Православный портал о благотворительности

Проповедник трезвости

История свидетельствует: «После манифеста 17 октября 1905 г. о свободе совести в газетах и журналах стали печатать разные пакости про Царя и про о. Иоанна Сергиева с несомненною целью очернить их обоих в глазах народа. Нападки на о. Иоанна сделались вскоре столь многочисленны и бесстыдны, что горячие почитатели великого старца решили учредить Общество для защиты его от этих безобразий».
Однако, когда представили этот проект на утверждение митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), то… митрополит Общество учредить не разрешил
Материал сайта Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

12 февраля 2006 года в помещении Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре прошла конференция, посвященная памяти протопресвитера Александра Александровича Дернова (1857-1923), заведующего придворным духовенством, члена Святейшего Синода, блистательного публициста, литератора и педагога, щедрого благотворителя, неутомимого труженика на ниве православной трезвости.. В работе конференции принимали участие православные трезвенники Санкт-Петербурга, Новгорода, Гатчины, Ораниенбаума, Сестрорецка. Участники конференции пришли к единому решению: активизировать исследовательскую работу о жизни и деятельности протопресвитера Александра Дернова, учитывая грядущий в следующем году юбилей – 150-летие со дня рождения о. Александра.

Предлагаем для ознакомления исторический очерк об о. Александре Дернове, прочитанный на конференции ответственным секретарем Отдела Владимиром Анатольевичем Цыганковым.

В послушании отцу
Александр Александрович Дернов родился 15 февраля 1857 года в селе Никольское Яранского уезда Вятской губернии в семье местного священника Александра Афанасиевича Дернова (12.02.1833 – 14.01.1908) и его супруги Ольги Константиновны. Их старший сын Афанасий умер в юношеском возрасте. Из пяти сынов осталось четверо – Александр, Андрей, Павел и Василий. Кроме них в большую патриархальную семью входили семь дочерей – Мария, Анна, Александра, Елизавета, Ольга, Валентина и Надежда. После рождения Надежды Ольга Константиновна, года полтора поболев, скончалась, а на попечении Александра Афанасиевича остались одиннадцать детей.

Крест вдовства особенно тяжел для священника, обязанного по долгу службы денно и нощно служить многочисленной пастве. Впрочем, несовершеннолетние дети, лишенные материнской заботы, получили двойное, даже тройное отцовское внимание. Александр Афанасиевич сумел дать сынам и дочерям истинно христианское, строго церковное, воспитание. Он требовал от детей обязательного присутствия на воскресных и праздничных богослужениях, строгого соблюдения всех постов. Чтобы прокормиться, семье, не исключая самых младших дочерей, приходилось вносить посильный трудовой вклад в полевых и домашних хозяйственных работах. Так и жили дети – в послушании отцу, трудовых заботах и христианском воспитании.

Саша, как старший из детей, первый покинул отчий дом и отправился по благословению Александра Афанасиевича в Вятское Духовное училище. Пройдя весь курс начальных церковных познаний, юноша продолжил обучение в Вятской Духовной семинарии. Быстро пролетел семинарский курс. В мае 1878 года Саша Дернов с отличием сдал экзамены и, по праву сильнейшего в учебе, в августе того же года поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

В столичной Духовной академии Александр показал блестящие успехи. В 1882 году ему присваивается Советом академии степень кандидата богословия с правом получения стипендии магистра богословия. И еще немало значимых для Александра Дернова событий свершилось в 1882 году. 15 июня он, молодой выпускник Духовной академии, согласно резолюции митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) начал самостоятельное церковное служение – диаконом в церкви больницы святой Марии Магдалины на 1-й линии Васильевского Острова. В начале июля того же года Александр Александрович, испросив родительское благословение, женился на дочери протоиерея Елизавете Васильевне, урожденной Княжинской.

Начало пастырского пути
Молодого диакона вскоре рукоположили во священство. Дату рукоположения – 19 июля 1882 года – о. Александр впоследствии неизменно отмечал за торжественном богослужением в том храме, где нес свой пастырский крест.

Сразу же после рукоположения в иерейский сан, батюшка стал принимать активное участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Весной 1883 года о. Александр так описывал начало своей деятельности в Обществе: «Религиозно-нравственные беседы в зале при церкви больницы св. Марии Магдалины начаты мною 17 октября 1882 года. Беседы эти произносились каждый воскресный день с 5 до 6 часов вечера. Предметом бесед было «Отношение Церкви к христианам», за немногими, впрочем, исключениями… Последняя моя беседа была 20 февраля, после чего меня сразила тяжелая болезнь (тиф), от которой я еще до сего времени не могу избавиться. И уже поправлялся, да на прошлой неделе мне сделалось опять хуже…

Еще два слова о моих слушателях. Беседы мои посещали главным образом больные, находившиеся на излечении в больнице, а также и обычные посетители богослужебных собраний нашего храма; кроме того, иногда являлись рабочие с ближайших фабрик. Иногда собрание доходило до 200 человек. Среднее число посетителей было 70-80 человек. Трудился я один: сотрудников не было».

С 11 сентября 1883 года, после выздоровления, священник Александр Дернов вновь продолжил внебогослужебные беседы при храме св. Марии Магдалины. Они велись по-прежнему – с 5 до 6 часов вечера по воскресным дням. Круг слушателей остался постоянным. И вновь батюшка констатирует: «Трудился я один: сотрудников не было».

Вскоре о. Александр сам становится добрым сотрудником и товарищем для деятелей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Он ведет внебогослужебные беседы в Казанском соборе, во Входоиерусалимской-Знаменской церкви, в Троицкой и Воскресенской церквях Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, в Городской Думе, на фабрике братьев Брусницыных.

Законоучитель в великокняжеской семье
С 28 января 1884 по 6 мая 1899 г. по приглашению Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны батюшка преподавал уроки Закона Божия Их Августейшим детям, Их Императорским Высочествам Кириллу, Борису и Андрею Владимировичам и Великой Княжне Елене Владимировне.

Великокняжеский Двор тепло принял молодого законоучителя. Особенно уважительно батюшку Александра принимала Великая Княгиня Мария Павловна, дочь Великого Герцога Фридриха-Франца III Мекленбург-Шверинского, потомка славянских князей Западного Поморья. Ее супруг, Великий Князь Владимир Александрович – третий сын Александра II и императрицы Марии Александровны – по совету супруги счел возможным поближе познакомиться с законоучителем своих детей.

Впоследствии Александр Александрович Дернов получит от Ее Императорского Высочества Марии Павловны два драгоценных наперсных креста. Об одном из них архивные записи сообщают: «крест выполнен на металлической филиграни, с сиянием по углам, с золотым распятием по средине, украшенный драгоценными камнями, имеющий на верху массивную корону, украшенную двумя аметистами, одним большим изумрудом и мелкими бриллиантами, имеющий на вершине крестик из бриллиантов». Именно этот наперсный крест будет всегда сиять на облачении о. Александра при всех высокоторжественных богослужениях. А первый золотой наперсный крест он получит 10 апреля 1893 года из рук Государя Императора Александра III.

С Высочайшего соизволения и согласно прошению заведующего придворным духовенством протопресвитера И. Л. Янышева 25 июня 1888 года батюшка Александр переводится на вакансию священника Петропавловского Придворного собора. Вскоре за усердную службу он награждается Святейшим Правительствующим Синодом саном протоиерея, в который 9 мая 1899 года его возводит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). 1 июня того же года протоиерей Александр Дернов получает назначение на должность настоятеля Петропавловского собора.

Смиренный и любящий пастырь-благотворитель
Природными чертами батюшки Александра Дернова являлись смирение и любовь к людям. С этими качествами соседствовала еще одна отличительная черта – щедрая благотворительность. Батюшка Александр жертвовал немало личных средств, а от духовных чад постоянно передавались пожертвования храмам, библиотекам, учебным заведениям, православным обществам и братствам трезвости.

Получая материальную поддержку, люди спрашивали:

– За кого молиться Господу?

– Благотворители пожелали остаться неизвестными, – неизменно отвечал о. Александр Дернов, смиренно скрывая и свою, и своих духовных чад тайную благотворительность.

– Как же благодарить их?

– Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Батюшка постоянно проводил от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения внебогослужебные беседы о трезвости в храмах Общества: Иоанно-Предтеченском на Нюстадтской улице, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в Троицком соборе на Стремянной, материально помогал бывшим пьяницам, встающим на путь православной трезвости. Во всех храмах трезвенники неизменно удивлялись тому, что сила слов о. Александра Дернова на удивление схожа с горячими проповедями знаменитого кронштадтского протоиерея Иоанна Сергиева.

В защиту о. Иоанна Кронштадтского
Вполне закономерно, что именно протоиерей Александр Дернов становится инициатором создания Общества защиты о. Иоанна Кронштадтского от нападок врагов. История свидетельствует: «После манифеста 17 октября 1905 г. о свободе совести в газетах и журналах стали печатать разные пакости про Царя и про о. Иоанна Сергиева с несомненною целью очернить их обоих в глазах народа. Нападки на о. Иоанна сделались вскоре столь многочисленны и бесстыдны, что горячие почитатели великого старца решили учредить Общество для защиты его от этих безобразий».

В создании Общества защиты о. Иоанна Кронштадтского приняли участие ряд виднейших пастырей и дворян столицы. Они одобрили проект Общества, а затем депутация во главе с протоиереем Александром Дерновым сразу же отправилась к о. Иоанну Кронштадтскому испросить благословение. О. Иоанн оказался настолько растроган этим начинанием, что прослезился и поцеловал проект устава Общества. Однако, когда представили этот проект на утверждение митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), то… митрополит Общество учредить не разрешил.

О батюшке Александре современники свидетельствовали: «он близок по духу и чувству к приснопамятному о. Иоанну Кронштадтскому, унаследовал от него то молитвенное благоговеинство, дерзновение правды Божией, которое дается при необычайном личном смирении, кротости и любвеобильности». После кончины о. Иоанна горячие почитатели создают «Общество в память отца Иоанна Кронштадтского», утвержденное гражданскою властью 17 марта 1909 года. Конечно же, не случайно председателем нового православного Общества становится протоиерей Александр Александрович Дернов.

Проповедник трезвости
Протоиерей Александр Дернов все чаще и чаще проводит внебогослужебные беседы о трезвости с петербургскими рабочими.

– Что Вы стремитесь достичь посредством проповедей? – спрашивают батюшку Александра светские журналисты.

Батюшка охотно поясняет:

– Я стремлюсь привить у пасомых любовь к духовному просвещению, любовь к Богу, к вере, к благочестию, к Православной Церкви, любовь к ее чадам, нуждающимся в чистом свете истины и желающим жить трезво.

– Приносят ли Ваши проповеди успех?

– Залогом успеха являются воодушевляющая любовь и преданность делу, – неспешно рассказывает отец Александр Дернов. – Часто даже великие таланты не имеют первенствующего значения, потому что формальное, хотя бы и безупречное исполнение своих обязанностей, без глубокого сочувствия к тому делу, к которому призван, может только на время поддержать это дело, но никак не сообщить ему жизнь и поступательное движение вперед. Животворящим духом во всяком человеческом служении является любовь, пробуждающая в человеке самоотверженную энергию и настойчивость. Любовь эта особенно необходима в деле раскрытия, уяснения и проповедования божественной истины.

– О какой любви Вы говорите? – недоумевают атеистически настроенные журналисты.

– Ничем иным, как только истинною христианскою любовию, не завидующей, не превозносящейся, не ищущей своего, все терпящей и николиже отпадающей можно явить плодотворную работу, – тихо отвечает батюшка. – Эта любовь не вызывается стремлением достигнуть каких-нибудь житейских выгод, материального довольства, или громкой славы. Труды наших пастырей чуждые всяких самолюбивых расчетов и доходят иногда до полного самоотвержения, становятся своего рода подвижничеством с великими лишениями и с забвением собственной личности…

17 февраля 1915 года Высочайшим указом протоиерей Александр получает должность заведующего придворным духовенством и сан протопресвитера. С 24 октября того же года он постоянно присутствует на заседаниях Святейшего Синода.

После октябрьского переворота
Вскоре закрутилась на Руси бесовским октябрьским хороводом сатанинская власть чужебесов. Грянула революция.

В тяжелое, жестокое время протопресвитер Александр Дернов продолжает возглавлять ведомство, которое стало называться «ведомством бывшего придворного духовенства». Батюшке Александру придется еще не раз пережить не только беззаконные убийства близких людей (прежде всего священнослужителей, которые входили во вверенное ему ведомство, и которых он считал необходимым по мере сил ограждать от произвола большевистской власти), но и поругание этой властью православных святынь.

Нелегко складывалась судьба протопресвитера Александра Александровича Дернова. С 1 апреля 1918 года он оказался без средств к существованию. Однако уже 1 декабря 1919 года батюшка Александр передал открывавшемуся Петроградскому Богословскому институту 10 000 рублей «и выразил надежду, что это первое пожертвование от него не будет последним». Он сделал также ценное пожертвование в библиотеку института.

С конца 1910-х до середины 1920-х Санкт-Петербургскую епархию накрыла волна обновленчества. К 1923 году в обновленческом расколе не принимали участие только 5 храмов из 123, а в Петрограде не оставалось ни одного архиерея Патриаршей Церкви. Большинство стойких борцов с обновленцами считали самым достойным кандидатом во епископа уроженца города Луги иеромонаха Мануила (Лемешевского). В июле 1923 г., после освобождения Святейшего Патриарха Тихона из-под стражи, протопресвитер Александр Дернов приехал к Первосвятителю в Москву. Цель поездки – просить о назначении правящим архиереем в Петроград о. Мануила (Лемешевского).

Святейший согласился, но повелел протопресвитеру Александру предварительно поговорить с местным духовенством о кандидате. Созванное в августе собрание православных священнослужителей Петрограда после обсуждения возможных кандидатур выбрало три самые достойные из них – о. Мануила, иеромонаха Варлаама (Сацердотского) и архимандрита Серафима (Протопопова). Из трех кандидатов Патриарх выбрал иеромонаха Мануила, который 21 сентября 1923 г. был возведен в сан архимандрита в Даниловом монастыре, а 23 сентября хиротонисан во епископа Лужского с правом управления всей епархией.

Твердыня обновленчества поколебалась, дала широкую трещину и начала рушиться в своем основании. Одна за другой переходили церкви из раскола в Православие, приносили покаяние маститые протоиереи и священники, а народ плакал и своими слезами выражал радость. Радовался торжеству Православия и батюшка Александр Дернов. Последние дни его жизни были наполнены уверенность в полной победе истинной веры.

30 сентября (13 октября по новому стилю) 1923 г. ревностный, твердый в вере пастырь умер в Петрограде. 15 октября в Троицкой церкви (на Стремянной улице) протопресвитера Александра Дернова отпевал владыка Мануил. Ему сослужили 144 архимандрита, протоиерея, иерея и 47 диаконов.

Источник: Сайт Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version