«Программа личных пожертвований» стала доступна работникам компании 2 ноября 2016 года на внутреннем интернет-портале.
Суть программы в том, что любой работник может в автоматическом режиме написать заявление на сумму, которая будет удержана из его зарплаты. А компания – что является принципиальной особенностью – софинансирует программу: удваивает собранную сумму. Пока платформа программы личных пожертвований доступна лишь для московского офиса, но планах расширение этой возможности для всех подразделений «Норникеля».
«Год назад в нашей компании началась история волонтерских проектов. Очень приятно, что эти акции, проходившие в Москве, Норильске, на Кольском полуострове были радостно приняты сотрудниками компании. Более 3000 человек участвовали в разных проектах на разных площадках. Кроме того, с самого начала мы много думали с коллегами над тем, как компания может помочь правильным, эффективным образом тратить те деньги, которые мы хотим пожертвовать на благие и добрые дела. И с появлением программы личных пожертвований это стало возможно», – замечает старший вице-президент компании «Норникель» Лариса Зелькова.
Как это работает
«Создавая механизм реализации «Программы личных пожертвований», мы исходили из принципов удобства и актуальности. Теперь любой сотрудник компании сможет перечислить личные средства на благотворительные цели прямо со своего рабочего стола: для этого на странице внутреннего корпоративного портала «Норникеля» можно выбрать конкретный благотворительный проект и через «Личный кабинет» сотрудника отправить заявление на перевод денежных средств в пользу того или иного благополучателя», – отмечает главный менеджер управления благотворительных программ, руководитель программы корпоративного волонтерства «Норникеля» Елена Крючкова.
При этом сотрудник сам выбирает единовременное ли это будет пожертвование или он готов перечислять какие-то средства ежемесячно.
На данный момент сотрудники могут пожертвовать в три организации – «Старость в радость», «Собаки-помощники инвалидов» и Свято-Софийский детский дом. «С фондом «Старость в радость» у нас было уже много активностей, – отмечает Елена Крючкова. – И сейчас у нас есть сотрудники, которые отчисляют ежемесячно средства на оплату работы нянечек в подшефных домах престарелых. Кроме того, с Фондом,как я и говорила ранее, мы уже проводили ряд совместных благотворительных акций. Таким образом, получается комплексная история. Кто-то может помочь делами, поехать и помочь на месте, кто-то может помочь деньгами. Над детским домом мы тоже шефствуем уже давно, это и наставническая помощь, и материальная. И, наконец, «Собаки – помощники инвалидов» выбраны нами потому, что это трогательная история. Многие готовы жертвовать животным. Мы решили профинансировать подготовку собак-поводырей. Это первый опыт сотрудничества с этой структурой».
Но со временем количество благополучателей будет увеличиваться. А еще с помощью этого сервиса коллектив сможет помочь кому-то из сотрудников, если вдруг срочно понадобилась финансовая поддержка (допустим, на лечение ребенка).
Отклик сотрудников компания оценивает как высокий. С начала ноября, когда стартовала программа, удалось собрать уже более 70 процентов требуемых средств.
Многие готовы жертвовать, но часто сомневаются – а куда пойдут деньги и кто проверяет фонд? Компания берет на себя ответственность проверить организации, в пользу которых будут собираться средства. По каждому проекту компания предоставит своим сотрудникам отчеты: сколько удалось собрать, куда конкретно были потрачены средства. Обратная связь крайне важна для мотивации коллектива, для каждого сотрудника, вовлекающегося в благотворительность.
Мнение благополучателей
«Мы довольно давно дружим на разных уровнях с «Норникелем», и выбор нашего проекта для новой программы компании – не случайность. Сотрудники «Норникеля» оказывали нам до этого волонтерскую помощь, – рассказывает Лиза Олескина, директор благотворительного фонда «Старость в радость». – Вообще, мне кажется, это правильный путь – начинать с вовлечения сотрудников. Когда проект притягивает, интересует, берет за душу, сотрудники хотят помогать вне зависимости от позиции руководства. Отрадно, что «Норникель» выбирает те направления, которые важны и ценны для сотрудников.
Пожилые люди – это та сфера, помощь которым важна каждому. И это не маленький проект большого фонда, а задача каждого человека в нашей стране. Надеюсь, за «Норникелем» пойдут и другие компании».
Для «Старость в радость» такая помощь – и правда большая радость. Фонд выбрал для программы личных пожертвований норникелевцев проект «Подари радость движения». Средства нужны на закупку инвалидных колясок для прогулок, а еще специальных колясок-кресел для мытья. Дело в том, что если нет специального оборудования, эта процедура может быть негуманна. И это важно и для тех, кто моет, и тех, кого моют. Есть же и ослабленные больные, и полные, и лежачие. «Каждая такая коляска стоит от 15 до 30 тысяч рублей. И это не блажь, а необходимость. Первый хоспис, например, не представляет себе, как может осуществляться обслуживание подопечных без такой технической помощи», – отмечает Лиза Олескина.
Коляски получат наши подшефные дома-интернаты. Необходимо собрать около 470 тысяч рублей. И всего за две недели удалось собрать уже около 300 тысяч рублей! И это только деньги сотрудников. А благодаря помощи компании – по условиям новой программы «Норникеля» эта сумма увеличится вдвое. «И это здорово – например, мы сможем оплатить труд нянечек, которые помогают при мытье наших подопечных. Каждый рубль – и сотрудника, и компании, нам важен. Прекрасно, что в акции объединяются и добрая воля сотрудника, и благой поступок руководства», – говорит директор фонда.
Центр «Собаки – помощники инвалидов» начал сотрудничество с «Норникелем» только в этом году. «Мы узнали, что близится открытие благотворительной программы компании по личным пожертвованиям сотрудников и отправили заявку на участие. Мы работаем в двух направлениях – это канистерапия, помощь детям, и подготовка собак-поводырей для незрячих. «Норникель» выбрал наш проект по подготовке поводырей», – рассказывает заместитель директора Центра Анна Сухова.
Норникелевцам предложили собрать чуть больше 100 тысяч рублей, которые пойдут на подготовку собаки-поводыря для Елены, незрячей подопечной Центра. Кстати, подготовка такой собаки – серьезное дело: длится больше года и стоит около 300 тысяч рублей: это и кормление, и дрессировка, и содержание.
В Свято-Софийском детском доме, одном из проектов православной службы «Милосердие», живут дети с множественными нарушениями развития. Сейчас – чуть более 20 детей. Здесь им стараются дать возможность жить так же, как живут другие дети. Ходить в школу, на прогулку в парк, заниматься плаванием в бассейне… А для этого, рассказывает Валентина Яковлева, старший специалист по координационной работе детского дома, нужен транспорт – причем специализированный, с автоподъемниками. У детского дома есть договор с компанией, которая помогает в перевозке и предоставляет транспорт. Стоит работа и обслуживание таких машин 200 тысяч рублей в месяц. На частичное покрытие этих расходов и собирают сейчас средства норникелевцы – нужно собрать около 800 тысяч рублей (часть покрывает компания).
«Мы делали презентацию для сотрудников компании, показывали видео наших ребят. Важно, что сотрудники «Норникеля» помогают тем, кто нуждается. Раньше сотрудники помогали лично, и жертвовали тоже. А теперь это решено сделать централизованно, и это очень удобно», – говорит Валентина Яковлева.
Как увлечь сотрудников такой программой
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы», считает, что такой инструмент благотворительности, который разработал «Норникель», будет эффективен. Но подобные способы помощи проверяются временем. «Если сотрудники компании, которые пожертвовали один, два, несколько раз, не получают подтверждение – в том числе эмоциональное, что эти деньги пошли на доброе дело – то они остывают. Даже если подтверждение было, но было формальное. Запуская такой инструмент, «Норникель» должен быть готов к тому, чтобы своих сотрудников мотивировать. Подталкивать их к активному и внимательному отношению к этому вопросу. И ключевым моментом тут будет то, на что конкретно собираются деньги».
Нужно еще и правильно готовить сотрудников к такому варианту помощи, советует эксперт. С помощью своих ресурсов и компетенции компания может сделать, например, какие-то видеоролики, мотивационную инфографику и так далее. Тогда потенциальные частные доноры внутри компании, те, кто в принципе готов пожертвовать деньги, будут присоединяться к таким сборам. Это фандрайзинговые фишки фондов, но компаниям их тоже стоит осваивать.
Денежные сборы и помощь «руками», своим трудом, в какой-то степени могут конкурировать друг с другом. Ведь человек обычно хочет получить удовлетворение от своего «творения добра». Для кого-то, возможно, пожертвования могут стать поводом , чтобы сказать – я уже поучаствовал в благотворительности, свою норму выполнил. Но все может быть индивидуально. Юрий Белановский замечает, что наблюдал большую заинтересованность сотрудников «Норникеля» в регионах присутствия компании в том, чтобы собственными усилиями улучшать жизнь своей территории. «Норникелевцы очень активны в добровольном решении проблем города, где стоит комбинат. Даже если они будут участвовать в денежных пожертвованиях, это не исключит их интереса к тому, чтобы где-то, например, сделать пешеходный переход или удобную лестницу. Местные инициативы стоит поддерживать, они самые мотивирующие».
«Область частных пожертвований, в отличие от традиционных программ в области КСО, конечно, совершенно особенная сфера. Здесь принципиально иной уровень доверия, – отмечает первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев. – Сотрудники «голосуют» рублём, причём своим. Конечно, это эффективно для компании, возрастает вовлеченность, кроме того, частные средства, хоть и обычно несравнимые по объёму с корпоративными, помогают компании, неся ей традиционные бенефиты КСО».
Но есть и риски, отмечает Вадим Ковалев. На компанию возлагается дополнительная ответственность – как в проверке благополучателей, так и в том, как будет донесена информация о благополучателе до сотрудников. «Есть и опасность «кампанейщины» и не нужной соревновательности между структурными подразделениями, что, конечно, может отбить у сотрудников всякое желание участвовать в благотворительности. Поэтому подобные программы возможны в организациях с общими ценностями и высокой корпоративной культурой».