Православный портал о благотворительности

Прошел тимбилдинг по тюремному служению

Высокопреосвященнейший Августин, архиепископ Львовский и Галицкий, посетовал, что не понимает священников, которые не хотят служить в тюрьмах. Он рассказал, что служил Литургию и в воздухе, и в море, но наиболее комфортно чувствует себя в тюрьме. «Молитва в тюрьме идет очень хорошо», – отметил архиерей.

Недолюбленные дети, замученные женщины, нереабилитируемые зеки
Писатель Виктор Николаев, майор запаса, прошедший многие горячие точки новейшего российского времени: Афганистан, Сумгаит, Карабах и Чечню, известный книгой «Живый в помощи», в последние годы занялся разработкой «тюремной темы». В 2006 он написал книгу «Из рода в род» о заключенных в российских колониях, в 2008 – «Безотцовщина», о малолетних преступниках в воспитательных колониях. Вывод писателя – основная причина детской преступности – отсутствие родительской любви. Среди осуждённых за жестокие избиения и убийства подростков в России меньше половины — сироты. У большинства родители есть, но лучше бы их не было. Виктор Николаевич привел рассказ мальчика, осуждённого за убийство отца: «После того, как небольшая деревенская пилорама — единственное средство заработка для семьи — перестала существовать, родители ушли в запой. Однажды мать, находясь в пьяном угаре, при попытке найти в погребе хоть какую-нибудь еду, захлебнулась в бочке с огурцами. Я хотел достать мамку, но отец не дал мне сделать этого, и всё орал: «Пусть теперь хлебает, чтоб неповадно было». А когда я ночью всё-таки достал её, то мне стало так плохо, что я сам напился, и уснул рядом с ней. Отец утром нашёл меня и сильно бил, а потом посадил меня в сырой погреб и держал там несколько дней, пока я совсем не окоченел. Заступиться за меня было некому».


Президент межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным Мария Каннабих привела неутешительную статистику: на данный момент в российских тюрьмах сидит шестьдесят тысяч женщин, из них 70% – младше тридцати лет, каждая третья имеет среднее образование. Статьи, по которым они сидят – тяжкие, это и убийства, и разбои, и грабежи. Мария Валерьевна убеждена, что женщины совершают в основном у женщин эмоциональные преступления, когда оказываются в экстремальных ситуациях. Например, убийства чаще всего носят бытовой или семейный характер. Много женщин сидит из-за убийства любовниц мужей, или самих мужей, бывает, что мать берет вину сына, когда тот убивает отчима. Часть сидящих женщин – алкоголички и наркоманки. Устроить женщину после заключения на работу очень трудно, а мужья чаще всего бросают своих жен, когда те находятся в тюрьме, и они остаются одни. С заключенными женщинами нужно проводить реабилитационную работу иначе, чем с мужчинами – уверена Мария Валерьевна. Нужны отдельные психологические программы для женщин-алкоголичек, отдельные – для наркоманок и т.д. Роль священника в процессе реабилитации может быть неоценимой: своими беседами, добрым словом он может возродить в женщине сочувствие и понимание и вернуть ее постепенно к нормальному восприятию действительности. Уже полтора года Мария Каннабих руководит первым и единственным в Москве реабилитационным центром для женщин, отбывших заключение в местах лишения свободы «Аврора».

В год в России освобождается из заключения 250 тыс. человек, а на всю страну существует только 150 центров ресоциализации для бывших заключенных, причем большинство центров основаны и содержатся не государством, а религиозными и общественными организациями. Об этом с удивлением рассказал Иван Сатиров (Болгария), глава Международной ассоциации тюремного служения (МАТС объединяет представителей разных христианских конфессий из 130 стран. По всему миру МАТС проводит конференции, встречи, обучающие семинары для пастырей и мирян, занятых в тюремном служении). Иван Кириллович убежден, что невозможно заниматься ресоциализацией бывших заключенных на одном энтузиазме. «Нужен закон, признающий социальную значимость тюремного служения. Церковь должна стоять за то, что ее место в обществе Богом определено»,- сказал Иван Сатиров. Он предложил Русской церкви активнее включаться в работу МАТС, чтобы «выступать одним солидным голосом». Так появится возможность обратиться к высшей законодательной власти, добиться признания тюремного служения Церкви и законодательно закрепить бюджетное финансирование реабилитационных центров для бывших заключенных.

«Купите заключенного!»
Об опыте тесного сотрудничества государства и Церкви рассказал архимандрит Гервасиос Иоанн Раптопулос, руководитель Миссии освобождения из тюрьмы неимущих заключённых и уклоняющихся от ареста (Греция). Дело в том, что по существующему в Евросоюзе законодательству, преступники, совершившие незначительные правонарушения (за которые наказывают заключением не более, чем на два года) могут «выкупиться» из тюрьмы уплатой соответствующего штрафа. Но если состоятельный человек может заплатить за себя сам, неимущим необходима помощь общества. Документы таких заключенных специальная государственная тюремная служба предоставляет отцу Гервасию.

Миссия состоит из женщин, которые посвятили всю свою жизнь служению в тюрьме. Они не связали себя семейными узами, но и не стали монахинями. Сестры работают на светских работах, зарабатывают деньги и складывают их в общую кассу. Жертвуют им и простые верующие. На эти деньги и выплачиваются штрафы за арестованных или ожидающих ареста (и желающих уклониться от него) преступников.

Кроме того, сестры вместе с добровольцами-мирянами (однажды таких мирян набралось восемьдесят автобусов!) посещают тюрьмы по большим православным праздникам, привозит вещи первой необходимости. Миссия осуществляет свое служение не только в Греции, но везде, где можно по закону выкупать заключенных. Так, сестры о.Гервасия посещали тюрьмы Египта, Албании, Кипра и даже Мадагаскара, освобождая людей вне зависимости от веры или национальности.

Но оказалось, что в России тоже Церковь может повлиять на освобождение заключенного. В рамках секции прошло награждение лауреатов четвертого Всероссийского Смотра православных общин в исправительных учреждениях ФСИН России «Не числом, а смирением»: четверо осужденных из Ульяновской области получили похвальные грамоты и памятные подарки за свое творчество – живопись и за резьбу по дереву, иконы, картины, мозаику. И как сообщил нам заместитель начальника управления ФСИН по Ульяновской области Игорь Кремляков, грамоты положат в личное дело осужденных и это будет дополнительным плюсом при рассмотрении возможности условно-досрочного освобождения. «Но досрочное освобождение зависит не только от этой грамоты, нужно хорошее поведение и во все время пребывания в тюрьме, участие в общественной жизни и отряда, и колонии» – подчеркнул Игорь Николаевич.

Председатель Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что миссия Церкви в тюрьме не встречает преград со стороны чиновников.

Комфортнее всего архиепископу в тюрьме
Протоиерей Александр Косов, председатель синодального отдела по взаимодействию с ГУФСИН по Красноярскому краю в своем докладе «О «трудовых функциях» тюремного священника, основных и второстепенных», опроверг миф, что для служения в тюрьме нужен особый дар. Он уверен, что этим служением может заниматься любой священник, которого благословили на это дело. Но самое главное, полагает отец Александр, нужно ввести государственную должность тюремного капеллана, получающего зарплату.

Высокопреосвященнейший Августин, архиепископ Львовский и Галицкий, посетовал, что не понимает священников, которые не хотят служить в тюрьмах. Он рассказал, что служил Литургию и в воздухе, и в море, но наиболее комфортно чувствует себя в тюрьме. «Молитва в тюрьме идет очень хорошо», – отметил архиерей. На Украине около 200 исправительных учреждений и 150 тысяч заключенных.

Назад, к Бентаму
Очень ярко выступил клирик Ивановского Свято-Введенского монастыря, сотрудник тюремной миссии Ивановской епархии, известный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

Отец Макарий начал свой доклад с того, что пошутил, разделив всех людей на два типа: тех, кто мыслит практически, что поесть и во что одеться и на тех, кто мыслит глобально: о финансовом кризисе, путях России и т.д. Сам о.Макарий, по его словам, привык мыслить глобально. Он привел недавно услышанную новость о том, что президент Дмитрий Медведев высказался за принятие ряда безотлагательных мер по реорганизации уголовно-исполнительной системы. Отец Макарий сказал, что нельзя отворачиваться от руки, которую протягивает президент и необходимо помочь ему. Докладчик выдвинул целую программу по пошаговой реорганизации пенитенциарной системы в России.

В первую очередь нужно уничтожить тюремную субкультуру: «Недопустимо, когда при попустительстве общества уголовный авторитет коротает время за игрой в карты, слушаньем шансона и содомией, руководя оставшимися на воле подельниками прямо из заключения» – отметил он. По мнению священника, нужно ввести в российские тюрьмы сепаратную, или пенсильванскую систему содержания заключенных, предложенную еще 200 лет назад английским социологом, юристом, одним из крупнейших теоретиков политического либерализма и родоначальником философского направления – утилитаризма, Джереми Бентамом (1748-1832). Во время пребывания в России тот создал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II. Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по «келейному» принципу, то есть состоять из одиночных камер, а наблюдатель – оставаться невидимым. Жесткое ограничение заключенных в «горизонтальных» контактах приведет к перемене их образа жизни – «этоса», уверен о.Макарий.

После устранения тюремного этоса, заключенный, по мысли докладчика, переходит под контроль консультантов и психологов. Вполне вероятно, что на первых порах он не пойдет на контакт с консультантом и останется в условиях добровольного «информационного голода». Когда же контакт все же возникнет, консультант предложит ему такую «пищу для души», которая понемногу, исподволь, но единонаправленно и постоянно, будет открывать ему горизонты добра. Если вспомнить, что длительность сроков заключения измеряется годами, и помимо консультанта и предлагаемых им материалов у осужденного не будет иных связей с внешним миром, перспективы реабилитации становятся вполне реальными – отметил иеромонах Макарий Маркиш. При этом программы реабилитации могут быть религиозными, базирующимися на одной из традиционных для России религиозных конфессий по выбору самого заключенного, или безрелигиозными, секулярными.

Добрая воля и милость мира
Пока планы о.Макария не воплощены в жизнь, клирики и миряне, занятые в тюремном служении, пытаются исполнять роль консультантов и психологов для тех заключенных, которые готовы их услышать в современных тюремных условиях. Так насельник Киевского Ионинского монастыря инок Тихон издает газету-листовку для мест лишения свободы «Милость мира». В газете публикуются в основном святоотеческие писания и молитвы. Газета родилась интересным образом. Пять лет назад игумен Ионинского монастыря благословил инока Тихона на переписку с заключенными и за пару лет у того сформировалась обширная аудитория (многие – «пожизненники», туберкулезные больные и т.п.), но задавали они в основном однотипные вопросы, связанные с основами веры. Ин.Тихон стал вкладывать в письма однотипные листовочки, которые постепенно выросли до формата газеты. Официально «Милость мира» издается около двух лет, тираж – 1000 экземпляров, теперь она распространяется централизованно, по пять экземпляров на зону.

А православный журнал «Фома» начиная с этого года по заказу министерства юстиции будет выпускать дополнительный тираж в 10 тысяч экземпляров, который отличается от основного специальной вкладкой «Добрая воля», обращенной к заключенным и работникам системы УИС. В этой вкладке будут материалы по истории тюремного служения Церкви, рассказы тюремных священников, а также различная полезная правовая информация, полезные советы для осужденных и заключенных СИЗО.
Специализированный тираж будет распространяться органами ФСИН. В 2009 году вкладка выйдет четыре раза: в январском, апрельском, августовском и декабрьском номерах журнала (т.е. раз в квартал). В дальнейшем, если проект подтвердит свою актуальность, планируется сделать его ежемесячным.

Но пока «Добрая воля» – пилотное начинание, еще идет работа над ее форматом и содержанием, редакция заявляет о своей готовности сотрудничать со всеми, кто занимается в Церкви тюремным служением.

Не только поговорить
Выступавшие не только отчитались о проделанной работе, но и заложили фундамент для дальнейших свершений. Так болгарская и греческая делегации договорились обмениваться опытом и возможно отец Гервасий посетит Болгарию, а отец Йордан Карагеоргиев, настоятель Михаило-Архангельского храма на территории Старозагорской тюрьмы (Болгария) посетит Грецию. А вокруг отца Макария (Маркиша) в конце выступлений стихийно организовалась рабочая группа по разработке пошаговой реорганизации тюремной системы в России.

Елена ТЮЛЬКИНА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version