ему остается надеяться на тех, в сердце кого он оставил частичку любви… А у нас сердца переполнены были любовью к отцу».
Сейчас отец Владислав – настоятель Успенского храма города Шахтинска в Ростовской области. В свой храм он семнадцать лет назад заехал просто поставить свечку за свое здоровье, так как был очень болен и уже долго и бесполезно лечился.
«Мы мимо этого храма ехали. Ну, зашли… Бабушки – их сейчас многих нет уже в живых, – с такой любовью говорят: «Сыночек, вот стульчик тебе!». Посадили… «А что болит? Тебе же надо причаститься!» – «А как причаститься?» – «Ну, давайте поведем его…»… И так потихонечку, потихонечку…
Там, знаете, вот всегда кормили людей. Такая община дружная была, всегда кто-то что-то приносил, по кусочку буквально, а получался обед».
Маски в сторону
«Если наша семья сталкивается с трудностями кого-то из людей, мы на семейном совете это обсуждаем, решаем, как вместе конкретно помочь.
Вот я, взрослый человек. Я понимаю, что решение любой задачи требует напряжения усилий. Тем более, самое главное дело в жизни человека – спасение души. Чтобы мне быть с Богом, я должен над собой работать.
А семья – это такое место, куда приходят и маски снимают. Где эти маски сняты, там, может быть, тяжелее всего… Я вот в себе все больше недостатков вижу. Но это, надеюсь, уже пошел процесс лечения».