Протоиерей Артемий Владимиров – известный проповедник, член Союза писателей России и просто замечательный батюшка встретился в минувшее воскресенье в Марфо-Мариинской обители с родителями особых детей. Главные темы беседы: уныние, счастье и призвание человека, но говорил батюшка не только об этом. Смотрите наше видео
Расшифровка беседы
Сегодня мы с вами встречаемся в этой замечательной зале. В этой замечательной зале… встречаемся для того, чтобы просто по душам побеседовать, поразмышлять. У нас не формат лекции, не доклад, но такая непринуждённая встреча священника и горожан. Обстановка нам благоприятствует, здесь, конечно, и стены помогают. И думаю, что в 19 веке, в начале 20 века, покуда не разразилась напасть пресловутой революции, были такие беседы с участием пастора и без них в литературно-музыкальных салонах, принятых в обеих столицах. Затем наступило место душноватое. Батюшки стали неразговорчивые – слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Да и гонения на слово было нешуточным. И за это время, советское время, отчасти постсоветское время, люди разучились общаться вот в таком формате. Так собирались, конечно, семейным застольем, открывали шампанское, раскладывали по тарелкам оливье, но «Голубой огонёк» всё съедал. Полнокровного словесного общения, каких-то таких вдохновляющих взаимных бесед, разве только в домах-музеях Тютчева, Чайковского, где недобитая интеллигенция ещё держала в своих руках не власть, конечно, но… инициативу собирать людей и думающих не о насущном хлебе только. И вот сейчас потихонечку дело возрождается. Просвещение духовное, нравственное соседствует с одичанием. И Москва – наша древняя столица, действительно город духовных контрастов. Слава Богу, появились такие замечательные уголки. Я помню Марфо-Мариинскую Обитель, как и многие, ещё в убогом, разоренном состоянии, обветшавшие дома, каких-то не было и вовсе… Дранка, разобранный частично паркет, хотя Дух, конечно, летал. И вот усилием многих-многих людей воссоздан этот дивный уголок Москвы, где сегодня соседствует с жизнью обители, сестричества гимназия. И проходит много интересного не первый раз уже. И я недостойный в этой голубой гостиной держу слово, и мы сегодня с вами неограниченны ничем, кроме как временем. Оно стоит гораздо дороже денег, но наша задача с вами, распространив границы времени, куда-то взмыть душою в вечность, с высоты которой человеческая жизнь предстает совершенно иной, чем это бывает, когда мы суетимся, торопимся и ни о чём высоком не помышляем. Меня попросили сегодня рассказать, поразмышлять о человеческом призвании, об унынии – специально почему-то было оговорено про уныние не забыть, и счастье упомянуть. Вам подходит такой формат? Если скажете, можем и отклониться в сторону… Но, я думаю, что темы такие, что всякому об этом поразмышлять в охотку.
Слава Богу, мы живём в такой удивительной стране, где людям свойственно философствовать о жизни. Слава Богу, формула Д-Т-Д Деньги-Товар-Деньги мало кого увлекало даже в середине 20 столетия. Душа, будучи по природе христианкой, иностранкой в отношении земного мира, всегда оглядывается назад и смотрит вперёд. И в нашем Отечестве это особо легко получается, потому что земной мир редко кого убаюкивает и усыпляет. Драмы жизни часто даже оборачиваются трагедией. И столько скорби и бед выпало, может быть, ещё выпадет, на долю нашего многострадального народа, что, как говорится, мёртвый проснётся. А обыватель, то есть простой маленький человек в забвении, в сонное царство не уйдет. Замечательный мудрец христианский, святитель шестого века – великий Григорий Папа Римский (православный, конечно) был свидетелем разрушений не менее могущественного государства – Римской Империи, которая под ударами то аваров, то готов, то гуннов… Бедная не просто кряхтела, а стонала. Рим был разорён, а это вечный город, и его краса была, казалось, незыблема. Святитель Григорий, имевший в себе благодать Святого Духа, никогда не унывал, хотя с точки зрения геополитической, патриотической для римлян – этих патрициев мира, просто катастрофа имела место. Вот святитель Григорий, увидевший и небесное Отечество – дух Божий в нём действовал властно и могущественно. Он был в таком, в такой степени по восприятию, что его вполне можно сравнить с одним из Библейских пророков или новозаветных апостолов. Дух святой явственно на нём почивал. Он имел дары выше естественных: и пророчество, и разумение сокровенных тайн, и смирение, и мира, и любви. И вот святитель Григорий Папа Римский, обращаясь к своей пастве, напуганный и растерянный вследствие произошедших политических катаклизм. Карта мира не просто кроилась, как у нас какими-то ножницами отрезали Малороссию – Украину нашу, окраину; как-то выделили Белоруссию, ну и неплохо, она всё-таки сохранила свою ещё самобытность. Ничего, что я политику затрагиваю? Тоже, знаете, без этого трудно. Аккуратненько «отчекрыжили» вот эти южные республики, которые получили от Советского Союза высшие учебные заведения, заводы, а сейчас ещё прибавили – они расцвели, можно сказать. Где-то американцы спонсируют, где-то местные ханы, не ханы, простите, а султаны дают и хлеб, и воду, и газ. И вот святитель Григорий говорил: «Почему на наших глазах рушатся столпы, поддерживающие небо? Почему краса всех городов, гордый Рим пал и обратился в развалины?» Господь, ведущий нас к вечному спасению, отучает нас от лишнего пристрастия к земной жизни. Всё здесь непостоянно, всё здесь временно, всё проходит, и это тоже пройдёт. И дабы в нас не угасла тяга к небу, и мы не забыли главной цели нашего бытия – соделаться сосудами Божьей благодати, предоставить Христу место в нашем собственном сердце. Соделаться гражданами горнего Отечества Небесного – Иерусалима. Вот в отдельной исторической эпохе всё распадается, что прежде собиралось. Но отчаиваться не нужно, потому что Его есть и Царство, и Сила, и Слава и на небе и на земле. Всё не без воли Божьей свершается. И мы с Вами между прочим свидетели. Кто был на выставке в Манеже? One person? Only one? Two? Three? Four… Five… Кто был на выставке, как и я, наверное, вышел оттуда просто какой-то потрясенный и осененный, потому что мы действительно (если я ошибаюсь, вы меня поправьте) мы как будто вошли в пространство, именуемое Россией. Да, а так как Святая Русь – это не материальное понятие, а духовное, то вот эти портреты, эти изречения, правда? Эти знания – всё, что там ещё так художественно и грамотно расположено и входит к вам в сердце. Всё это приобщает нас к подлинной реальности. И такое царство эта выставка, что уже не удивляешься, тут по радио говорят, опрашивают «Что Вы думаете о монархии?» О другой политической модели, нежели той, приняв которую, наше общество бедное мучается как Емелька Пугачёв, напяливший на себя заячий тулупчик, если помните содержание «Капитанской Дочки». И оказывается, что не 5 и даже не 25, а, говорят, 30 с чем-то процентов очень даже рассуждают толково на сей предмет. {звонит чей-то телефон} Это тоже жизнь. Женщинам сложно с мобильными телефонами – не будем никого осуждать, потому что режим «Совещание» ещё отыскать нужно. Я отыскал сразу и обычно наши владелицы сотовых телефонов просто жмут на кнопку, рассердясь на несвоевременный звонок, а он через три минуты опять.
И вот, дорогие друзья, мы с вами живём в действительно необычное время. В какое-то подвижное время, если сравнить наше время с событиями геологического порядка, то, кажется, что Гондвана – это бывшая единая суша, которая после всемирного потопа разошлась на континенты, кто контурную карту смотрел, тот видит, как прекрасно Южная Америка вписывается в Африку. Так вот составьте – раз – и пожалуйста. И Северная Америка – раз – и куда-то к нашей Западной Европе причаливает. И Австралия тоже – раз – прямо это называется детская такая аппликация. И вот, как когда-то волновались континенты, двигались и расходились, так и мы живём в очень динамичную, подвижную эпоху и, знаете ли, точку опору инстинктивно ищешь. Всё меняется очень быстро, не за что зацепиться. Особенно нелегко молодёжи нашей, которой самая наименее устойчивая часть людского общества. И её вихри и ветры преимущественно куда-то несут, а она милая и рада. Without any direction. Без какого-то определенного направления. И душа христианская ищет этой точки опоры, потому что незавидная участь быть «перекати-полем». Это, знаете ли, и в духовной жизни и в моральной, душевной, нравственной и в экономической и в политической хочется как-то пустить корни. «У Лукоморья дуб зелёный – златая цепь на дубе том…» Хочется окрепнуть и не уподобляться земному праху, который при порыве ветра, обращаясь в пыль, в суховей куда-то уходит. Мы ведём речь о призвании. И несомненно, что самое высокое призвание наше – это, уже упомянутая, цель. Дать Господу Богу место в своей душе. «У кого на сердце мир – тому и на каторге рай». Как говорит русская пословица. «Адам был в Раю, и в Адаме был Рай», – рассуждает о нравственном достоинстве человека святитель Иннокентий Херсонский. Хочется что-то противопоставить калейдоскопу и политических событий и экономических изменений, да и просто времени, которое всех нас меняет. Вот если вы посмотрите на голову отца Артемия, да? Вы здесь увидите какой-то… такую лужайку. Или не видно?
– Видно.
– Ах, я бы хотел, все сказали: «Да нет, батюшка, ничего не видно!» Представляете себе, а ведь ещё 25 лет тому назад был я совершенно такой гривастый батюшка, а сейчас только остатки «былой роскоши». 25 лет тому назад… Это ничего, что я на такие лирические моменты…?
– Очень хорошо.
– Это очень интересно! Вы знаете, 25 лет тому назад, когда я приходил к школьникам, то всегда, говоря восторженно о косе. «Коса – девичья краса». Я показывал фокус детям, старшеклассникам. Из-под рясы… это вот называется не ряса, а малая ряса. Такой сюртучок, жакетик. А то ряса длинная, с рукавами. И волосы были спрятаны. Из-под рясы тащил свои волосы, и у девочек раскрывались так глаза, потому что всё тащу и тащу. И вытаскивал вот такую косу, а распушишь её – а они вот и говорили «Да! Вот это круто!» А сейчас от этой крутизны «гулькин хвост». Время. И конечно, хочется противопоставить этому потоку времени, изменениям, которые свершаются у нас ежедневно, ежечасно, ежесекундно…. Противопоставить нечто… вертикаль, ощущая в себе которую, мы входим в вечность, где всё так торжественно и чудно. И я думаю, что подлинное призвание человека определяется только тогда, когда мы научились, пребывая в потоке времени, как рыбка в воде, вместе с тем ходить пред Богом, то есть верить, осознавать, чувствовать, понимать, ощущать.. не знаю, какие ещё вам нужны синонимы, что Бог наш видит, слышит, любит, защищает, покрывает, никогда не оставляет, помогает, ведёт нас по жизни, не нарушая нашей свободы, всегда устремляет свой божественный взор в глубины нашего сердца, и поэтому он всегда с нами, мы с ним, мы в нём, он в нас, а значит, жизнь прекрасна, чтобы ни случилось, чтобы ни стряслось. Но вот этого главного открытия, откровения, которое нам было дано тем же Творцом, едва лишь мы от слепоты отрешились, никто у нас не отнимет, и сам Спаситель об этом говорит: «радость мою даю вам, никто у вас её не отнимет». Но, конечно, радость Богопознания, Богообщения, радость собеседования с Небесным отцом в глубинах нашего сердца. И кто… как радуется малыш, когда отец берёт его на руки, и он, малыш, уже не боится упасть, не боится отстать от него, родителя. Но с доверием обняв отца за шею, прижимаясь к нему, чувствуя его надёжное, твёрдое, огромное плечо, малыш, покачиваясь в такт походки папы – вот так, как капитан дальнего плавания смотрит налево и направо, потихонечку набирается уверенности и… «Папа, вот там киоск с мороженым!» И папа идёт. Такое бывает, у кого есть папа. И что ещё прибавить к этому мальчишескому счастью? Да, пожалуй, больше и ничего. Вы не обижаетесь за эти лирические картины?
Я, когда увидел в ваших руках чистую тетрадь, сразу хотела вам сказать, что трудно вам придётся, потому что надо, чтобы записать эту картину, вы должны, как Египетский писец, владеть скорописью. Тут даже вам не поможет… как это называлось в советское время?
– Стенография.
– Стенография! Тут лучше прямо рисуйте: папа, малыш на руке и киоск с мороженым.
И вот, дорогие друзья, Бог нам действительно это дарует. Независимо от пола, потолка, звания, состояния, возраста. У нас на Руси это называлось – «иметь царя в голове». На самом деле, не в голове только, а в сердце. И наши только собственные вина и недочёт, что мы немножко похожи на аутичные существа, если вы знаете, такие особенности бывают душевно-физического развития, когда человек несколько самозамкнут, он живёт в самом себе. И нет полноты сцепления с действительностью. Отсюда некоторая неадекватность разной степени восприятия событий. Мы с вами… Если вы знаете, есть такие психологические типы: сангвиники (такие живчики), меланхолики (такие с финской кровью), холерики (тоже реактивные), а есть ещё рефлектики. Это те, которые привыкли жить сами в себе – вспоминают, мечтают, рассуждают, но при этом ведут диалог сами с собой. Даже в книге пишут – «диалог с самим собой». Как будто это так интересно – сидеть в собственном соку! Гораздо интереснее беседовать с небесным отцом. Ему раскрывать души прекрасные порывы. Он-то премудрый, всемогущий и всеблагой. И в награду за открытость нашего сердца, за умение с Ним беседовать, Бог награждает замечательными душевными особенностями и дарами. Я вам всё перечислю. Перечислю конкретно, если это интересно.
Но прежде хотел бы ответить на вопрос «А как это беседовать с Богом? Как-то неудобно… что ж я ему всё буду рассказывать про себя? Во-первых, он всё знает, а во-вторых, стоит ли (интеллигенция так рассуждает) беспокоить Создателя со всякими пустяками? Я только в самых крайних случаях к Нему обращаюсь – когда родилась и когда умирать буду. А так я живу сама по себе. Он меня не трогает, и я Его не трогаю». Вот рефлектики! Нет-нет, преподобный Серафим Саровский и нас убеждает, что Бог радуется, когда мы уподобляемся малым детям. И со всеми нуждами (не только духовного содержания, но и земными) Ему изливаем сердце. Господи, я в пробке, а меня ждут в Марфо-Мариинской Обители. Очень не хочется опоздать. Господи, твоё есть Царство и Сила и Слава, помоги, пожалуйста. А я в следующий раз буду выезжать заранее. Но тоже «на Бога надейся, а сам не плошай». Вроде бы ничего такого ты не сказала, не сказал особенного, а вдруг… пшик… и ты практически не опоздал. Богу очень угодно, когда мы поставляем себя в зависимость от него. Тотальную. Всецелую. А как же? Это только наивные люди приписывают своим рукам, что сегодня у них есть хлеб. А Боженька-то не зря нам даровал прошение «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Я вот думаю, сегодня был большой день уже у меня лично: исповедь – множество людей, а потом ещё шесть младенцев нужно было крестить, а по пути ещё разъяснять родителям, крёстным, какая радость сегодня вот в этом крещении, к чему крещение их обязывает. Только успел присесть, попить чаю, думаю, а что же дальше будет – в Обители мы встретимся не солоно хлебавши! И потом надо будет снова бежать… И меня проводят этажом ниже, а там всё уже выставлено: и пирожное и какие-то фрукты и чай/кофе – пожалуйста, на выбор. Как я понял, это всё для нас! Мы сейчас пообщаемся по взаимному удовольствию, а Боженька руками сестёр уже нам разложил шведский стол. И много-то ненужно – два эклера и аппетит напрочь отбит до вечера. То есть Господь уже позаботился и опередил моё маловерие, сказав «Отец Артемий, ну что ты метёшься? Что ты печёшься? Уже всё испекли для тебя». Разве не чудо? И какие же дарует Господь Бог дары? Чем он осеняет человека, который нашёл своё призвание… А у нас тема сегодня – призвание, счастье и уныние. Который нашёл своё призвание в том, что он призывает своего Создателя. Слово-то очень простое: призвание – призывание. Во-первых, жизнь у него необыкновенно интересная и насыщенная. Человек, который с утра до вечера Господу и кается и просит Его о чём-то и благодарит Его. Даже в голову не придет написать «Неуютная жидкая лунность…» Это откуда?
– Блок?
– Почти что. Близкий к нему по времени. Они встречались в салонах.
– Мандельштам?
– Мандельштам чуть попозже. Это, по-моему, Сергей Есенин. А вот «Дом. Улица. Фонарь. Аптека» это Александр Блок.
И если вам приходилось когда-нибудь читать или встречать акафист «Слава Богу за всё». Самый поэтический, самый в литературном отношении прекрасный из современных акафистов. Такое произведение, что вы только его начнёте читать, если вчитаетесь, даже себе скажете «Ничего более удивительного я не читала из молитв».
Слава Тебе, Господи, (ну, это я примерно) за белоснежные ландыши, на которых прозрачными каплями сияет утренняя роса. Ну, примерно там так. Слава Тебе за лиловые сумерки, которые опускаясь, скрывают от меня всякую нечистоту и всякие уродливые деяния рук человеческих.
И вот, насыщенный интересной жизнью. Жить интересно! Как говорил товарищ Микоян «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее!» Потому что там, где Бог, там бесконечное обновление. Если знаете такой термин в телефоне продвинутом: пять обновлений. Это что-то там происходит в телефоне, обновляются какие-то функции. А тут у вас с вами обновление. И ненужно даже выключать ничего. Выключите, потом опять включите, и забегают циферки. Бог обновляет вашу душу, и вы начинаете видеть в этом мире чудеса. Ибо там, где присутствует Господь, там и удивительные сцепления обстоятельств, развороты и зигзаги судеб, каждая встреча эпохальная, каждый разговор исповедальный. Но этого мало. Бог ещё даёт вам в награду за то, что вы от Него зависите и к Нему с доверием обращаетесь и всё у Него просите, Он даёт вам ещё витальную, то есть жизненную силу. То вы были водоросль. «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как белых яблонь дым». Вот снимаешь, потом в интернет выложишь… А тут Бог обновляет покровы вашей души, и вы превращаетесь в бодрячка. То есть в человека жизнерадостного, оптимистичного, человека, у которого на нотном стане… а вы знаете, что здесь у каждого из нас свой музыкальный инструмент и своя партитура. И там и тут не на дне минора, а мажора. Может быть, диез… что там ещё? Мажор! То есть вы утром просыпаетесь и говорите: «Господи, как жаль, что я проспал наступившее утро!» Вставайте, граф, вас ждут великие дела, рассвет уже полощется. Господи, слава Тебе, что наступил день, ибо я могу уже не в полубессознательном состоянии, а разумно прославлять твою благость и хвалить тебя и изливать тебе своё сердце.
Между прочим, мы уже тут совершенно приблизились к разговору о счастье. Счастье понимают по-разному. Но ближе всего к пониманию, к осмыслению счастья, конечно, подходят те, кто говорит, что счастье не в том, чтобы брать, а счастье в том, чтобы отдавать. Если жертвенности в твоей жизни кот наплакал, если у тебя zero по нулям там, где речь должна идти о самоотдаче. О том, чтобы ради чего-то, ради кого-то потрудиться, то уныние, как незваная гостья, войдёт без стука и скажет «лапонька ты моя, как я тебя люблю, что тебе никто и ничто в этой жизни неинтересен, кроме собственной персоны. Дай-ка я тебя покрепче обниму». Не приведи Господь! И напротив – поразительно! Чуть только в нашей жизни мы, смотря на Господа, вводим элемент служения, кстати детей нужно воспитывать… Видите, я вам здесь … уже иду в народ. Педагог так. А мне нельзя отрываться от подслушивающего устройства.
Чуть только мы вводим этот ингредиент, эту специю.. повнимательней послушай, что тебе говорят. Постарайся послужить человеку, чтобы он был доволен свершившимся. Потому что тоже по-разному можно отвесить сыр. И его порезать тоже можно по-разному. Можно так порезать и так этот сыр передать, что человек скажет: «Скажите, пожалуйста, Нина Петровна (а тут у неё написано «Нина»), а ваша смена в магазине, когда следующий раз будет?» Вы говорите: «Сутки работаю – трое отдыхаю». «Можно будет ещё за сыром к вам прийти?» «Приходите, у нас не только сыр, у нас и колбаса без вредных примесей, от производителя- фермера». Я вам не наскучил ещё, а?
-Нет, нет!
– Может быть, вам мои сказки… и мы сейчас с вами говорим о счастье, и вы знаете, я нахожу очень мудрыми слова всем известного советского времени и часто своим прихожанам напоминаю. Подходит какая-то молодая особа, смурная, то есть уголки губ вот сюда загибаются. И не поймёшь, что является причиной её скорби. Муж есть, а это же библиографическая редкость! Это же из Красной книги экземпляр! По суждению соседки, она должна была просто быть каким-то жаворонком! Порхать там и трели издавать. Он у неё есть. Она будет говорить: так он неразговорчивый, сидит в интернете! Я ему приготовила запеканку, а он съел её как промокашку. А она слушает и говорит: «Совесть имей! Вот он сидит в интернете. Но сидит же! Понимаешь, ты приходишь, а он сидит! Пусть в интернете, но сидит! У тебя есть, кому приготовить запеканку. Ты сама промокашка после этого, просто не понимаешь, какое это счастье – принести ему кусок запеканки, а он сидит в интернете, поставить и сказать: Ешь! А я вот четырём стенам своей комнаты, сама себе приготовлю запеканку, съела половину… И, думаю, и зачем я её съела? Потому что мне нужно будет весною ехать в Италию и останусь из-за запеканки без талии!»
И вот, дорогие друзья, всё познаётся, конечно, в сравнении. И мы говорим о том, что и такой барышне можно было сказать: «Ты рождена, чтоб сказку сделать былью!» Для чего ты живёшь на этом свете? Для того, чтобы будни превращать в праздник для своих ближних. «Я этим занимаюсь уже 25 лет! Почему я должна превращать в праздник будни, а до меня никому из них дела нет». Но вы знаете, Господь тоже зашёл на крест, чтобы нашу жизнь превратить в праздник Божественной Литургии, при том, что Он от нас взаимности не ожидал. Он обогатил нас, сам истощав. И некоторые святые отцы пишут такую вещь: самое, наверное, горькое для Господа Иисуса Христа, когда вот Он на кресте страдал, состояло в том, что Он, Всеведущий, знал, как немногие захотят воспользоваться плодами Его искупительного… трудов, Его подвига. Действительно, Он дарует нам радость в общении с Ним самим, а не всем это интересно. И они сами не знают своего несчастья. Тем не менее, и мы, Его скромные ученики, призваны идти тем же путём. И нужно просто научиться радоваться радости ближнего своего. Особенно, если ты этой радости как-то ещё сбоку – с припёку можешь ещё посодействовать. Это самый замечательный вид радости, благодаря её бескорыстию, её жертвенности, и Боженька у нас в долгу никогда не останется. Едва лишь только такой чудак найдётся, который тихонько, как Санта Клаус, этому – башмачок, шоколадный батончик; здесь – вынем помойное ведро тихо и не стал греметь им, чтобы всем было ясно «я выношу помойное ведро», а так тихонечко. Раз – и назад. Она скажет, супруга: «Ой, а кто это помойное ведро вынес? Не ты ли, Иван Петрович?» Не надо говорить: «Не я». А скажите так реалистично: «Всё может быть». Понимаете? И на душе будет радость. Вот оно сермяжное наше счастье, которое, совершенно очевидно, не зависит ни от степени нашего достатка, ни от среды нашего обитания, потому что что-что, а поприще благих дел, совершаемых во славу Господа Бога, открыто всем и каждому. Даже если ты лежишь обездвиженный или едва-едва можешь перстом шевельнуть, ты можешь быть не просто значимым членом общества, а можешь быть, как магнит, притягательным для него. И это доказывают, живущие в наше время такие люди. Я вот сам не бывал у всех, но многие бывали. В Капине, в Рязанской губернии матушка Феодосия лежит без движения практически. Но благодаря Господа Бога и молясь Ему, стала сосудом благодати, мира, мудрости, чистоты, любви. Стала-таки светлячком, который просто распространяет в кромешной тьме телесериалов, семейных конфликтов, политического вранья, злоупотребления дурными горячительными напитками… Я не против горячительных напитков. Распространяет вот этот свет, и народ едет со всех сторон.
А вот был тоже удивительный человек. Говорят, хороший человек – это не тот, кому хорошо, а тот, с кем хорошо. Скончался лет пять тому назад, сейчас о нём уже книги пишут, его просто звали Алёша. Никто не бывал в Старом Осколе, где жил вот этот Алёша? На самом деле, он был уже человеком в годах, наверное, под 60.. Он был от рождения калека. Видимо, родовые травмы. Тут, по-моему, и ДЦП и ещё что-то могло быть. Тельце маленькое, сухенькое, неестественно выгнуты конечности, вот так голова свёрнута набок. Ещё платочком постоянно нужно оттирать слюноотделение. Покажи какому-нибудь светскому человеку, так он просто поморщится или пожмёт плечами. Но при этом в этом Алёше действительно сам Господь Бог своей благодатью почивает, и вы это чувствуете, если вы вообще что-то чувствуете и понимаете, как христианин, по благоговейной атмосфере, которая окружает вот этот дом, частный дом. Он никогда не оставался один, потому что за собой не может ухаживать. И были близкие к нему люди, и вот такая сцена… я раза два, благодаря священнику из Старого Оскола, с которым дружу, там оказывался. Сидит Алёша, как младенец, на коленях у женщины или у мужчины пожилых, которые за ним ухаживают. У него в руке дощечка, на дощечке буквы, и он, так как он не говорит, а так что-то мычит, то он пальчиком, или ему помогают, показывает на буквы. Составляется слово, и слово – ответ. И я свидетель тому, что это за ответы. Это, знаете, не спиритический сеанс, где бес подсказывает какие-то глупости, и люди верят. Это вам не цыганка с дальней дорогой, черным ботинком, роковым блондином или ещё чем-нибудь. Но это просто мудрость и любовь вместе соединенные. Представьте себе, приехал к Алёше как-то будущий владыка Феогност Сергиево-Посадский, епископ Сергиева Посада. Он заведует всеми монастырями России, такое замечательное послушание. Сейчас это мудрый муж, аскетичный, удивительно приятный в общении, и проповеди у него не чета нам грешным. В общем, епископ, на которого можно указывать: посмотрите, какие у нас замечательные владыки. А тут, будучи уже наместником Лавры, он очень молодым стал наместником Лавры, очень быстро свершилась его церковная карьера и, видимо, у всякого человека может быть какой-то кризис, болезнь роста. Ему казалось, что он не может управлять монастырём в силу недостатка опытности или ещё чего-то. Ему хотелось уединения, побыть с самим собою, сосредоточиться, в себе разобраться, а тут бесконечные, наверное, догадываетесь, – хлопоты, заботы. Сотни, если не тысячи человеческих судеб. И вот он поехал к этому Алёше, в каком-то унынии находясь. Это мы тему уныния затронули. И по пути спутнику, который всё это мне рассказал. Из первых уст рассказ. Только меня не выдавайте! Если познакомитесь с владыкой Фиагностом, не вздумайте сказать «а вот отец Артёмий нам про вас рассказывал». Потому что он мой начальник сейчас, у нас тоже обитель в Красном селе. А он такой человек очень крепкий, решительный. Иногда, кажется, суровым. «Артёмий, значит, рассказывал? И что?» – «А вот вы ездили в Старый Оскол….» – «Ага. Но я вам не скажу, куда он теперь поедет…» По пословице «дальше едешь, тише будешь». Поэтому прошу сохранить тайну, тем паче я про него хорошее рассказываю, а как он это воспримет, я не знаю. И вот он делился со своим близким другом, сейчас уже епископом, тоже замечательным, тоже лавровского воспитания. Что он ещё недостаточно духовно зрелое лицо, чтобы руководить людьми, монашествующими, мирянами. «Мне нужно в себе-то разобраться, я хочу уехать в Сухуми в горы. И там, в уединении лет 10 провести, а там посмотрим. А сейчас я чувствую, что я ворую доверие людей. Сан, борода, крест – но я не соответствую возлагаемым на меня….» А, он всё равно узнает! Ну, теперь деваться некуда. «Не соответствую возлагаемому на меня упованию, доверию». И вот приехали к Алёше. Владыка Феогност…. Я всё это говорю, чтобы люди поняли, какой замечательный был праведник Алёша. И сел и говорит: «Вот, Алёша, хочу я уходить из Лавры, хочу лет 10 пожить как простой инок». Алёша пальчиком водит… Это интересный рассказ?
– Да.
– Не то слово, какой интересный! И он его спрашивает «а что ты будешь там делать в уединении?» «Пчёл буду водить, заведу пасеку, научусь мёд собирать». А постоянно отец Феогност тогда ещё, может быть, не являясь епископом, говорил, что он ворует у людей их доверие, их доброе отношение, потому что не заслуживает ничего хорошего. А Алёша, услышав про пасеку, ему пишет «значит, у пчёлок будешь отбирать, то есть воровать мёд» На человека, который вместе с отцом Феогностом приехал, эти слова не произвели впечатления. Ну так, шутка-шуткою, но на отца Феогноста, который постоянно твердил, что он берёт ему не принадлежащее, живя в Лавре, на всём готовом. А вот там-то, когда дождик льёт и промокает крыша какой-то хибары. Вот там-то жизнь в её подлинном соку. «Значит, у пчёлок мёд будешь воровать?» И так это потрясло отца Феогноста, так попал Алёша, не просто попал, а Бог ему подсказал, в «десятку», что остался он на своём месте и преодолел вот эту смуту душевную. Будучи человеком очень искренним, скромным, молитвенным. Искренно служащим Богу. Владыка Феогност расцвёл, как подсолнух к солнышку – к Христу обращая своё сердце, и недавно к нам приезжал в нашу обитель Алексеевскую, и так его было приятно слушать, потому что из его уст, как будто мёд, исходят мудрости, и человеческой и божественной мудрости.
А сколько нам для счастья времени-то отпустили? Никто не в курсе? Часов до 12 ночи? Ира, Вы в курсе? Регламент у нас есть?
– Сейчас узнаю.
– Мне-то хорошо, не знаю, как вам.
– И нам хорошо.
– Узнайте, чтобы… знаете, если мы просто не поместимся в регламент, потом скажут, «а что этого Артёмия приглашать? Он без умолку говорит-говорит. У нас режим всё-таки в обители. Его не остановишь арканом, не оттащишь от микрофона!» поэтому лучше соблюдём какие-то условия и оставим после себя приятные впечатления. Хорошо? Но это вы им не говорите, а просто спросите. Батюшка интересуется регламентом.
И вот, дорогие друзья, возвращаясь к теме нашей. Мы говорили о том, что Бог даёт человеку жизненную силу, энергию. А как же? А как же не дать, когда ты как малое дитя к Богу простираешь ручонки свои. Конечно, он не забудет тебя и даст тебе эту силу нести свой крест с бодростью. И даст вот этот мажорный аккорд. И вы знаете, даже если мы ничего умного не успеем сказать или книгу написать. Или Енисей перекрыть, а может быть, наоборот разобрать эту плотину, чтобы рыбы больше было. Вы знаете, сам факт, что Вы не потеряли улыбки, что вы смотрите с какой-то искоркой на человека, что вы можете ласково пошутить, каким-то образом смягчить его скорбь.. это уже совсем-совсем немало. Я думаю, если бы в супружеских союзах хотя бы одна половина понимала то, о чём мы сейчас говорим, то семьи были бы очень крепкие и потихонечку баланс, какое-то взаимопонимание, тишина… Не сразу, но опускались на наши семьи и всё было бы оптимистичнее в них. И дети не были бы заложниками вот этих ситуаций конфликтных, из которых, к сожалению, часто и состоит, так кажется, семейная жизнь. А вот люди, не имеющие пары, может быть, и о монашестве не думают, и половинки нет. Уже нет или ещё нет. Если бы не имели и вообще думали об этом и потихонечку приобретали вот эту …. Тонус благодарности, радости, готовности послужить, улыбнуться, смягчить ситуацию, то они бы заслужили за глаза, заочно характеристику сильной личности. О таких говорят «о! это лидер по жизни!» В правильном понимании этого слова. Не всегда все, например, дамы молодого, среднего и средне-молодого возраста. Пожилых вообще нет дам. Не зря же их называют прекрасный пол… Не все они понимают, что главное качество, которое ищут мужчины, в стремлении найти свою половину, это как раз вот эта непотопляемость, благодушие, сила характера, проявляющаяся в том, чтобы не отчаиваться в отчаянных обстоятельствах. Не впадать в истерику, не становиться занозой, стервозой, грымзой – такие есть слова. Не путать с брынзой! То есть мужчины, хотя их называют сильным полом, на самом деле, очень зависимы от своей половины, собеседницы. И интуитивно, инстинктивно, как мотыльки на свечку, они вот тянутся к такому солнышку, к такому светлячку тянутся…. И этот светлячок прекрасен для них, а то всё больше думают сейчас наши милые дамы о внешнем достоинстве. Это не плохо! Быть можно дельным человеком, заботясь о красе ногтей. И скажем, вот она открывает дверь своему мужу, он пришёл домой, а у неё здесь земляничная масса положена, как у Фантомаса. Она не боится вот таким полуфабрикатом показаться пред своим мужем. Ну, это же муж! Прелестный шпиц. «На работу-то я уже выйду комильфо, как нужно. А он ведь красная мебель – ему всё равно». Ан нет, не всё равно, потому что мудрость показывает, что она должна быть как утренняя заря, Гомер говорил «розовопёрстая эллос», перед лицом своего пусть небритого, пусть малорослого, пусть какого-то не совсем симметричного, но мужа! Она должна быть для него Нефертити. Должна быть для него… я не увлекаюсь?
– Нет!
– Чувствует, какое затаённое там, с этого фланга… Должна быть луною! Луною! Вот которая выплывает сквозь печальную поляну. Движется это таинственное светило. И муж должен всегда восхищенным взором смотреть на неё и провожая её долгим взглядом в химчистку, говорить «Ты моя единственная!» Вот такая романтика! Вот такое лирическое отступление.
Так что там нам сказали?
– Сейчас сестра придёт, скажет.
– Матушка, а! Я не знал, что начальство здесь, извините!
– У нас сейчас какого-то особенного регламента нет. Я думаю, что вот у нас уже много вопросов и здесь, наверное, есть какие-то вопросы?
– Да, давайте, дорогие друзья! Сейчас очень модно интерактивная форма. То есть монологи – это всё хорошо, но обязательно должна быть обратная связь. Ты – мне, я – тебе. И в этом смысле, по совету матушки мы, может быть, действительно последнюю часть нашей встречи посветим вопросам. И сразу хочется сказать, я думаю, матушка меня поддержит, что вопросов глупых или не по теме не бывает. Любой вопрос достоин рассмотрения. Достоин уважения. Поэтому мы наркомпросы отвечаем на вопросы. А у вас там заготовлено что-то?
– Это у нас люди нас смотрят, и они тоже задают вопросы.
– А я смотрю сюда, и они меня видят… Так что, мы сейчас подключены к какому полушарию?
– Нас тоже смотрят родители, у которых есть дети-инвалиды, и у которых есть вопросы по ним.
– Знаете, я просто жираф, потому что до меня только сейчас дошло, что мы здесь маленькой могучей кучкой собрались, а на самом деле сейчас где-нибудь in the United States of America…
– Из Германии точно есть!
– In Germany. Ich spreche Deutche nicht. Они нас там уже видят. Так давайте, что же, дорогие друзья, давайте, милости просим! Будем рады! Давайте изображайте активность!
Между прочим, у меня сюрприз ещё есть для вас, дорогие друзья. Вот, например, вот такой вопрос. «Батюшка, вы сейчас достаточно информативно и убедительно говорили о том, что нужно радоваться жизни, не нужно печалиться. Вся жизнь впереди. Но давайте реально взглянем на жизнь, не кажется ли вам, что у 98 процентов всего человечества. У каждого из представителей человечества есть ещё страсть господствующая, которая его губит и сживает его со свету. И вопрос заключается вот в чём: из многих зол выбирай меньшее… есть ли у Вас какая-то слабина, какое-то хобби… бейсбол, волейбол, что ещё? Собирание грибов, посещение вернисажей или пассажей. Есть такой пассаж Петровский. Вот скажите честно на весь мир!» И я отвечу на этот вопрос. Действительно, у каждого есть что-то, какой-то особенное увлечение. И, конечно, православные христиане должны, зная природу страстей, зная, кто-чем увлекается, тот тем и искушается. Должны найти что-то очень безобидное, чтобы ум отдыхал, сердце немного раскрепощалось. Но при этом, чтобы человек оставался чистым душой и телом, не западал в упоминаемые мной денно-нощные занятия, не проигрывал свою «зряплату» в игровые автоматы – это понятно всем. И вот я вам признаюсь, что у меня есть такая слабинка – всякие литературные занятия. И сейчас я вам, пока вы готовите ваши вопросы (неприлично, если здесь не будет вопросов. Неприлично, нас же смотрят!) Я вам сейчас что-нибудь почитаю. Знаете, как бывает – придешь домой, уже поздно, попьёшь чайку с матушкой… обсудишь проблемы финансового не мирового, а семейного бизнеса, ложишься спать – не спится. Как один человек писал мне, я спрашивал: «Как Ваш сон?» Она отвечает: «Не спится. Голодная сижу с бокалом в руке – не спится! Не спится – не спиться бы мне!» Вот такая игра слов. И вот – не спится и думаешь как-то о жизненных впечатлениях, о том, какие люди разные – у всех разные души. Вот размышление о том, что есть люди с большим сердцем. Их на всех хватает, они.. им до всего есть дело, они какие-то беспокойные. Они волнуются, переживают за людей вовсе незнакомых. В этом есть определённая незащищённость и уязвимость. Гораздо легче так с маленьким сердцем, как у меня, сидишь себе «премудрый пескарь» в пещерке, ну конечно, за ближних переживаешь, а всех остальных – на волю Божию. Да, и вот такое размышление:
Какое большое сердце бьётся в Вашей груди,
Если с моим померить, боюсь, моего не найти.
Люди с большими сердцами греют холодный мир,
Часто при этом сами – остаются без сил.
С маленьким сердцем спокойней – долго, браток, проживёшь,
Греясь за счёт покойных, однако, и ты умрёшь.
То есть от кончин ты не убежишь, а там будет с большим сердцем поближе к солнцу. А с маленьким – тоже что-нибудь там приготовим им, конечно.
Недавно… готовьте вопросы, иначе нас просто поменяют. Другую аудиторию пришлют.
А позавчера матушка рано утром, посещая дом, нужно причастить не прихожанку, а бабушку, у которой очень давно не был. И потом я вспоминаю – зовут её Марфа. При каких обстоятельствах я с ней познакомился? Вот чем интересна жизнь священника – такие судьбы, хоть пиши роман. И каждый день по главе. У этой бабушки Марфы, которой в четверг, то есть позавчера, исполнилось 100 лет. Ровно сто лет! Красивая, ну такая, знаете, старушка собранная… такая аккуратненькая, глаза… ну можно себе представить, какой она была в молодости, ясный ум, речь тоже такая правильная. И я с ней познакомился не просто так – у неё был сын. Мужчина – это хрупкая фактура. Они… ну, сколько им там от века наречено? 70 лет уже трудно, а уж 80 – не знаю в каком надо жить Сан-Франциско или ещё где-то. И вот он слушал «Радонеж». Есть такой «Радонеж» и на этом «Радонеже» 25 лет, я ещё не был лысым, а уже вещал. И он всё время слушал «Радонеж», был, по-моему, болезненным человеком и так он пристрастился к этому «Радонежу», что, в общем, полюбил отца Артемия заочно. А я-то его не знаю. Просто «дорогие радиослушатели, поговорим сегодня о счастье» и как мы сегодня… и вот он собрался умирать, и у него было желание, чтобы отец Артемий ему позвонил и его благословил. Даже причащение не просил. Наверное, причащал его батюшка, а вот такое было желание, последнее желание, священное желание. И есть такая Светлана Копылова – даровитая исполнительница притчи, которая с этим семейством общалась, и я был в Екатеринбурге в декабре как раз. Мы с ней хорошо друг друга знаем, и она мне звонит, уже здесь было поздно. А там ещё позже на два часа. На Востоке время вперёд же. Да там, час… «Батюшка, Вы могли бы позвонить некому Виктору, который умирает. Он слушает Вас по «Радонежу», для него было бы большим утешением, если бы Вы ему что-нибудь сказали». Ну, как не позвонить? Дайте телефон! Это было когда-то лет десять тому назад. Звоню ему по телефону – подходит бабушка Марфа, его мама. Маме тогда было, наверное, под девяносто. И я говорю: «Это отец Артемий. Я по рекомендации Светланы Копыловой. Я могу побеседовать с Виктором?» «Батюшка!…» Ну, на Руси, вы знаете, священник – это ангел. Даже считают некоторые, что священники – это какие-то совершенно неземные существа. Ну, что им там обед, да? Ну, например, батюшка служит с полседьмого две литургии, потом ещё повенчал кого-то, поговорил. Вот уже два, полтретьего… Прихожанка вот так стоит, как Родина-мать, говорит: «У меня к вам долгий разговор!» А вы говорите: «простите, пожалуйста, сейчас так складываются обстоятельства, что мне нужно срочно пройти в корпус… нужно пройти в корпус, у меня там важные дела». Она говорит: «Ну, дела можно отложить!» Вы говорите: «Но есть такие дела, которые не терпят отлагательства». «Батюшка, вы просто избегаете разговора со мной!» Да? И вот: «Батюшка! Сейчас я передам трубку!» «Алло, это Виктор?» И слабый голос, действительно этот человек чувствует себя на волосиночке жизни. Я уже знал это обстоятельство: «Виктор, дорогой, да благословит Вас Господь, поддержит. Знайте, что и в этой жизни и в будущей Господь с нами. Молитесь Ему всем сердцем, призывайте Его святое имя, и лампадка вашей души не угаснет никогда». Примерно так. А Базаров, когда умирал, если вы помните, в «Отцах и детях» он Одинцовой сказал противоположные слова: «Дуньте на мерцающую лампадку»- у него любовь зародилась там, – «и она погаснет». А Одинцова так боялась заразиться, что не дунула даже, а только сказала «Хорошо, в другой раз». Инфекционный больной… и ушла. И вот он говорит: «Спаси Вас Господи!» Мы расстались. Оказалось, что через десять минут он действительно отошёл в мир иной и для его родственников, для его сестры, для его мамы вот это было, наверное, какое-то чудесное событие. И я приезжаю сейчас накануне столетия, эта бабушка Марфа, прям как живая икона такая светленькая, да. Ну, я знаю, что исповедовать её по большому счёту особо уже не в чем. Так, невнимательная молитва, так, может быть, взгрустнулось о сыне, «Да, батюшка, прости меня господи и помилуй…» Она причащается своих тайн Христовых. Я говорю: «У меня к Вам, Марфа…» У неё и отчество какое-то старинное – Евникиевна, что-то такое. «У меня к вам один вопрос, скажите, пожалуйста, как Вы дожили до ста лет, сохранив такую форму?» Ну, я пожилой человек, мне это интересно. Дальше можно было спросить «чем питаетесь, какой режим, как вы воспринимаете события вокруг вас…» И сам уже думаю, сейчас я это всё уже узнаю, потому что у меня тоже есть такое тайное желание… Ну, мужчина до ста лет – это за гранью реальности, но до девяносто. Она говорит: «Батюшка, Вы знаете, у меня на Ваш вопрос один ответ. Это чудо Господнее, что я дожила до ста лет». И я еду, причастив её, и сложилось такое четверостишие, два четверостишия:
Столетняя бабушка Марфа,
Руки скрестив на груди,
В жажде божественной правды
Услышала голос «Иди!»
Очи её озарились,
Светом Христовой любви (действительно!)
Словно дитя приобщилась,
Боже, продли её дни!
Вот такая бабушка Марфа. Как там с вопросами, господа? Я, конечно, могу ещё много…
– Отец Артемий, у нас ту много вопросов. Можно уже начать?
-Можно! Давайте!
-Тут не знаю, может быть, немного не по теме. Анжела Барсукова, мама взрослого парня-инвалида с органическим поражением психики спрашивает: возможно ли трудоустройство таких людей? Как и куда трудоустроить такого инвалида? Её интересует, что на этот счёт советуют священники. Отец Артемий, как я могу ответить на вопрос этой мамы?
– Думаю, что у нашего владыки Пантелеймона, который не просто заведует соответствующим отделом социальным, но накоплен огромный опыт, и много добрых помощников. В частности занимающихся и людьми с ограниченными способностями. Есть конкретные… могут быть на этот вопрос предложения, хотя, конечно, не только в церковной сфере, но и в государственной у нас сейчас многое меняется к лучшему. Есть какие-то филантропические благотворительные общества, которые занимаются трудоустройством людей, их, как это принято говорить, социализации. Так чтобы они чувствовали себя нужными. Я, к сожалению, не владею так сходу информацией, но если звонок этой мамы, её запрос может иметь обратную связь, то мы, матушка, можем действительно что-то узнать поподробнее и, как правило, такие люди могут заниматься надомной работой. Нужно узнать, в какой мере работоспособен этот человек. Только ли это внешняя работа, или он может пользоваться современными средствами компьютерного характера. Мне позвольте помолиться, дорогая мама, святителю чудотворцу Николаю. Есть такой святой, который один за всех. Он всё умеет, всюду поспевает. Он и маклер и адвокат, он и если хотите – штурмовик, когда нужно брать какую-то крепость нечести и разврата. Святитель Николай – это православный десант. И поэтому мы помолимся за то, чтобы с его помощью Ваше дитя возрастное тоже могло найти для себя занятия, которое связало бы его с окружающими людьми и сделало бы его жизнь насыщенной и значительной.
– Спасибо. Каир Жулмусов, город Дубна: Нас учат, что тела праведников воскреснут. Зачем это? Надо ли нашу немощь тащить в рай?
– Я должен сообщить вам радостную весть, что земной крест, проявляющийся в телесных болезнях, является крестом Богом данным, но временным, имеющим свой предел. И по воскресении, кто был без ног, без рук, будет совершенным по своей красоте. Да вдобавок получит и крылья. Учение Церкви о воскресении телесном опирается на свидетельства Христова воскресения, и как Спаситель наш, прекраснейший из сынов человеческих, воскреснувший в своём теле, пребывая, и внезапно появлялся при запертых дверях Сионской горницы и восходил на небе, не используя никаких воздухоплавательных препаратов. Так и человеческие души в воскрешённых телах будут наподобие колибри или, если хотите, белоснежных альбатросов. Так что уже не нужно будет тащить свою немощь, а вы сможете в вечности славить Христа, не испытывая никакого неудобства, скованности от каких-то телесных повреждений, недочётов. Это только здесь в земной жизни является крестом.
– Спасибо. Следующий вопрос. Анжела Барсукова – она же. Предыдущий вопрос был её. «Я являюсь работником прихода, мама двоих детей. Возраст 17 и 13 лет. Один ребёнок – инвалид. Деятельность на приходе требует большой отдачи, соответственно для семьи остаётся всё меньше и меньше времени. Последнее время меня мучает вопрос: может быть, я неправильно поступила, когда приняла предложение настоятеля работать на приходе. Настоятель знал всю мою ситуацию. Может быть, я должна была просто нести свой крест и направить все свои силы на воспитание и обучение моего ребёнка инвалида. Отец Артемий, помогите в этом разобраться».
– Говорят, что очень важно в этой земной жизни паритет сил или баланс. Едва лишь создаётся крен, создаётся неудобство и почва для искушения. Вспомните мультфильм «Ну, погоди» Волк держит штангу из последних сил и вдруг бабочка садится на правую часть штанги, и несчастный волк (до сих пор его жалко) куда-то падает вниз со словами «ну, погоди!» Humpty-Dumpty sat on a wall, Humpty-Dumpty had a great fall. Поэтому во всём нужен баланс. Кто чем увлекается, то тем и искушается. Прекрасно, что вы имеете отношение к приходу. Вы здесь душою отдыхаете, вы встречаетесь с новыми людьми. Общение с ними – это награда ваша помимо трудов. Может быть, настоятель вам и какую-то копеечку… всё-таки вы не бесплотное существо… даёт в качестве поощрения. Но ваша нагрузка действительно должна быть соразмерена с необходимостью милого вашего сыночка развивать. Маму навряд ли кто-то может надолго заменить. Хорошо бы настоятелю подумать, коль скоро он нуждается в вас в такой степени, чтобы где-то на приходе предоставить возможность сыну быть в комнате, где вы могли бы с ним заниматься… как-то его навещать. Словом, он должен либо принять участие в этой проблеме, либо вам (ну, я сейчас размышляю вслух – последнее слово за вами) сократить удельный вес на приходе, но всё-таки не полностью от них отказываться.
– Спаси Господи. Алина Титова из Германии. «Отец Артемий, благословите! »
– Бог благословит!
– Привет вам из Германии!
– И вам трижды привет!
– Вопрос: как при работе с семьями с тяжелобольными детьми-инвалидами дать им представление об их ситуации как даре, возможности счастья, если сами они видят её как беду, потерю и так далее… имеем ли мы право игнорировать переживания тех, кто внутри ситуации?
– Игнорировать чьи-либо переживания не самая благодарная задача, потому что равнодушие, отчуждение от человека является причиной тайных страданий людей, ищущих отзывчивого, участливого человека, поэтому проникаться их бедой уже немало. Ласка и кошке приятна. От ласки бывают весёлые глазки. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать, то есть Бог распространит Ваше сердце и Вашу способность каким-то образом проникнуть, вникнуть, взять на себя часть нелёгкого креста, который несёт ваш страждущий ближний. И вы через это сами нравственно окрепнете. Другое дело, что нельзя уподобляться пессимизмам окружающих нас людей. Нельзя заражаться чужими страстями. В этом отношении, общаясь с человеком, вы должны уметь хранить дистанцию. Если ты видишь утопающего, дай ему (советуют святые отцы) не руку, но жезл. То есть не заражайся чужим отчаянием, не воспламеняйся чужой похотью. Но помогая человеку, приложи сердце, дай добрый совет, предупреди, посоветуй. И это уже будет совсем немало. Думается, что в общении с такими людьми нужно разыскивать заранее сюжеты, литературу… Сейчас очень расширился круг книг, рассказов, невымышленных, подлинных рассказов, новых писателей, священников и не только, талантливых авторов, которые в простой форме выражают замечательное глубокое содержание. Замечено, что чтение вслух имеет замечательную силу утешения. Эта традиция чтения вслух художественной литературы была твёрдой и крепкой в царствующем доме. Государь читал вслух детям своим книги: Гоголя, Чехова. Великий князь Сергий Александрович прочитал с Елизаветой Фёдоровной почти всю классическую русскую литературу, включая поэзию. И какая между ними была гармония, взаимопонимание. Думаю, что надо этим пользоваться, чтобы наши слушатели не сосредотачивались на своём недуге. Имели какую-то отдушину, могли на время отключиться и забыть о томящей их скорби. В этом искусство воспитателей и педагогов.
– Дорогие друзья, здесь вопросы закончились. Теперь Ваши вопросы.
– Аудитория имеет вопросы. Дорогой батюшка, Вы нас скоро отпустите или будете держать до победы? Скоро-скоро! Будет вам и дудка, будет и свисток, потерпи немножко, миленький дружок. Вопрос № 2. Батюшка, когда у нас будет следующая встреча с вами? Как изволит начальство – так и будет. Я как пионер всегда готов. Третий вопрос. Батюшка, насчёт фуршета вы пошутили или в этой шутке была доля правды? Хоть я и пошутил, но запах всё-таки доносится. Поэтому у нас есть надежда. Вопрос четвёртый… вопросов больше нет. Я думаю, что всё хорошо в меру. И мы выполнили поставленную перед нами задачу с Божьей помощью. Благодарим вас, дорогие друзья, за заочное участие в нашем вечере! И будем надеяться на продолжение такого взаимополезного, интересного общения.
– Батюшка, вот тут ещё эта женщина из Германии, Алина Титова спрашивает: «Батюшка, где бы найти списочек литературы?»
– Список литературы в интернете. Загляните в Сретенскую лавку или в Православную книгу – у них там наверняка выставлены в интернете все их наименования, и я даже хочу вам попророчествовать. Ваше достаточно большое по нашим российским меркам социальное пособие в полторы-две тысячи марок полностью уйдёт на интересные книги. И в этом тоже знайте меру.