Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Просто обнимите – здесь и сейчас

Олеся Деснянская, сотрудник фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» – о том, как часто, сталкиваясь с чужой болезнью, мы прячем под маской сочувствия и заботы свой страх и бываем запредельно жестоки.

Фото: Анна Данилова. Правмир.ру

Не люблю жестко выражаться, но иногда бывают случаи, когда это необходимо. Есть такое понятие – victim blaming, обвинение жертвы. Это когда «изнасиловали – сама виновата», «инвалиды рождаются только у алкоголиков и наркоманов», «твои беды – это наказание за грехи». К счастью, в обществе становится неприличным, неприемлемым, стыдным так говорить, даже если в это веришь.

Существует и другой вариант – сплошь и рядом, считая нормальным, рассуждают так: причина рака – всегда психосоматика, горе, которое запускает программу самоуничтожения. И не менее прекрасное – ты заболела раком, потому что слишком добрая, отдавала всю себя.

Так вот, если отбросить всю лирику, то посыл тот же – ты сама виновата в том, что заболела. Надо было меньше страдать/не помогать другим – была бы здоровой.

А теперь вдумайтесь, что чувствует мать больного раком ребенка. Раздавленная горем мать, не понимающая, почему это случилось с ее малышом. Она ВЕРИТ, что сама обрекла его на смерть (мало ли в семье разногласий) или позволила другим это сделать.

Взрослый больной слышит, что его горе и беда, доброта и сострадание – причины его или ее несчастий. И если стать злее еще можно попробовать, то отключить боль потери нереально. Разбитый на кусочки невыносимым горем человек слышит – «ты сам виноват, что разбился, поэтому сейчас по тебе еще раз пройдутся кувалдой. Выживешь – научишься не биться».

Так нельзя. Неприемлемо. Стыдно. Жестоко.

Во-первых, потому что это неправда. Болеют разные – младенцы, счастливые молодожены, будущие мамы и многие, не успевшие натворить ничего из вышеперечисленного списка.

А во-вторых, даже если вы в это свято верите, это тот случай, когда «кому на хрен такая правда нужна». Промолчите. Потому что вами движет не желание помочь и поддержать. А панический страх перед непознаваемостью бытия и кошмаром небытия. Страх, который заставляет нас искать объяснения и обрушиваться на того, кто и так жертва.

Под маской  сочувствия и заботы мы прячем наш собственный страх и невежество, которые оборачиваются запредельным равнодушием и жестокостью.

Если хочется что-то сказать – преодолевая, заглушая этот страх – лучше помолчите и обнимите. Человеческое тепло здесь и сейчас – самый ценный дар.

 

Источник

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?