Православный портал о благотворительности

Гибель Царской семьи: пророческие стихи о казни

За полгода до расстрела Царской семьи кавалергардом и поэтом Бехтеевым было послано в Тобольск стихотворение, где говорилось о «страшном часе», «кресте кровавом» и … «о молитве кроткой за врагов”

Император Николай Второй с семьей под арестом

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома Ипатьева, были расстреляны и добиты штыками император Николай II, его жена Александра и пятеро детей: великие княжны Ольга – 23-х лет, Татьяна – 21-го года, Мария – 19-ти лет, Анастасия – 17-ти лет, и сын Алексей – 14-ти лет.

В бумагах старшей дочери, великой княжны Ольги, были найдены стихи, известные как «Молитва»:

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

***

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

***

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья,

Христос Спаситель, помоги.

***

Владыка мира, Бог вселенной.

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

***

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов».

№ 204 в описи следователя Н.А. Соколова

Рукопись стихотворения «Молитва», сделанная рукой великой княжны Ольги Николаевны. Фото из книги Н.Росса «Гибель Царской Семьи»

Мало кто не слышал об этом стихотворении, которое называется  «Молитва». Удивительно, но его авторство – с этим встречаешься в интернете, до сих пор приписывают великой княжне Ольге Николаевне. Давайте вспомним, почему это так, а затем уже скажем об авторе.

В книге следователя Н.А. Соколова «Убийство Царской семьи» в «Приложении к XIX главе», т.е. описании всех предметов, найденных в Ипатьевском доме, в разделе «Книги великой княжны Ольги Николаевны», под номером 204 (в сплошной нумерации предметов) читаем следующее:

«Английская книга «And Mary Sings Magnificat» в бумажной обложке. На ее обложке изображена воспевающая Святая Дева, и ей аккомпанируют два ангела. На первом листе книги – изображение креста и написанные рукою Государыни Императрицы стихи на английском языке. На оборотной стороне рукою Государыни написано: «В.К. Ольге 1917 г. Мама Тобольск».

В книге вложены нарисованные и вырезанные из бумаги изображения Церкви Спаса Преображения в Новгороде, Церкви Покрова на Нерли Владимирской губернии, и, кроме того, вложены три листика бумаги. На одном из них рукою великой княжны Ольги Николаевны написано стихотворение «Молитва»: «Пошли нам, Господи, терпенья».

Следователь Соколов дает стихи без разбивки на четверостишия, но, как видит читатель на фотографии, стихотворение «Молитва» в записи великой княжны на четверостишия разбито. Можно предположить, что Н.А. Соколов не знал, что стихи, написанные рукой великой княжны Ольги, принадлежат поэту Сергею Бехтееву, он и не обязан был заниматься подобным исследованием, описывая предметы, найденные в Ипатьевском доме.

Стоит отметить и пару текстовых разночтений: текст, переписанный рукой в.к. Ольги Николаевны, несколько отличается от того, как впоследствии публиковал его Бехтеев. У Ольги Николаевны написано «оскорбленья», у Бехтеева – «униженья». «Злодейства» у Бехтеева – во множественном числе.

Поэт и кавалергард

С.С.Бехтеев в форме кавалергарда. Изображение с сайта cont.ws

Книга Соколова вышла во Франции сначала во французском переводе, в 1923 году, а затем по-русски в 1925 году, уже после смерти автора. С середины 1920-х годов текст «Молитвы» широко разошелся среди русской эмиграции. И именно «с подачи Соколова» стало считаться, что это стихотворение написала великая княжна Ольга.

При этом у Бехтеева уже вышел (в 1920) сборник стихов в Праге, где было напечатано и стихотворение «Молитва», но сборник прошел незамеченным, и поэт оспаривать авторство «Молитвы» не стал.

Сергей Сергеевич Бехтеев (1879-1954) принадлежал к родовитому дворянству, образование получил в Александровском царскосельском лицее, с юности писал стихи: первый сборник был им издан в 1903 году и посвящен вдовствующей Императрице Марии Федоровне, матери императора Николая II. Бехтеев служил в подшефном Ее Императорскому Величеству Кавалергардском полку.

С началом войны служит в действующей армии, после ранения попадает в дворцовый лазарет, где его посещают Императрица Александра Федоровна и Великие княжны. После вторичного ранения оказывается на Кавказе, где его застает известие об отречении Государя.

В октябре 1917 года Бехтеев едет в родной Елец, где пишет пять стихотворений: «Молитва», «Россия», «Боже, Царя сохрани», «Верноподданным» и «Святая ночь», и посылает их с помощью сестры Зинаиды (в замужестве Толстой), служившей в Дворцовом лазарете сестрой милосердия и знакомой с Государыней и Великими княжнами, в Тобольск Царственным узникам через графиню Анастасию Гендрикову.

Бехтеев служит в Добровольческой армии, в 1920-м году эмигрирует. Живет вначале в Сербии, с 1929 года в Ницце, служит старостой в церкви Державной иконы Божией Матери. Похоронен в Ницце на русском кладбище Кокад.

Успела стать арестованной

Графиня А.В.Гендрикова

Анастасия Васильевна Гендрикова (1888-1918), передавшая стихотворение «Молитва» Царской семье, была фрейлиной Государыни Александры Федоровны. Трагические дни марта 1917 года застали графиню Гендрикову в Ялте, куда она приехала навестить больную сестру.

Не раздумывая, графиня Гендрикова употребила все силы, чтобы вернуться в Царское Село – и успела стать арестованной, войдя в Александровский дворец за два часа до срока, после которого, распоряжением Временного Правительства, входы и выходы из Царского Села запрещались.

Графиня Гендрикова добровольно последовала с Семьей в Тобольск, где жила на положении членов свиты, в так называемом доме Корнилова, ей разрешалось иногда видеться с узниками. Вероятно, почта ее не подвергалась досмотру. Как утверждает в своей статье пермский краевед В.В. Гладышев, Гендрикова также переписала для себя стихотворение «Молитва» и хранила его.

Она была расстреляна в Перми 3 сентября 1918 года, 30-лет от роду. Перед арестом в Екатеринбурге ее спросили в ЧК: «Если бы мы вас отпустили, вы бы по-прежнему стали служить им? (Царской семье – прим. ред.) – «Да, до последнего дня моей жизни», – ответила графиня. Анастасия Гендрикова канонизирована Русской Православной церковью заграницей.

«Исполнись волею Моей»

С.С.Бехтеев в эмиграции

Интересно, что Владислав Ходасевич, поэт взыскательный, даже придирчивый, высоко оценил «Молитву», сделав, правда, ряд замечаний.

Впрочем и без Ходасевича ясно, что дело тут не в поэзии и не в эстетике. Иногда поэт – пророк, в пушкинском смысле.

И в данном случае имеет место пример удивительного поэтического предвидения – ведь стихотворение написано автором Сергеем Бехтеевым в октябре 1917 года – за полгода до казни Царской семьи.

Стихотворение было отослано в Тобольск, куда Царскую семью выслали под надзор Временного Правительства. Режим жизни был относительно мягок, о власти большевиков в Тобольске еще ничего не слышно, и кажется, что очень скоро очередной бунт в России закончится и порядок восстановится.

В Семье тоже так считают и надеются. Но, вместе с тем, переписывают и сохраняют «Молитву», а потом она остается для нас – как свидетельство сердца, даже если разум строил свои планы. А сердце – готово.

Баронесса София Буксгевден, фрейлина Александры Федоровны, поехавшая с Императрицей в Тобольск, писала в воспоминаниях о своей подруге графине Гендриковой: «Настенька Гендрикова открыто рассказала мне о своем предчувствии, что дни наши сочтены. <…> она теперь полностью погружена в духовную жизнь и сосредоточила все свои мысли на приближающейся смерти, которая совершенно не приводила ее в ужас».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version