Православный портал о благотворительности

Протоиерей Виталий Шастин: «Каждая наша программа – внешне социальная, но основной мотив духовно-просветительский»

В светских кругах считается хорошим тоном сетовать на связь РПЦ с государственной властью. Мы же хотим рассказать о положительном эффекте такого тесного сотрудничества

В светских кругах считается хорошим тоном сетовать на связь Русской Православной Церкви с государственной властью. Прочность этой связи в таких разговорах, как правило, сильно преувеличивается, а характер – искажается в силу либералистских предрассудков говорящих. Но сейчас мы хотим рассказать о том, какой положительный эффект может дать тесное сотрудничество государственных структур и Церкви.

У миссионерско-образовательного отдела Костромской и Галичской епархии много социальных проектов, но председатель отдела протоиерей Виталий Шастин хорошо понимает, что серьезные результаты достигаются во многом благодаря поддержке администрации Костромской области. Вот и важность такой программы, как «Здоровье будущей мамы», многие представители местной власти хорошо понимают. Об этой программе и о своем опыте рассказывают отец Виталий Шастин
и ответственная за медико-социальный сектор в миссионерско-образовательном отделе Костромской и Галичской епархии Ольга Ирзаева.

– отец Виталий Шастин:
Программа «Здоровье будущей мамы» для нашего миссионерско-образовательного отдела, прежде всего, является возможностью выйти на более широкую аудиторию. До ее появления мы занимались только учебными учреждениями, а эта программа охватывает практически все население Костромской области. Цель этой программы – предотвращение абортов, так как люди, совершающие это, нарушают заповедь «Не убий». Ясно, что эта проблема имеет множество составляющих, есть много условий, из-за которых этот грех совершается. Первая проблема, которую нам советуют преодолеть святые отцы – это преодоление грехов ума. Женщина делает аборт, убивает ребенка часто потому, что она не имеет настоящего представления об этом зле. Здесь мы должны рассказать о библейском понимании проблемы. А вообще, аборт мы рассматриваем в библейском, медицинском и демографическом аспектах.

Преодоление абортного мышления – это работа с молодежью, с детьми. Совместно с департаментом образования мы вводим программу «Основы семейной жизни». В младших классах мы разъясняем заповедь послушания родителям, передаем детям наши традиционные представления о семье. С выпускными классами мы говорим уже непосредственно об аборте.

Многие мамы, когда у них появляется третий, четвертый или пятый ребенок, сталкиваются с непримиримой позицией своих старших родственников, которые часто становятся инициаторами абортов. «Вот еще одного родишь, – говорит, например, свекровь невестке, – ноги моей в твоем доме больше не будет, будешь воспитывать сама» и так далее. И тогда мы выходим на старшее поколение. Работа осуществляется в сотрудничестве с департаментом по социальной защите населения.

Бывает, что проблема аборта связана с какими-то супружескими проблемами – развод, еще какие-то сложности. Тут мы взаимодействуем с отделами ЗАГС.

Также проблема абортов не может быть преодолена, если не изменится позиция врачей и другого медперсонала. Поэтому мы проводим конференции, семинары с медицинскими работниками, выстраиваем с ними общение.

Программа «Здоровье будущей мамы» – соборная. В этой программе участвует Костромская епархия, т. е. духовно-просветительский центр «Кострома», непосредственный реализатор, а также департаменты здравоохранения, образования, социальной защиты населения, информационной политики, Комитет по делам молодежи, ЗАГС и два страховых фонда.

Одна из форм нашей работы – это лекции, семинары. То есть просветительская часть. Что касается практической части, то мы сейчас создаем центр под названием «Светлица» для беременных женщин, желающих сохранить ребенка, но находящихся в трудных жизненных ситуациях. В этом центре мы собираемся размещать женщин, которым нужно в спокойной обстановке подготовиться к родам. Центр находится в городе Нерехте, и нерехтский роддом готов нам содействовать: наблюдать женщин, принимать роды и после родов какое-то время сопровождать. Кроме беременных в этом центре предполагается принимать и размещать тех женщин, кому после родов некуда выписываться с новорожденными детьми. Потому, что бывает, что от детей отказываются потому, что с ребенком некуда деться. Сотрудники нерехтского духовно-просветительского центра «Отрада» будут прививать этим женщинам какие-то житейские навыки, в случае необходимости будут содействовать в оформлении документов, пособий, а также оказывать и другую социальную помощь. Возможно, совместно с департаментом по социальной защите будем искать для женщин жилье, трудоустраивать их или помогать поступить куда-либо на учебу.

– Вы проводите работу среди нецерковных людей. На что чаще реагируют – на религиозные аспекты, затрагиваемые вами, или на медицинские? Что чаще становится для женщин аргументом в пользу отказа от аборта?
– отец Виталий:

Медицинские аспекты затрагивает в основном врач. С нами сотрудничает ряд врачей, медицинскую аргументацию они, как правило, берут на себя. А священники в основном предлагают именно духовную аргументацию. Хотя священников у нас в этой теме работает больше, чем врачей, поэтому религиозной аргументации все-таки больше. Но поскольку мы рассматриваем аборт с трех точек зрения, то одна другую дополняет.

– Ольга Ирзаева: На форуме «Святость материнства» один врач сказал, что когда женщин уговаривают врачи, они говорят не с той степенью уверенности, как священники. Когда говорит священник, он говорит, что называется, со властью. Священник знает, о чем говорит. А врачи часто говорят так, что, может быть, и вредно для здоровья, а может, и нет. Многие врачи говорят, что беседуют с женщинами о вреде аборта, а на самом деле… К нам приходят женщины и рассказывают, что когда они хотят встать на учет в женских консультациях, их на аборт чуть ли не насильно пытаются отправить. Одна женщина сказала, что ее даже отказывались ставить на учет, говорили: «Идите на аборт». Она после этого была готова рожать в стоге сена. Конечно, мы сходили к врачам, ее поставили на учет, она нормально родила, слава Богу.

– отец Виталий: Есть врачи, которые отказались делать аборты – в городе Буй несколько, в Сусанинском районе. А в самой Костроме многие врачи, наоборот, просто-таки агитируют за аборты. Еще нужно сказать, что сокращение числа абортов идет именно в государственных учреждениях. А частные медицинские центры – это наша проблема.

– Ольга Ирзаева: Один и тот же врач в женской консультации отговаривает от абортов, а в частном центре аборты делает. И рекламные объявления этого центра можно увидеть много где.

– Вы работаете в образовательных учреждениях, общаетесь с детьми, с подростками. Какие-то государственные структуры вам препятствуют в этом?
– отец Виталий:
Нет. Не только нет препятствий, а наоборот, есть заинтересованность этих структур в нашей работе. Вот, например, Институт развития образования Костромской области даже сделал методические рекомендации к фильмам, которые мы показывали на фестивале «Семья России» – где и кому какой фильм лучше показать. Даже так: запрос образовательной системы превышает наши лекторские возможности. Сами педагоги включаются в процесс, становятся специалистами по этой теме.

– Когда ваша программа начала работу?
– отец Виталий:
Мы работаем с 2009-го года. Администрация Костромской области выделила финансирование под эту программу. И в частности, в результате этого взаимодействия у нас во многих заведениях по родовспоможению открылись кабинеты для священников, для того, чтобы им удобнее было вести просветительскую работу.

– Как происходит ваше сотрудничество с ЗАГСами?
– отец Виталий:
Ввести это как систему пока не получается, но иногда мы проводим встречи с молодоженами. Мы говорим с ними о взгляде на брак, на деторождение, раскрываем церковную позицию на это. Общаемся мы и с руководителями отделений ЗАГС, рассказываем им о традициях заключения супружеских союзов, о венчании, о том, что вступать в брак нужно не во время поста. Также в ЗАГСах мы размещаем ту или иную информацию, касающуюся и супружества, и абортов. У нас есть передвижные выставки, которые мы размещаем и в учреждениях здравоохранения, и в ЗАГСах. Мы пытались, следуя белгородскому опыту, противодействовать разводам. Но здесь у нас с ЗАГСами взаимодействие не очень складывается потому, что нынче разводы осуществляются в основном в судах, а в ЗАГС люди приходят с уже готовым решением. Поэтому мы панируем работать с судьями, ведущими бракоразводные процессы.

– Вы упомянули белгородский опыт. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.
– отец Виталий:
Вся наша программа стартовала, основываясь на белгородском опыте. Мы с представителями администрации Костромской области специально ездили в Белгород, там программа, посвященная проблемам семьи, материнства и детства начала реализовываться раньше, чем у нас. Они, например, добились того, чтобы решение делать или не делать женщине аборт, могли принимать только государственные учреждения, частным центрам не выдаются на это разрешения. Для предотвращения разводов у них есть программа молодежного жилья. В частности, для студенческих пар у них зарезервированы помещения – если у студентов нет собственного жилья, им выделяется комната на период обучения. У них вообще политика развернута в сторону молодежи – это касается жилья, предоставления кредитов.

– А чей-то еще опыт вы используете?
– отец Виталий:
Обязательно. Мы участвуем в форумах «За жизнь», где представители разных регионов делятся опытом. В интернете много находим полезного. Но костромской опыт отличается – во многих регионах такие программы являются частными инициативами, частными случаями. Такое, как у нас, чтобы это было на уровне распоряжений губернатора, чтобы была система взаимодействия разных государственных департаментов и Церкви, встречается редко. Особенность нашей работы в том, что здесь государство и Церковь работают системно. У нас создано три уровня реализации программы: уровень заместителя губернатора по социальным вопросам – со стороны епархии на этот уровень, в этот совет направлен я, следующий уровень – муниципальный, в каждом районном центре заместитель главы по социальным вопросам, местный благочинный и начальники соответствующих отделов работают сообща, третий уровень – это учреждения, например, конкретная школа, социальное или медицинское учреждение, с которыми сотрудничает священник из какого-нибудь ближайшего храма. Наш миссионерско-образовательный отдел не имеет финансирования, не имеет большого штата. Поэтому у нас выход только такой: работать с государственными кадрами, на государственной территории и при помощи государственных средств. Вот, например, школьный предмет «Истоки», посвященный религиозным культурам, реализуется в школах самими учителями. Это такой образовательный эксперимент. Принцип следующий. В школе мы не должны подменять учителя, в больнице – врача, в социальной службе – социального работника. Наша задача: в рамках решения определенной проблемы открывать им свое видение и искать единомыслия. Я считаю большим успехом, когда сами работники того или иного учреждения имеют с нами общую позицию. Надо не создавать чисто церковные резервации, а чтобы все общество постепенно перенимало правильные взгляды.

– Отец Виталий, у вас есть какие-то личные мотивации для такой работы?
– отец Виталий:
Такая потребность души в постоянном созидании. Нужно что-то делать. То есть это моя черта характера. В то же время все наши программы опираются, прежде всего, не на решения синодальных комиссий, не на инициативу того или иного прихожанина, не на какие-то обращения со стороны государственных структур. В первую очередь они опираются на Священное Писание. Для нас мотивация, прежде всего, исходит из Евангелия: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа и уча их всему, что Я заповедовал вам». Это конкретное поручение, конкретная заповедь, конкретная мотивация к просветительской деятельности. И поэтому наш отдел не называется социальным – он миссионерско-образовательный. А социальные практики опираются на притчу о Страшном Суде: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть и так далее. И до создания синодальных отделов мы уже бывали в школах, в больницах, в тюрьмах – это все само собой разумеющееся. Вся эта деятельность начиналась на уровне прихода. А уже потом владыка Александр (Александр (Могилев), с 1989-го по 2010-й гг. епископ Костромской и Галичский епархии, ныне митрополит Астанайский и Казахстанский. – И. Л.) обратил на нас внимание и поручил мне возглавить епархиальную структуру. И мы приходим к людям, прежде всего, с миссионерскими задачами, а не с социальными. Каждая наша программа – внешне социальная, но основной мотив духовно-просветительский.

Игорь ЛУНЕВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version