Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Прошли очередные курсы подготовки преподавателей православной культуры

В России проживают люди разных вероисповеданий и национальностей, но сама Россия 1000 лет является носителем византийской цивилизации. Вопреки мнению противников, именно знание основ Православия будет способствовать диалогу и взаимопониманию граждан России, воспитанных в разных культурных им религиозных традициях. В подтверждение своих слов отец Георгий привел в пример эпизод из Первой мировой войны, когда в плен попал мусульманский полк. В ответ на предложение сдаться бойцы-мусульмане как один упали на колени и запели «Боже, царя храни!»

С 8 по 15 июля в Московской духовной академии проводились курсы для преподавателей православной культуры. 13 июля состоялась пресс-конференция по итогам работы курсов.
Курсы проходят в восьмой раз. За 5 лет подготовлено около 4 тысяч преподавателей. Но многие после окончания курсов открыто говорили, что 72 программных часов недостаточно. И уже второй год на курсах проводится также набор для желающих получить более фундаментальные знания. После трех с половиной лет учебы выпускники получат диплом о втором высшем образовании по теологии. Об этом рассказал на пресс-конференции первый проректор курсов иеромонах Киприан (Ященко). К 2010 году планируется подготовить около 10 тысяч преподавателей. Кроме того, такие же курсы открылись еще в 10 епархиях, но многие все равно предпочитают обучаться в Москве – на нынешних курсах присутствует 350 человек из 40 епархий. А Екатеринбургская епархия приглашает московских преподавателей курсов провести у них выездные курсы для четырехсот (!) екатеринбургских преподавателей.
Проблема подготовки преподавателей основ православной культур – самая важная в проблеме образования, считает профессор Самарской духовной семинарии, игумен Георгий (Шестун). Введение в школы этого предмета – только вопрос времени. Преподавать его должны профессиональные педагоги-гуманитарии. Большинство педагогов учились и формировались как профессионалы в пору государственного атеизма, но те, кто остался в школах сегодня – люди квалифицированные, способные к обучению. Не случайно, обсуждая основы православной культуры, священнослужители и миряне меньше всего говорят о культуре, больше обсуждают богословские вопросы. По мнению отца Георгия (кандидата педагогических наук и педагога-практика с 30-летним стажем, автора книги «Православная педагогика»), современному учителю больше всего не хватает знания двух вещей: христианской антропологии и роли литургийной жизни, то есть значения жизни человека в Церкви. Если им удастся освоить эти вещи, понять остальное будет нетрудно. Замечательно, что курсы подготовки преподавателей проходят в обители преподобного Сергия Радонежского, в стенах Московской духовной академии. Многие слушатели здесь впервые присутствуют на всей литургии, исповедуются и причащаются.
Все предлагаемые сегодня учебные программы рассматривают производные православной культуры, но не отвечают на вопрос, что же лежит в основе культуры. Без ответа на этот вопрос, без изучения носителей культуры предмет «Основы православной культуры» не будет влиять на весь учебный процесс. Нужна программа, позволяющая интегрировать «Основы православной культуры» в другие образовательные предметы. Преподаватель Белгородского кооперативного института протоиерей Олег Кобец сказал, что у них в епархии разработана экспериментальная компьютерная программа, предоставляющая учителям возможность такой интеграции. В этом году в Белгородской области «Основы православной культуры» включены в региональный компонент как обязательный предмет с 1 по 11 класс, и отец Олег убежден, что при новой программе за этим предметом будущее.


Задача преподавателя православной культуры – в первую очередь своим примером, а не принуждением или менторством, привить ребенку веру.
Блаженный Августин в своей «Исповеди» писал о школьных годах: «Я встретил, Господи, людей, молившихся Тебе, и от них узнал, постигая Тебя в меру сил своих, что Ты Кто-то Большой и можешь, даже оставаясь скрытым для наших чувств, услышать нас и помочь нам. И я начал молиться Тебе, «Помощь моя и Прибежище мое»… Маленький, но с жаром немалым, молился я, чтобы меня не били в школе». Став взрослым, блаженный Августин сам стал учителем Церкви. На илл.: Слева: Ян ван Скорель, «Августин в школе», справа: Уге Хайме, «Августин и его ученики»


В Смоленской области в 2002 году в школы был введен предмет «История православной культуры Земли Смоленской». До этого с 1998 года «Основы православный культуры» изучали факультативно. Вопрос о включении предмета в региональный компонент решался на специально собранном Народном Соборе жителей Смоленской области. Собор, в котором приняли участие и представители других конфессий и религиозных общин, дал согласие, и сегодня 16 тысяч учащихся государственных школ изучают основы православной культуры. Заместитель начальника департамента образования Смоленской области Татьяна Довгий определила этот предмет как православное краеведение.
«На этих курсах мы не только созидали, но и разрушали», – с такого парадоксального заявления начал свое выступление на пресс-конференции заместитель декана социологического факультета МГУ Игорь Рязанцев. «Мы не только утверждали вечные истины, но и разрушали стереотипы – например, устоявшиеся представление о российской молодежи, которую обвиняли в аморальности», – пояснил он. В прошлом году на социологическом факультете МГУ проводилось исследование «Русская Православная Церковь и молодежь», о результатах которого профессор Рязанцев рассказывал в интервью нашему сайту. Донести до слушателей результаты исследования, разрушить у них стереотипы о молодежи Игорь Рязанцев считал своей основной задачей на этих курсах. Предпочтение современной молодежью традиционных ценностей замдекана социологического факультета объясняет опытом 1990-х гг. Отрицательный социальный опыт тех лет способствовал тому, что молодые люди, формировавшиеся в ту эпоху, стали сторонниками традиции.
В ходе дискуссии много говорилось о мотивах противников введения в школы нового предмета. Отец Киприан (Ященко) отметил, что с введением «Основ православной культуры» Церковь получит возможность реально влиять на подрастающее поколение. Сегодня же миссия Церкви находится в зачаточном состоянии, многие священники еще не готовы миссионерствовать за церковной оградой.
Противники введения «Основ православной культуры» до сих пор путают понятия «светский» и «атеистический», и под предлогом защиты светскости не хотят изменить сложившийся в советские годы атеистический характер образования. Отец Георгий (Шестун) отметил, что светское государство вернуло отобранное в советские годы право быть просвещенным государством. В России проживают люди разных вероисповеданий и национальностей, но сама Россия 1000 лет является носителем византийской цивилизации. Вопреки мнению противников, именно знание основ Православия будет способствовать диалогу и взаимопониманию граждан России, воспитанных в разных культурных и религиозных традициях. В подтверждение своих слов отец Георгий привел в пример эпизод из Первой мировой войны, когда в плен попал мусульманский полк. В ответ на предложение сдаться бойцы-мусульмане как один упали на колени и запели «Боже, царя храни!». Задача образования – воспитать граждан России, и предмет «Основы православной культуры» поможет решить эту задачу.

Соб.инф.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?