Нам удалось установить пандус в подъезде. Не так, чтобы совсем без проблем, но было бы намного легче, если бы знать с самого начала, на что можно рассчитывать и с чего начать. Так что, кому-то после нас это будет намного легче. А мы расскажем, как должно быть.
Фото Елены Вербениной
Почему пандус – это так сложно?
Этот вопрос неоднократно мучил меня с тех пор, как я стала почти ненавидеть лестницы, бордюры и другие возвышения, которыми изобилует столица. Я, конечно, молчу про провинциальные городки и поселки необъятной родины. Там в этом плане совсем плохо. А у нас? У нас лучше. Этим и живем.
Мысль «могло быть и хуже» помогает мамам детей-колясочников, да и самим людям, передвигающимся на инвалидной коляске. Кое-что для облегчения жизни колясочников уже делается. Благородные порывы души есть, и, видимо, «указ сверху» тоже есть, но по ходу воплощения благородных порывов начинается будто бы серия известного юмористического журнала «Ералаш».
Правда, смешно, когда видишь заботливо скошенный порог при входе в аптеку, широкие, легко раздвигающиеся двери, большую глянцевую наклейку «вход для инвалидов». Но есть маленькая деталь: чтобы попасть в эту аптеку, якобы адаптированную для въезда колясочника, нужно каким-то образом взлететь на павильонную эстакаду, в которой встроены ступени к аптеке, банкам и другим местам.
Не поленитесь, пройдитесь вдоль улицы Сергия Радонежского, например, от ст. метро Римская до пересечения с Николоямской. Вдоль улицы ряд действительно удобных павильонов с опознавательными знаками «для инвалидов», и ни в один магазин не попасть, минуя лестничные пролеты.
То есть, вроде бы забота об инвалидах была проявлена, но как-то не до конца, ведь ясно, что инвалидам эти ступени одолеть не под силу. Но это уж, простите, слишком, это уже наглость все до мелочей для людей с ограничениями переделывать. Только стоило ли тогда вообще начинать? Правда, одна цель все же достигнута, теперь в любом справочнике можно написать: оснащены, согласно современным технологиям.
Таких курьезных случаев немало. И я, человек ко многому привыкший, при переезде на новое место жительство, была все же немало удивлена ступенькам в подъезде, ведущим на первый этаж. То есть, здесь все в порядке, ступеньки как ступеньки, небольшие, не крутого подъема, всего-то 4 штуки. Все, как во всех домах. Но для чего-то же сделан очень удобный пандус, ведущий к крыльцу подъезда?
Человек на коляске спокойно так заезжает по хорошему пандусу к крыльцу, затем заезжает в подъезд, а дальше, по всей видимости, он должен быстренько распрямить крылышки и взлететь прямо к лифту, минуя небольшое неудобство в виде 4 ступенек, ведущих к лестничной площадке первого этажа. В вашем доме не так? Сомневаюсь, если только вы не живете в новостройке.
Я заглянула в другие подъезды, другие дома, опросила знакомых. Картина, как правило, следующая: первые ступени внутри подъезда – это большой стопор. С виду все очень заманчиво, к подъезду ведут пологие спуски-подъемы, как правило – окрашенные в заметный желтый цвет, мол, не ошибись, дорогой инвалид, не промахнись, тебе сюда. А внутри – «бурлаки на Волге», корячась, тащат инвалидную коляску, преодолевая ступени.
В некоторых подъездах есть ржавые рельсы, по которым бабушки с воодушевлением возят свои сумочки на колесиках, и молодые мамы провозят коляски с младенцами. И за это спасибо. По размерам – именно такую технику и можно без проблем провозить по данным рельсам. А коляски для инвалидов – разные. Они не совпадают по размерам, какие-то коляски шире, какие-то уже, но на моей памяти еще ни одна не вписалась в представленный образец для перемещения.
При входе в метро, кстати, то же самое. Коляску с инвалидом неравнодушные люди переносят на руках, хотя рядом – рельсы. Кто-то, возможно, ими пользуется, но, поверьте, не колясочники. Их в нашей стране приходится таскать всем миром.
А что делать, если коляска электрическая и весит более 200 кг, (то есть, даже двое, а то и трое крепких мужчин ее не поднимут) – это уже повод к серьезному размышлению.
«Так ведь не должно быть?» – спросила я друзей с детьми-колясочниками. Мне отвечали по-разному. Решения этой проблемы у людей находились как предсказуемые, так и не очень. Кто-то обращался в коммерческую организацию, им устанавливали пандус в считанные дни, согласно прейскуранту. На ребенка ничего не жалко, но цены «аховые».
Есть ли альтернатива? Большинство предпочитают по старинке со стонами таскать коляску по лестнице или прибегать к услугам волонтеров, или просто звать неравнодушных прохожих. Интересно, каково это ребенку? Или не ребенку? Знать каждый раз, что ты не можешь нормально выйти из квартиры или войти в нее, пока вокруг тебя не надорвутся люди, которых еще нужно отыскать?
«Так не должно быть», – упрямо повторяла я себе, вспоминая обрывки фраз мэра столицы о том, что доступная среда – дело совести. В общем, я это осуществила через наш ЖЭК. Не так, чтобы совсем без проблем, но было бы намного легче, если бы я знала с самого начала, на что могу рассчитывать и с чего начать. Так что кому-то после меня это будет осуществить намного легче. А я расскажу, как должно быть.
Конечно же, не только у подъезда, но и в подъезде должны быть удобные пандусы. Этого нет? Значит, это пробел, который вы по доброте душевной поможете восполнить работникам ЖЭКа. Они просто не знали!
Нет, они знают, что пандусы должны быть, но они не знали, что внутри их нет! Смело звоните по любому телефону вашего ЖЭКа, управы, что там еще есть наподобие? Я набрала номер Единого расчетного центра, указанного на моей квитанции по ежемесячной оплате коммунальных услуг. Там все знают и вежливо дадут нужный телефонный номер.
Говорить нужно уверенно, но, конечно, без хамства: мол, я знаю, что это должно быть, скажите, к кому обратиться, чтобы ликвидировать оплошность. Так я вышла на инженера своего участка, который благодушно посоветовал мне обойти жителей всего моего подъезда для сбора подписей в пользу пандуса, чтобы не дай Бог, никто не был против такого осквернения подъезда. «А вдруг какой-то бабушке он будет мешать?» – аргумент железный.
По-видимому, если бабушке будет мешать, – нам, хочешь-не хочешь, придется перелетать эти ступеньки. В страхе наткнуться на ту самую вредную бабушку я действительно совершила обход жителей подъезда, заодно познакомились. Мой визит смахивал на внезапное посещение агитаторов, собирающих подписи в пользу депутатов.
Выглядело все примерно так: «Здравствуйте, откройте, пожалуйста!». За закрытой дверью: «А вы кто?» «Я ваша соседка!» «Какая?» «С первого этажа!» «А как зовут?»
Такой диалог рискует стать бесконечным, тем более, что мое имя ничего не даст бдительному соседу. А вдруг я грабить пришла? Тут надо с первых слов сразу выпалить всю суть просьбы, а заодно голосу придать располагающие нотки. Все. Вы своя в доску.
Вам дадут контакты и подписи даже тех соседей, которые живут в соседнем подъезде, уверяя, что и они не будут против. Чужие вам не нужны. Нужны только жильцы вашего подъезда с четкими указаниями фамилии, имени, отчества, мобильного телефона и личной подписью. Одолели.
Теперь – в ЖЭК. В секретариате дадут бланк заявления, которое необходимо заполнить в двух экземплярах, к заявлению прикрепить лист с подписями. Необходимо, чтобы секретарь поставил печать с пометкой «принято такого-то числа», иначе ваши труды легко затеряются в бюрократических летописях.
Один экземпляр, тоже с печатью, обязательно оставить себе, чтобы в случае сложностей было что предъявить. А теперь – спокойно ждать. Он позвонит. Он не может не позвонить, этот главный инженер, который обещал все сделать.
Неделю спустя позвонил! Я знала! «Елена, разрешение получено, теперь мы будем закупать материалы». Две недели спустя: «Елена, сейчас праздники, после праздников приступим». Праздники и послепраздники спустя: «Мы едем к вам!».
Я их, рабочих, с главным инженером во главе, встречала как родных. За один день все сделали. Так, как я хотела. Широкий, устойчивый, надежный пандус греет мою душу на первом этаже и лихо пропускает в недра дома, ставшего за считанные дни гостеприимным, моего сына.
Кстати, для бабушек, которым пандус каким-то образом помешал бы спокойно жить, тоже есть выход: я попросила установить откидной пандус, который прикрепляется к стене, и в случае надобности откидывается на лестницу, а после использования так же закидывается обратно к стене. Проблем – ноль. Это очень удобно в случае, если лестница, как у нас, узкая, и пандус может занять значительную часть ее ширины.
Осталось последнее усилие: снова добежать до ЖЭКа, чтобы в скудной тетради их записей написать благодарность. Я ее для них заслужила.