Православный портал о благотворительности

прот. Аркадий Шатов: Как научиться духовному отношению к болезни?

“Встречи в Нескучном саду” на радиостанции “Радонеж”
Выпуск передачи от 27 февраля 2004 (прямой эфир)
публикуется в сокращении

Ведущий: прот. Аркадий Шатов, настоятель больничного храма св. блгв. цар. Димитрия, духовник журнала «Нескучный сад»
Помощник ведущего: Татьяна Кузнецова

Гость программы: Маргарита Михайловна Смирнова, старшая сестра реанимации хирургии 1-ой Градской больницы.

о. Аркадий: Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

Тема нашей сегодняшней передачи: «Болезнь. Как научиться духовному отношению к своему и чужому страданию?»

Я помню, что, когда открывалось Свято-Димитриевское училище сестер милосердия и мы брали благословение на открытие этого училища у о. Иоанна (Крестьянкина), он сказал: «Нужно, чтобы сестры милосердия научили больных любить свою болезнь».

Так что болезнь, по словам о.Иоанна, можно не только терпеть, но и любить.

Гость нашей сегодняшней передачи – Маргарита Михайловна Смирнова, старшая сестра реанимации хирургии 1-ой Градской больницы. Помогает нам сегодня в ведении передачи Татьяна Кузнецова.

Маргарита Михайловна, вы давно уже работаете в реанимации?

Маргарита Смирнова: В реанимации я работаю 14 лет. Первые три года – палатной сестрой и 11 лет – старшей сестрой. У нас в реанимации сейчас 17 сестер, все они православные, такая вот православная семья. Любое отделение реанимации подразумевает интенсивное лечение больных, интенсивное наблюдение за ними. И поэтому сестры должны неотлучно находиться при больных. Такое взаимодействие сестры и больного, естественно, обязывает сестру много сил и физических, и душевных вкладывать в больного и в его выздоровление с Божией помощью.

о. Аркадий: Некоторые говорят, что нельзя всем сочувствовать, всем сострадать. Поэтому иногда люди, которые работают в больницах, стараются относиться жестко и строго к больным, чтобы не растратить весь запас сердечных сил. Это правильно или нет?

Маргарита Смирнова: Мне кажется, что это неправильно, потому что любого человека можно жалеть и нужно жалеть, особенно человека, находящегося в болезни, в страдании, в немощи. Из своего собственного опыта – как сестры – я знаю, что бывает трудно подойти к больному и вложить в него что-то из своего сердца, потому что бывают разные больные. Но когда подумаешь о том, что его надо пожалеть, сердце открывается и пожалеть можно каждого. И тогда очень легко понять, что нужно этому больному. И все больные становятся родными.

о. Аркадий: Я тоже думаю, что об этом говорят люди неверующие, у которых просто нет запаса любви. У нас же есть некая кладовая, в которой любви хватит на весь мир. Если человек обращен к Богу, то Господь может дать ему любовь ко всем людям, которые живут на земле. И сердце человека расширяется, и эта любовь изливается на каждого.

Вы, может быть, видели среди больных, которые лежали у вас, тех, кто понимал, почему ему послана болезнь?

Маргарита Смирнова: Об этом я не могу судить. Но были удивительные случаи, когда больной в реанимации обращался к Богу, крестился, причащался и умирал: Становилось совершенно ясно, что на твоих глазах произошло чудо: Господь помиловал и принял. И это всегда удивительно – соприкоснуться с таким чудом:

о. Аркадий: А те, кто после этого продолжали жить, оставались верующими людьми? Если, например, человек в реанимации причастился Святых Таин перед, казалось бы, неизбежной смертью, и вдруг чудесным образом выздоровел – у него сохраняется вера в Бога? Есть у вас сведения о таких людях? Вы какие-то связи с ними поддерживаете, нет? Можете вы рассказать хотя бы об одном случае?

Маргарита Смирнова: Да, был у нас такой замечательный больной, Крылов, который поступил с тромбоэмболией легочной артерии, пережил две клинических смерти в реанимации, обратился к Богу, причастился, соборовался и удивительным образом все-таки выжил, с Божией помощью. И потом он, приходя в больничный храм царевича Димитрия, всегда заходил в реанимацию. Он у нас общелюбимый больной. Это один из таких ярких случаев.

А еще в самом начале моей работы в реанимацию поступила с опухолью больная Софья Алексеевна, и не было никакой надежды на ее выздоровление. Но потом ее причастили, и удивительным образом она стала поправляться. Выписалась, а через пять лет вдруг пришла в реанимацию, но уже со своим мужем. Мужа прооперировали, и она очень просила, чтобы его обязательно причастили, и сказала, что они все это время жили церковной жизнью.

о. Аркадий: Вы эти истории записываете?

Маргарита Смирнова: Мы все время думаем о том, что надо записать, но, к сожалению, пока все это только устно передается:

о. Аркадий: Я хочу спросить еще о родственниках, которые приходят к больным в реанимацию. Иногда бывает даже тяжелее сострадать своему близкому, чем лежать самому на реанимационной койке. Родственников у вас пускают в реанимацию?

Маргарита Смирнова: Вообще это воспрещено, но у нас иногда пускают.

о. Аркадий: Я читал недавно в журнале мнение одного российского врача, который считает, что если сразу после операции рядом с больным есть близкий человек, то больной быстрее восстанавливает свои силы, ему легче бывает перенести тяжелое послеоперационное состояние.

Маргарита Смирнова: Да, но, к сожалению, не каждый родственник может хорошо повлиять на течение болезни своего близкого – наоборот, может разволновать больного, как-то побеспокоить. Поэтому сестра должна быть для больного в реанимации и за мать, и за сестру, и за дочь. Она должна очень много вложить в больного, чтобы ему действительно было легче. Потому что больной в реанимации одинок, одинок в своем страдании. Это страдание мы и должны как-то разделить. Я по собственному опыту могу сказать, поскольку в свое время тоже лежала в реанимации, что больному необходима молитва. Самому ему молиться уже трудно, просто нет сил, но сестра должна молиться за больного. Это то, что помогает больному не меньше, чем все технические достижения.

о. Аркадий: Ну, а как же сестры молятся? Ведь когда ухаживаешь за больным, который находится в тяжелом состоянии, наверное, нет времени читать канон или акафист?

Маргарита Смирнова: Молиться ведь можно по-разному, не обязательно читать канон, акафист, можно читать все время короткую молитву: «Господи, помилуй!»

о. Аркадий: У вас работают православные сестры. Но говорят, что православные сестры не всегда бывают аккуратными, не всегда у них быстрая реакция. Такое есть мнение о православных людях, что они немножко «не от мира сего», и что профессионализм плохо сочетается с Православием. Это так или нет?

Маргарита Смирнова: Я думаю, что это не так. Профессионализм необходим любой сестре, и, может быть, православной сестре прежде всего, поскольку ответственность у нее больше: за то, что она делает, она отвечает перед своей совестью и перед Богом. И заповедь «не навреди больному» должна осуществляться в полной мере. Только профессиональная сестра может выполнить эту заповедь. Милосердие и профессионализм сочетаются и должны сочетаться у любой сестры.

о. Аркадий: Маргарита Михайловна, а приходилось ли вам видеть, что родственники больных правильно относятся к болезни своих близких? Видели ли вы такие примеры в реанимации?

Маргарита Смирнова: Правильное отношение – это, прежде всего, помолиться о своем близком и понять, что ему нужно. Молитва – это то, что ему нужно в данный момент больше всего. И мы говорим об этом родственникам, которые, конечно же, от тяжелых болезней близких теряются и пугаются, и страдают тоже. И поэтому сестре нужно работать и с больным, но нужно утешать и родственников и как-то правильно направлять их.

о. Аркадий: Ну, а как вы думаете: этот завет отца Иоанн (Крестьянкина) – научить больного любить свою болезнь – он может быть исполнен сестрой?

Маргарита Смирнова: Было бы, конечно, очень хорошо, если бы сестра могла это сделать. Я думаю, что любящая сестра вкладывает в больного нужное восприятие. А болезнь – я опять же могу сказать из своего опыта реанимационного больного – это милость Божия, потому что болезнь учит нас правильно относиться к жизни.

о. Аркадий: Скажите, пожалуйста, Маргарита Михайловна, а часто ли в вашем отделении больные или родственники обращаются за помощью к священникам, приглашают их причащать больных?

Маргарита Смирнова: Обращаются часто. У нас даже есть такая «требная тетрадь», где мы записываем все просьбы родственников и больных и, конечно, мы священников больничного храма очень загружаем:

о. Аркадий: И многие ли причащаются, исповедуются первый раз на реанимационной койке?

Маргарита Смирнова: Да, так бывает достаточно часто. Совершается и крещение, и причастие, и соборование. В отделении служатся молебны.

о. Аркадий: Маргарита Михайловна, вы – старшая сестра, вы следите за своими сестрами. Вы замечаете, как меняет их работа: она делает их милосерднее или некоторых наоборот делает бесчувственными, холодными по отношению к страданиям других людей?

Маргарита Смирнова: Конечно же, очень трудно работать и все время гореть. Есть даже такой профессиональный термин в медицине критических состояний: «синдром выгорания». Но, я думаю, что этот синдром, наверное, больше относится к сестрам нецерковным. Сказать, «неверующим» теперь трудно про людей, но – сестрам нецерковным. Потому что, конечно, очень трудно все время отдавать. Но у нас есть оружие и щит – молитва. И я знаю, что если сестра молится, то это искушение проходит мимо.

Звонок 1: Здравствуйте, отец Аркадий. Добрый вечер, Маргарита Михайловна. Дело в том, что я и все мои близкие, знакомые хорошо знаем Маргариту Михайловну: и я, и мой папа лежали в хирургии 1-ой Градской больницы. И я хочу поблагодарить Маргариту Михайловну и ее коллектив за то добро и милосердие, которые мы там увидели. И я хочу поздравить ее с наступающим днем рождения и пожелать ей успехов в работе и помощи Божией – ей и всему ее коллективу таких замечательных сестер. Спасибо большое.

о. Аркадий: Мы присоединяемся, Маргарита Михайловна, к этому поздравлению и тоже желаем вам помощи Божией.

Маргарита Смирнова: Спасибо большое:

о. Аркадий: Маргарита Михайловна, в ваша работа влияет как-то на людей нецерковных: на врачей, нецерковных сестер, которые вас окружают? Кто-нибудь из них приходит к вере?

Маргарита Смирнова: В нашем отделении несколько врачей крестились на моей памяти. Я думаю, что мы тоже как-то участвуем в их жизни с этой стороны. И наша бывшая заведующая, наша любимая Галина Валентиновна, говорила, что ее жизнь изменилась в связи с жизнью в нашем отделении.

о. Аркадий: Спасибо большое, Маргарита Михайловна.

Татьяна Кузнецова: О. Аркадий, я хочу задать вам вопрос от радиослушателей. Скажите, пожалуйста, в чем, по-вашему, разница между духовным отношением к своему страданию и к страданию ближнего?

о. Аркадий: Я думаю, что если мы страдаем сами, то мы должны вспоминать о наших грехах и должны понимать, что мы достойны всякого страдания, поскольку мы люди грешные, это страдание полезно для нас, и должны это страдание терпеть, терпеть мужественно.

А если говорить о ближнем, то мы должны понимать, что страдание нашего ближнего – это возможность для нас оказать ему любовь и сделать его страдание меньше нашим сочувствием, нашей заботой.

Татьяна Кузнецова: Еще один вопрос задает медсестра из детской больницы: «Я работаю в отделении онкогематологии – т.е. отделении для детей с раком крови. Что отвечать матери, у которой тяжело умирает единственный ребенок? Мама неверующая, она говорит, что ей не нужны молитвы, а ей нужен ее ребенок… Как ее можно утешить?

о. Аркадий: Маргарита Михайловна, вы сталкивались с такими случаями, нет? Бывает у людей ропот на Бога, возмущение тем, что близкий человек умирает?

Маргарита Смирнова: Яркого примера не было, хотя все родственники, конечно, по-разному переносят и страдания, и смерть своих близких. Но мы стараемся утешать их. Когда видим, что человек не воспринимает слов ни о храме, ни о молитве, то надо утешать просто по-человечески. Потому что у каждого из нас в сердце много всего, что можно сказать друг другу.

о. Аркадий: Да, я думаю, что если человека раздражают слова о Боге, о вере, то зачем его провоцировать на то, чтобы он в адрес Бога говорил какие-то нехорошие слова? Наверное, в этом случае человеку нужно просто сочувствие. Ну, и молитва. Иногда приходится просто молчать, потому что человек в таком состоянии иногда ничего не воспринимает, никаких слов.

Татьяна Кузнецова: Есть еще вопрос от радиослушателей: «В нашей семье болеет бабушка, но она отказывается от помощи врачей, говорит, что все в руках Божиих. Правильно ли она поступает?»

о. Аркадий: Я думаю, что она поступает неправильно, потому что врачи – это тоже иногда руки Божии, особенно – хорошие врачи. Господь использует врачей для того, чтобы через них помогать людям.

Татьяна Кузнецова: Еще один вопрос. Его задает девушка, которая заболела буквально на первой неделе поста: «Я заболела, мне тяжело – простудилась. Очень унываю, что не могу попасть в Церковь, особенно сейчас, когда так много важных богослужений. Может быть, вы посоветуете, что можно почитать о посте, чтобы во время болезни не отдалиться от Церкви и не унывать».

о. Аркадий: Очень многие люди слушают богослужения на радиостанции «Радонеж». На первой седмице Великого поста по радио читали Великий канон. Многие благодарили. Правда, как бы ни была хороша радиопередача, я думаю, что если у человека есть возможность, лучше все-таки пойти в храм. Но, если ты болен, конечно, можно включить радио и послушать канон по радио. Кроме того, пост – это время подвигов, пусть подвигов маленьких, и болезнь – это есть тоже некий подвиг. Если человек переносит болезнь, это вменяется ему в невольное мученичество. Если он принимает болезнь благодушно, то это мученичество становится добровольным. Так что в этом случае девушка, которая задает вопрос, совершает подвиг другого рода, и подвиг гораздо больший, чем тот человек, который пошел в храм. Ведь в храме человек получает утешение, получает радость, а она, оставаясь дома одна, лишается этого утешения, но принимает болезнь как волю Божию о себе – и этим тоже можно утешаться.

А книги… Есть очень хорошая книга о. Александра Шмемана про Великий пост. Кроме того, Великим постом нужно читать книги духовные – авву Дорофея, «Лествицу» – не всю, может быть, но какие-то избранные места, которые помогут и мирянам исправиться и стать другими во время Великого поста. Можно почитать жития святых. А кроме того, можно молиться дома, и время, когда мы находимся дома в уединении – как раз время, которое можно посвятить молитве.

Татьяна Кузнецова: У нас еще вопрос – об отношении к больным: «В больнице часто бывают ситуации, когда медсестра должна срочно выполнять какую-то бумажную работу, а кто-то из больных хочет, чтобы она именно сейчас с ним посидела, поговорила, утешила. Как быть медсестре и как быть больному?»

о. Аркадий: Может быть, Маргарита Михайловна нам поможет ответить на этот вопрос? Как удается сестрам и свою работу исполнять, и утешать больных?..

Маргарита Смирнова: В больнице действительно приходится выполнять разную работу. Сестре приходится быть и за санитарку, мыть полы, и заполнять множество всяких журналов – что делать, это действительно нужно. Но всегда нужно помнить, что интересы больного – прежде всего. И в каждом конкретном случае сестра решение это принимает: что – сначала, что – потом. Хорошая сестра всегда найдет время и для больного, и успеет сделать все остальное. Хотя это трудно, это очень трудно.

о. Аркадий: Спасибо, Маргарита Михайловна.

Звонок 2: Здравствуйте, батюшка Аркадий. Благословите рабу Божию Таисию.

о. Аркадий: Здравствуйте, Таисия, Бог благословит.

Звонок 2: Батюшка, я бы хотела с вами посоветоваться. Я очень больная, у меня инсульт был, теперь сахарный диабет – я на инсулине. Я не хожу, только дома. Я дома молюсь, слушаю «Радонеж», читаю книги, теперь вот слушаю кассеты. А как мне быть с постом, батюшка? Мне же инсулин нужно колоть и надо питаться: Как быть?

о. Аркадий: Конечно, нужно выполнять указания лечащих вас врачей. Для вас постом является сама болезнь, сама диета, которая вам необходима. Для тяжелых больных пост несколько иной, чем для людей здоровых. Так что вы этим не смущайтесь, нужно есть то, что говорят врачи, и терпеть свою болезнь – это будет тем, что заменит пост. Храни вас Господь.

Сейчас я хочу вам, дорогие радиослушатели, рассказать о новостях епархиальной комиссии по церковному социальному служению.

В комиссию обратилась женщина – Янушкина Тамара Васильевна. Ей 83 года, и она жаловалась на то, что ее мучат страхи и бессонница. Сотрудники комиссии навестили бабушку и попросили священника из храма Тихвинской иконы Божией Матери о. Аркадия Тыщука освятить квартиру. О. Аркадий с удовольствием согласился, и бабушка была очень ему благодарна.

Вот еще один случай. Обратилась в комиссию пенсионерка, одинокая больная женщина 82-х лет. Рассказала, что не может выйти из дома, а продукты кончились. Как-то она узнала телефон комиссии и обратилась с просьбой о помощи. С помощью члена комиссии о. Виталия Баранова, клирика храма Влахернской иконы Божией Матери, удалось привлечь к помощи бабушке благочестивую прихожанку этого храма. Выяснилось, что у бабушки, как у многих одиноких людей, которые не выходят из дома, накопилось множество проблем. Она давно не получала деньги в сберкассе, на дверях подъезда поставили домофон, а ключа у бабушки не было. Женщина, которая согласилась ей помочь, по доверенности получила деньги, купила продукты, сделала ключ к домофону. Бабушка же, как сказал о. Виталий, с удивлением для себя открыла, что Церковь – живая, что верующие могут чем-то помочь. В ходе общения с прихожанкой у нее появилось желание исповедоваться и причаститься. О. Виталий приехал, исповедовал и причастил ее. Через некоторое время бабушка, которая, очевидно, все-таки не совсем поняла, куда она звонила, обратилась в комиссию с новой просьбой и попросила установить ей телефонный аппарат. Но, к сожалению, всем желающим комиссия материально помочь не может, ей сказали, что это будет трудно сделать. Тогда она сбилась с толку и, не понимая, куда она звонит, решила уточнить, что это за организация. И когда она узнала, что организация церковная, то со слезами просила прощения и говорила: «Это мы должны вам помогать, а не вы нам:» Вот такая замечательная бабушка. Но я думаю, что, может быть, можно будет и помочь установить ей телефонный аппарат.

И я думаю, что просьбы, с которыми православные христиане обращаются к нам на радиостанцию и в комиссию по церковной социальной деятельности, можно помочь исполнить. Я хотел бы обратиться к вам с двумя такими просьбами, дорогие друзья.

Недавно мы получили письмо на радиостанцию. В этом письме есть такие слова: «Не знаю, уместно ли обращаться на радио «Радонеж» с просьбой о помощи. Знаю, что такие письма иногда к вам приходят. В беду попала одна девушка, Наташа Вялкина. Она потеряла зрение в результате неудачно проведенной операции и уже 7 лет ничего не видит. Живет она в Серпуховском районе, в селе Липицы. Серпуховцы помогут Наташе, планируется проведение благотворительного концерта, но сумма, которую нужно собрать на операцию, очень большая – около 30000 рублей – столько стоит операция по восстановлению зрения. Может быть, в судьбе Наташи примут участие, – так говорится в этом письме, – слушатели «Радонежа»?..» И – просят извинений за беспокойство. К этому письму приложена вырезка из Серпуховской газеты, где Наташа рассказывает свою историю. По просьбе Наташи, дорогие друзья, и Надежды Гладышевой, которая написала письмо, мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Если вы можете помочь Наташе, пожертвовать деньги на операцию, то позвоните, пожалуйста, по информационному телефону комиссии по церковному социальному служению: 107-70-01.

Звонок 3: Здравствуйте, отец Аркадий. Благословите рабу Божию Людмилу.

о. Аркадий: Да, Людмила, Бог благословит.

Звонок 3: Отец Аркадий, у меня вот такой вопрос. Когда болеют мои близкие, я вроде бы все делаю – и врачей зову, и звоню им консультироваться, и лекарства все покупаю, и ухаживаю. И все равно меня не оставляет такое чувство, что я что-то не доделываю, что-то не сообразила, что-то не так: Такое вот мучительное состояние, я не знаю его причину. Может быть, вы подскажете, как мне бороться с этим чувством?

о. Аркадий: Я думаю, что такое беспокойство все-таки необоснованно. Если нам ясно – что не так, это надо обязательно исправлять. А если вы делаете все, что вы можете, то такие мысли, которые нам говорят: «что-то не так», «что-то плохо» – нужно, мне кажется, просто отбрасывать. Потому что иногда лукавый так нас заставляет все время беспокоиться о чем-то ненужном. Конечно, если совесть обличает в чем-то конкретном – нужно в этом каяться, это исправлять, а если это просто такой беспокойный постоянный фон, то это, может быть, просто вражеское искушение.

Я хотел бы, дорогие друзья, обратиться с еще одной просьбой – от Сизовой Ольги Владимировны, прихожанки храма вмчц. Параскевы Пятницы. Эта просьба подтверждается благочинным, и у меня перед глазами все документы, которые нам сюда передали, письмо из общества, которое помогает этой женщине. У Ольги Владимировны ребенок 15-ти лет болен детским церебральным параличом. Ему нужно сделать операцию по контрактуре ног. Стоит эта операция 1500 евро. К сожалению, у этой бедной семьи нет такой возможности, и мы хотели бы попросить вас, дорогие друзья, если вы можете, помочь этому мальчику деньгами на операцию. Есть домашний телефон Ольги Владимировны, который вы можете записать: (095) 711-12-17. Если у вас есть возможность помочь, я думаю, что вам будут очень благодарны, и Господь воздаст вам за вашу доброту.

Звонок 4: Батюшка, благословите.

о. Аркадий: Да, Бог благословит.

Звонок 4: Есть молодежная организация, не буду говорить, при каком храме. Я слежу за ней уже три года, встречаюсь с ребятами. Спрашиваю: «Вы что делаете?» – «Вот мы изучаем Евангелие:» – «Что делаете?» – «Вот, поехали туда-то:» – «Что делаете?» – «Вот мы опять в поездку:» Я задаю вопрос: «Ребят, а вы хоть к какой-нибудь бабушке-то ходили? Хоть какое-нибудь дело-то сделали?» – «Да нет: Да вот:» Я спрашиваю руководителя, назовем его условно Андрей: «Андрей, ты кого воспитываешь-то? В церковь ведь люди ходят для того, чтобы, как говориться, силы получать – для того, чтобы дела добрые делать:» А они говорят: «Ты как сектант». Я говорю: «Самое главное-то, основное – милосердие! Христос тоже говорил об этом:» Разрешите наш спор, пожалуйста.

о. Аркадий: Я думаю, конечно, что вы совершенно правы, что мы должны научиться любви, заповедь главная нам дана – о любви. А как любить, если никому не помогаешь, если рядом с тобой нет человека, который нуждался бы в твоей помощи? Это очень важно, конечно. Но, кроме этого, конечно, нужно заниматься с молодежью и изучением Евангелия, нужно ездить и в паломнические поездки. Вот Маргарита Михайловна со своими сестрами, наверное, ездит в паломнические поездки?

Маргарита Смирнова: Да, для нас это большое утешение и большая поддержка в работе, потому что сестры очень много работают и в реанимации, и помогают вне реанимации – ездят к больным, которые не могут приехать сами, ухаживают за ними. И поэтому, когда выдается счастливая возможность съездить даже в короткую паломническую поездку, это удивительно радует, утешает и обновляет сердце. Мы ездили и в Зосимову пустынь, и в Лавру, недавно ездили во Владимир, были у мощей свт. Афанасия:

о. Аркадий: Да, но кроме этого они ухаживают за больными, работают в реанимации за зарплату, надо сказать, совсем мизерную. Поэтому, я думаю, что в молодежной организации, о которой вы говорите, нужно просто к тому, что уже есть, присоединить и дела милосердия, дела любви. Особенно это нужно было бы сделать Великим постом, потому что Великий пост – это не только время, когда мы избегаем скоромной пищи, когда мы не смотрим телевизор, читаем духовные книги, но и время, когда мы стараемся делать больше добра, больше помогать людям, которые нас окружают.

Я вам напоминаю, дорогие радиослушатели, что если вы хотите принять участие в нашей передаче – задать вопросы или рассказать что-то, вы можете написать по адресу: город Москва, 119049, Ленинский проспект, дом 8, корпус 12, «Нескучный сад». Если у вас есть электронная почта, вы можете прислать свои вопросы по адресу: neskuch@yandex.ru .

Храни вас Господь. До свидания.

Источник: Встреча – сайт храма св. благ. царевича Димитрия

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version