Православный портал о благотворительности

«Противникам нелегальной миграции»

Архимандрит Прокопий приютил в подвале храма нескольких нелегалов, которые до этого спали на храмовых ступенях под открытым небом. В 1999 году я сам был чужестранцем, которого он приютил

Несколько дней назад архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним служил в одном из самых больших афинских храмов — святого Пантелеимона, что на Ахарнон, – и услышал в свой адрес крики «Анаксиос!» («Недостоин!»). Отдельные «патриоты» из числа прихожан сочли, что архиепископ не должен был служить в храме, где привечают нелегальных мигрантов.

Все началось с того, что ультраправые угрожали год назад предыдущему настоятелю — отцу Прокопию. Причина: архимандрит Прокопий приютил в подвале храма нескольких нелегалов, которые до этого спали на храмовых ступенях под открытым небом. Отец Прокопий стал теперь епископом и уехал в Калаврита, а сменил его отец Максим, который тоже старался помогать бездомным и голодным мигрантам. И у него тоже сейчас проблемы.


Центр Афин

Аналогичная ситуация на площади Америки, что неподалеку. Здесь ультраправые при поддержке местных жителей проводили митинги против иммиграции с плакатами: «Мы стали иммигрантами в собственном городе». Другие организации, левые, организовали другие митинги, в поддержку мигрантов и «против фашизма». Между тем активисты из местных огородили ленточкой единственные качели в округе — чтобы нелегалы не качали своих детей.

Между тем центр Афин стремительно маргинализуется, отсюда уходит бизнес, уезжают жильцы, закрываются магазины. Целый ряд районов, в особенности вокруг площади Омония, превратились в настоящие гетто, где прохожему не по себе в любое время суток.

Миграция людей, которые лишены каких-либо прав, документов, средств к существованию и надежды на будущее — лишь часть проблемы. Не меньший эффект на центр города производят, скажем, постоянные забастовки с демонстрациями и попытки погромов со стороны анархистов.

Если бы речь шла «вообще» о проблеме, я бы, наверное, еще мог приводить аргументы «противников нелегальной миграции». Я бы сказал, наверное, что все жители Бангладеш и Ирака не могут переехать в маленькую Грецию. Я бы уточнил, что такое количество людей, брошенных на произвол судьбы, не могут не осложнять криминальную обстановку. Я бы признал, что и сам ни за что на свете не поселился бы на Омонии, на задах рынка Варвакио или в кое-каких закоулках Каллитеи.

Но когда речь идет об отце Прокопии, я не могу предъявить ничего из этих умствований. Потому что я сам был чужестранцем, которого он приютил.

В 1999 году я впервые приехал в Афины на летнюю университетскую программу изучения греческого. Мои мама и бабушка с трудом наскребли денег на билет и дали мне карманные деньги. Но, естественно, я бы никогда не оказался в Афинах, если бы отец Прокопий, заведующий общежитием богословского факультета, не приютил меня в комнатах студентов, разъехавшихся на летних каникулах. И меня, и моих товарищей в последующие годы.

В те времена Греция еще не была столь вызывающе богатой страной, как сейчас. По улицам еще ходили троллейбусы фабрики имени Урицкого. Но в своей бедной одежде, еще без должного знания языка, я был таким же, как все иммигранты. Я жил тогда на тысячу драхм в день — сейчас аналогичной суммы мне хватило бы купить булочку и бутылку воды в пекарне под домом. Я ходил по чужим улицам чужого города, а когда не было денег на троллейбус, шел пять километров от университета на Кости Палама, где было общежитие, мимо храма святого Пантелеимона, мимо площади Америки. И ел с наслаждением сыр фету, которая у отца Прокопия не переводилась в жестяных бочках с надписью «Помощь ЕС».

Гостеприимством отца Прокопия мне пришлось воспользоваться и двумя годами позже, когда мы обнаружили, что летняя программа на Родосе отменена, уже прилетев в Афины. Он не сказал ни слова и дал мне кровать в общежитии на целый месяц до отлета.

Все мы были пришельцами в земле Египетской. Кто забудет об этом, представляя, будто та земля, где он живет скромные десятилетия своей короткой человеческой жизни, дана ему в пожизненное владение, дабы охранять ее от пришельцев, тот сам начнет медленно и верно лишаться человеческого звания. Есть такое греческое слово συνάνθρωπος – «со-человек». Наш собрат по человечеству, коллега, в некотором роде. У которого душа человечкина. Если мы забудем о том, что он нам брат, не дадим ему куска хлеба и крыши над головой, загородим от его ребенка качели, мы сами перестанем быть людьми.

Алексей БОГДАНОВСКИЙ

Материал из журнала Алексея БОГДАНОВСКОГО

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version