На современном рынке труда обучение – внутренняя валюта НКО. Возможность учиться мотивирует работать в НКО 28% сотрудников и 35% руководителей, по данным исследования «НКО-профи».
Но у этого есть не только светлая, но и темная сторона. Большинство участников называют главным эффектом обучения то, что они отдохнули и переключились. Энкаошники учатся, не столько чтобы получить знания и внедрить их в работу, сколько используют это как легальную возможность выдохнуть. Отчасти потому, что в НКО часто меньше рыночной зарплата, недодают отпуск, не хватает культуры работы с балансом и отдыхом.
Кроме того, и доноры пока что предлагают средства в основном тем, кто учит, а не учится, укрепляя такое состояние дел.
Анна Клецина, директор по развитию крупнейшего в стране ресурсного центра для НКО «Кухня НКО» и фонда «Добрый город Петербург», автор конференции «Белые ночи фандрайзинга», считает, что нужно искать золотую середину:
– Мы в «Кухне НКО» занимаемся обучением 30 лет и сформулировали подход: сознательный эдьютеймент. Полезно признать ситуацию потребности в отдыхе и в то же время ценность обучения для НКО. Можно давать возможность участникам отдохнуть, предлагая культурную программу, и в то же время прежде всего создавать пространства, где люди хотят и могут учиться. Придумывать форматы, в которых совмещаются работа над собственным балансом и решения НКО-задач. Помогать с внедрением, поддерживать после обучения. НКО не начнут завтра платить всем хорошие зарплаты, предлагать нормированный рабочий день и полноценные отпуска – некоторые коллеги к этому пришли или идут, но не так быстро.
Только половина НКО дает сотрудникам возможность учиться
Согласно исследованию «Пульс НКО», только 52% организаций предоставляют сотруднику нужное время и ресурсы на обучение, а у 61% организаций опыт и полученные знания остаются «внутри сотрудника» и не внедряются в работу всей организации.
Рынок обучения НКО перенасыщен
Программ и форматов очень много, сделать выбор сложно, да и качество разное. Сейчас на рынке есть два крайних типа обучения и варианты между ними. У каждого есть свои плюсы и минусы.
Обучение от практиков. Специалист или организация успешно работают, смогли осмыслить свой опыт и готовы им поделиться. Плюсы – передача из рук в руки, свежий и подкрепленный практикой опыт. Минусы: практикам может не хватать навыков по организации обучения. Например, спикеры вдохновенные, но программа нелогичная, не ясно, что с этим делать дальше, неудобно организовано. Бывает, что человек умеет хорошо делать, но не умеет объяснить, передать.
Курсы от организаций, которые регулярно занимаются обучением НКО. Для них это не первый и не последний курс или тренинг. Тут больше вероятность, что люди понимают в методике обучения (то есть будет хорошо организовано, можно будет пообщаться с коллегами и т.д.). Но есть риск, что формат преобладает над содержанием, спикеры будут «кабинетными» или «бронзовыми» экспертами, давно ничего не делали руками. Встречаются и вовсе курсы и тренинги, где разработчик собрал материалы в интернете, скомпоновал – вот и курс.
В идеале стоит искать тех, кто и хороший практик, и хороший методист, советует Анна Клецина:
– Даже простой формат консультации требует умений. Казалось бы, у меня есть опыт, сяду и расскажу клиенту-НКО. Но все равно есть методическая основа консультирования: надо услышать клиента, давать применимые советы, разделить ответственность за внедрение и прочее.
Кто из провайдеров обучения для НКО сейчас активен на рынке
Кухня НКО – 39 000 уникальных выпускников, программа комплексного развития НКО-сектора, есть онлайн- и офлайн-форматы: курсы, тренинги, консультации, конференция «Белые ночи фандрайзинга» (ближайшая – июнь, 2025), «Резиденции для руководителей НКО» (ближайшая – август, 2024).
Ресурсные центры НКО (как правило, региональные, чаще предлагают офлайн-форматы: семинары, тренинги, форумы НКО). Предложения ресурсных центров могут быть разного качества, нужно выбирать.
БФ «Нужна помощь» (признан Минюстом РФ иностранным агентом) предлагает систему онлайн-курсов и инструментов для НКО.
«Московская школа профессиональной филантропии» предлагает офлайн- и смешанное обучение для руководителей и менеджеров НКО.
Институт развития фандрайзинга: онлайн-обучение, консультации, материалы по фандрайзингу.
Mercy Club Евгения Зубова: клубный формат по принципам «равный равному», онлайн передача опыта и обсуждения с коллегами, полезные материалы по диджитал-фандрайзингу.
Обучение от экспертов НКО и основанных ими обучающих организаций. Например, от членов сообщества «Школы региональных экспертов» или «Факультет НКО» от Артема Селитрарова с программами повышения квалификации в сфере финансово-правового сопровождения и управления НКО.
Обучение от грантодателей (бывает необходимо для участия в конкурсе).
Акселераторы и программы по принципу акселератора.
Обучение вне НКО (часто полезно, если вы хотите обучиться универсальным навыкам: переговорам, созданию приложений, дизайну продающих презентаций. У многих онлайн-платформ есть опция для НКО бесплатного или с большими скидками обучения на онлайн-курсах).
Как выбрать обучение, если вариантов так много
Рекомендуем изучить предложения и ответить себе на пять вопросов.
Есть ли у организатора опыт обучения взрослых и методические навыки? Например, разовое это обучение или организация регулярно работает как провайдер, есть ли в команде организаторов методисты, делали ли раньше такие форматы. Если обучение предлагает конкретный эксперт, то можно спросить, где человек учился работе в заявленных форматах, советует Анна Клецина.
Есть ли актуальный практический опыт у спикеров и способ подтвердить экспертность? Например, реальные результаты у своей организации в деньгах, людях и т.д., успехи клиентов. И подходит ли этот опыт для вашего уровня.
Что говорят другие клиенты и сколько их? Есть ли отзывы (в идеале – часть отзывов от известных вам НКО или НКО сопоставимого с вами калибра). Какая репутация у организатора обучения.
Какова «цена участия» и готовы ли вы ее заплатить? Это не только стоимость программы или билетов, но и количество времени, которое нужно вложить в обучение (сколько часов займет подготовка, дорога, само участие, затем осмысление и работа с полученными материалами). В этот момент руководителю важно понимать, какое время он выделяет сотруднику для обучения, как сотрудник будет совмещать учебу и работу.
Как будут внедрять результаты обучения в работу организации? По этому поводу часто встречается два непродуктивных убеждения.
Одно в том, что главное – научиться, а потом все произойдет само. Мы же не думаем, что главное купить абонемент в спортзал, а мышечные кубики на животе сами появятся, и не ждем, что после прослушивания курса по ремонту квартир наша квартира сама отремонтируется. Но в обучении НКО почему-то есть такой миф.
– Проблема здесь часто в том, что сама организация сотруднику не выделяет никаких ресурсов потом на внедрение, – объясняет Анна Клецина. – Могу посоветовать наш телеграм-марафон про то, как заложить обучение в грант. В нем есть два примера, как можно оценить ресурсы на внедрение результатов и, например, закладывать обучение в заявки по-умному.
Кроме того, нередко сам обучатель никак не помогает внедрить результаты. В наше время хороший организатор обучения ориентируется на контекст жизни обучающихся, сразу дает то, что им нужно, и уже на самом обучении/событии помогает применить знания. А потом еще иногда предлагает поддержку при внедрении. Это современный подход и профессиональный стандарт. Просто «брякнуть» материал в чистом поле так, что потом люди не знают, куда приложить – так учить и учиться уже не стоит.
Второе непродуктивное убеждение: если сотрудник поучился, это потом его ответственность – внедрить. На самом деле на всех этапах сотруднику нужна поддержка организации. Во-первых, хотя бы частично освободить от работы на время обучения и не создавать двойной нагрузки. После, когда прошел обучение, – попросить, чтобы представил резюме другим коллегам. Узнать, что сотрудник предлагает внедрить, что поменяется, какая поддержка нужна и т.д.
– Важно обсудить с сотрудником, кто принимает решения и кому сотрудник готовит предложения. Как мы делали раньше и как хотим поменять. Как будем приживлять нововведение этапами в жизнь организации. Если такая поддержка есть, получается внедрение, – говорит Анна Клецина.
Это звучит как много действий. Но на самом деле, если есть культура поддержки внедрения, если вы действительно обучающаяся организация, которая открыта миру и создает человеку условия и мотивацию принести и передать знания, – это сразу повышает и мотивацию учиться, и пользу для НКО.
Рисунки Варвары ГРАНКОВОЙ