В один из самых непростых периодов истории Русской церкви, в 1950-70-х, годах священник Тихон Пелих был духовником учащихся всех Московских духовных школ, семинарии и Академии Троице-Сергиевой лавры. Ему являлся Серафим Саровский и исповедовал его. Священство он принял в день памяти преподобного Серафима.
Многие при жизни относились к отцу Тихону как к святому. Однако батюшка был уволен за штат в самом расцвете своего старческого дара. Тогда он неоднократно повторял: «У меня еще столько сил, чтобы служить Богу и людям!..»
Два Тихона
В 1923 году Тихон приехал в Москву – поступать в университет. Было воскресенье, и он пошел в храм. Оказалось, службу совершал патриарх Тихон. Захотев получить благословение и удивившись собственной дерзости, Тихон зашел в алтарь и встал на колени. Патриарх благословил незнакомого парня и спросил, как его звать. Услышав в ответ «Тихон», патриарх улыбнулся: «Меня тоже Тихон».
В тот момент Тихона заметили иподьяконы, схватили за полы шинели и «вывезли» из алтаря. Многие годы спустя о. Тихон рассказывал эту историю, удивляясь, как это никто из церковнослужителей не воспрепятствовал ему зайти в алтарь.
С тех пор жизнь Тихона навсегда была связана с Москвой и областью, почти 30 лет о. Тихон служил в Сергиевом Посаде.
Счастливые
О. Тихон подтвердил очень важную вещь: семейная жизнь не является препятствием для настоящей духовной жизни. Обычно старцы – монахи.
О. Тихон был семейный человек, который очень любил свою матушку, и брак их был счастливый. А может, это счастье даже помогало ему.
Татьяну Мельникову, послушницу известного архимандрита Георгия Лаврова, исповедника, вернувшуюся из ссылки, о. Тихон встретил, когда ему был 41 год, он работал учителем. Тихона рекомендовали Татьяне как человека, который сможет подготовить к экзамену по физике – она хотела поступать в медицинский.
Экзамен был сдан прекрасно и девушку зачислили, но учиться она не пошла – а вышла замуж за своего репетитора.
У матушки Татьяны был строгий, решительный характер, а у Тихона – тихий. Жили они необыкновенно согласно.
У них было двое детей, сын и дочь. О. Тихон так уважал мнение матушки, в том числе и в вопросах веры, что, когда в старости хотел принять постриг, а матушка его не благословила, послушался.
Матушка Татьяна, смолоду также, как и о. Тихон мечтавшая о монашестве, считала, что в их с о. Тихоном возрасте (ему было 86, ей – 78) монашество уже не под силу.
Когда матушка тяжело болела, о. Тихон ради нее готов был пропустить службу, лишь бы она была в покое, хотя служба была для него всем.
И скончались они в один месяц и в один год: матушка Татьяна 1 июля, о. Тихон 17 июля 1983 года.
Явление Серафима Саровского: «Это был ужас»
О. Тихону был 51 год, когда он стал священником. Сбылось и предсказание духовника матушки о. Георгия Лаврова: когда она просила благословение на монашество, он в ответ ей только улыбался и говорил: «Подожди, деточка, будешь еще матушкой».
Перед тем, как принять священный сан, о. Тихону было явление преподобного Серафима Саровского. Об этом он написал в письме матушке Татьяне:
«Родная моя Танюшенька! Странно тебе покажется, что вместо устной беседы с тобой я пишу тебе письмо. Но так надо. Всю неделю сердце мое рвалось к тебе поделиться своей пасхальной радостию, которая есть у меня на сердце. Но я боюсь, что в устной беседе ты меня не поймешь, скажешь: «Это твое больное воображение от переутомления».
Предвидя это возражение с твоей стороны, я и решил объясниться с тобой письменно… Итак, слушай. Я не знаю, что тебе рассказывал дедушка, но факт был такой: проводив тебя, я пришел домой и стал читать акафист Божьей Матери со слезами на глазах. Вдруг меня обуял такой внутренний трепет, что я должен был опустить голову наземь, закрыв глаза, и ясно почувствовал, что в комнату нисходят силы небесные…
Это такой ужас, который не передашь словами. Я ясно почувствовал присутствие в комнате преподобного Серафима Саровского Чудотворца. И тут началось самое страшное — Таинство исповеди. Он меня исповедовал, он мне в картинах показал всю мою жизнь и, так как я по временам сомневался, не бред ли со мной и не мерещится ли все это мне, он после исповеди каждого моего греха давил мою голову, как молотом; причем ни руками, ни ногами я не мог шевельнуть. Я был во все продолжение исповеди в полном сознании…<…>
Танюшенька, вчера, на великомученика Пантелеимона, Господь сподобил меня причаститься… Все это я пишу тебе, чтобы рассеять твои сомнения, чтобы избавить тебя от греха неверия своему мужу, думая, что я в прелести. Нет, моя родная, преподобный Серафим избрал меня в орудие Промысла Божия. Подвижница схимонахиня Олимпиада назвала нашу семью благодатной и вот почему: мне дана благодать священства, тебе дано счастье разделить эту благодать. Господь тебя благословит, Матерь Божия утешит, а преподобный уверит. Тиша»
Явление и исповедь у прп. Серафима были у Тихона Пелиха в начале августа 1945 года, а спустя год, в день памяти святого Серафима Саровского, 1 августа 1946 года Тихон Тихонович принял священный сан – стал диаконом. В 1947 году 26 августа в день своего Ангела (свт. Тихона Задонского) в храме Донского монастыря диакон Тихон стал иереем.
Друг, отец Всеволод Шпиллер
В 1950 году отца Тихона направили служить в Ильинский храм Сергиева Посада. Здесь он встречается с о. Всеволодом (Шпиллером), вернувшимся в Россию из эмиграции. С о. Всеволодом у москвичей связана эпоха настоящего духовного возрождения, несмотря на глухие советские годы.
Отец Тихон с отцом Всеволодом прослужили вместе полтора года, но до конца жизни, несмотря на разность натур, оставались связаны настоящей духовной дружбой (отец Всеволод умер через 5 месяцев после отца Тихона). О. Всеволод стал духовником детей о. Тихона. Его дочери Екатерине он не раз говорил: «Ты знаешь, кто твой отец?», имея в виду его дар старчества.
Когда отец Всеволод был переведен в Москву, он просил, чтобы на его место поставили настоятелем отца Тихона. Патриарх Алексий II не только назначил отца Тихона настоятелем, но и поручил ему быть духовником учащихся Московских духовных академии и семинарии. Монахи Троице-Сергиевой лавры, семинаристы и академики и сами шли к о. Тихону за советом, и направляли к нему людей. Многих семинаристов о. Тихон венчал, его называли «Венчальный батюшка».
Путешествие по звездному небу
В доме у отца Тихона собиралось множество людей. Дочка отца Тихона Екатерина вспоминала: «Бывало, отец Тихон еще не вернулся из храма, а в нашем садике, в беседке и в доме уже ждут его люди — целая очередь… Мама как-то умела всех принять и занять: одному даст интересную книгу, другого накормит и напоит, с третьим побеседует, посочувствует и успокоит; если человек торопится — посоветует написать отцу письмо».
Когда батюшка не принимал людей, то он много читал и молился. Дети вспоминали: «Забежишь к нему наверх (в мезонин) — утром ли, днем ли, вечером, — чтобы взять благословение перед уходом из дома, а он стоит на коленях, погруженный в молитву, и не замечает никого вокруг или сидит около икон, глядя вдаль, и не сразу заметит вошедшего».
В летнее время отец Тихон любил наблюдать за грозой под открытым небом. Он выходил в сад, становился под куст и смотрел в небо. Батюшка возвращался домой только после того, как его взволнованная матушка звала несколько раз.
А зимой своих детей отец Тихон часто брал в «путешествие» по звездному небу. Он хорошо разбирался в астрономии и мог ответить как на естественнонаучный, так и на мировоззренческий вопрос.
«Снег дрожит от благодати»
«Каждый праздник, особенно двунадесятый, о. Тихон переживал как космическое событие, – писала его дочь Екатерина, в замужестве Кречетова. Приближается, скажем, праздник Богоявления, и отец уже весь в ожидании освящения водной стихии и радостно переживает и «трепет Предтечи», и явление благодати Божией, «спасительной всем человеком»… И мы, дети, тоже с нетерпением ждем этого события, когда вся вода (а значит, и снег тоже) «дрожит» от благодати.
Когда приближалась Страстная неделя, во время которой вспоминались страдания Спасителя перед смертью, отец Тихон всеми своими мыслями был в Гефсиманском саду, на Голгофе. Глядя на него, понимаешь, что значит «Да молчит всякая плоть человеча… и ничтоже земное в себе да помышляет…
Во время Великой субботы отец со слезами на глазах служил литургию, а потом говорил: «Не пережив Великой субботы, нельзя ощутить полноты пасхальной радости».
Любовь – это жизнь после смерти
Выделял о. Тихон и дни Родительских суббот. Об усопших он говорил: «Как ждут они наших молитв!
Кладбище — таинственное место. Тут лежат безвозвратно отшедшие: у кого родители, у кого дети, у кого муж или жена — словом, дорогие для сердца близкие люди. На кладбищах всюду можно увидеть плачущих, каждый стоит над могилкой и изливает в слезах душу.
Что значат золото, серебро, блестящие каменья? Все это — бездушная земля. А прах, лежащий в могиле, — чудный, таинственный, священный!
Для этого праха — мир сотворен, для этого праха Сын Божий страдал, умер и воскрес! Для этого праха приготовлен рай небесный, устроено Царство Божие!
Этот прах был живым существом, носил в себе образ Божий, прославлял Бога и поклонялся Ему. Этот прах был омыт крестильной водой, запечатлен печатью мира Духа Святаго, напитан был Божественным Телом и напоен животворящей Кровью.
Этот прах в самой смерти бессмертен, потому что он таинственно соединен с Богом.
Кончится мир, потускнеет блеск земных сокровищ, померкнет солнце, а прах этот воскреснет и явится новым человеком, духовным, нетленным, чистым, как ангел, светлым, как солнце, и будет жить вечно! И снова будет славословить Бога. Любовь – это жизнь после смерти. Любовь – это то, что испытывают в Царствии Небесном.
Вот почему Святая Церковь так торжественно, со свечами и песнопениями, погребает в недра земли эту персть — труп человеческий… Погребальным торжеством Святая Церковь показывает нам, что покойник — не простая земля, а сокровище будущего века, драгоценность для славного Царства Божия.
Будем плакать в молитвах о прощении грехов усопших, и такой плач будет разумный и спасительный. Капли слез, изливаемые нами пред Богом в молитве веры и любви, помогут нашим умершим родным и близким вселиться в райские светлые обители Царства Небесного».
Блажен изгнанный правды ради
В 1979 году отца Тихона (не без интриг и подсиживания) перевели за штат, ему пришлось уехать из Сергиева Посада и храма, которому он посвятил 30 лет служения. Тогда он неоднократно повторял: «У меня еще столько сил, чтобы служить Богу и людям!..»
Но люди продолжали к нему идти, уже на новый приход, возле храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области. О. Тихон говорил, что на старчество пошел не своей волей, его благословили.
Когда-то в юности он писал в дневнике: «Я человек не компанейский и не общественный. Люблю одиночество и ищу его, а говорить с людьми люблю только на темы философского характера и попадаю в глупое положение, когда мне приходится через силу вести досужие разговоры. Тогда и не знаю, о чем говорить».
И вот настало время, когда разговор «на темы философского характера», о самом самом, стал для о. Тихона главным делом в жизни. Он мог не тратить больше силы на настоятельские обязанности, а отдавать их людям.
Старец – всегда утешитель. Даже если поругает. По молитвам о. Тихона люди получали действенную помощь. А еще действовал сам вид, образ о. Тихона, его поведение, его отношение к делу, людям.
Рассказывает Вера Клочкова, матушка прот. Михаила Клочкова: «Мой сын собирался поступать в медицинский, и я решила просить молитв о. Тихона. Приехала, рассказываю, батюшка говорит – «идем молиться» – и стал служить молебен. Начал: «Помолимся о студенте». Я говорю: «Батюшка, он не студент, он только еще будет поступать», а он мне: «Студент, студент». И действительно, Саша поступил в институт, хотя был большой конкурс».
Люди видели в алтаре сослуживших с о. Тихоном ангелов, и его самого, поднимающегося на воздух.
Рассказывает о. Николай Кречетов: «Входит о. Тихон, потихоньку передвигая ноги, он ходил в таких больших галошах, – хочет приложиться к иконе на аналое, но аналой высоковат. Он крестится, и в тот момент, когда стал прикладываться, начал от пола подниматься, а потом опять опускаться и так от иконе к иконе «поднимался»».
Отец Тихон упокоился 17 июля 1983 года, в воскресный день. После службы его причастили, и старец тихо почил. Батюшку похоронили за алтарем Покровского храма села Акулово.
Все – милость Божия
Отец Тихон говорил: все, что мы делаем доброго – милость Божия к нам. Не наш труд. Потому что если ты что-то делаешь, – это Господь сподобляет тебя потрудиться. И все, что ты доброго делаешь, кому бы не делал, – ты делаешь прежде всего Богу. И себе, и это – милость к самому себе.
Использованы материалы книги «Старец протоиерей Тихон Пелих. Жизнеописание. Проповеди. Дневники», 2009