Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Профессии для инвалидов: как их выбирают

В Петербурге прошел цикл семинаров по обучению специалистов работе с методикой hamet 2: «Профессиональная диагностика, способствующая развитию»

По инициативе ГАООРДИ в Петербурге прошел цикл семинаров по обучению специалистов работе с методикой hamet 2: «Профессиональная диагностика, способствующая развитию».


Болты, иголки, салфетки

Профессиональная диагностика, профессиональная ориентация – это помощь специалистов в выборе рабочей специальности. Методов профессиональной ориентации много, но каждый, кто проходит эту процедуру, должен в итоге самостоятельно сделать выбор своей будущей профессии, основываясь на самооценке и анализе информации по профессиональной ориентации. Выбор нелегкий и ответственный даже для здорового человека, но особенно трудно определиться людям с нарушениями интеллекта, с ограниченными возможностями.

Начальник отдела Службы занятости (Санкт-Петербург) Сафаралеева Тамара Николаевна, рассказывает, как трудно человеку с интеллектуальными нарушениями отвечать на вопросы популярной среди психологов методики профессионального самоопределения, созданной Джоном Голландом. Испытуемому последовательно задают 42 вопроса, и в каждом из них необходимо сделать выбор из двух профессий. Например, «какая профессия вам больше нравится: радиомонтажник или художник росписи по дереву?» Людям с ограниченными возможностями трудно понять эти вопросы, у них нет представлений о профессиях, а если и есть, то они примитивны: «врач лечит, учитель учит». Ясно, что эти методики не для них. А специальных вопросников для людей с интеллектуальными нарушениями нет.

Важна ли профессиональная ориентация для молодых людей с нарушениями интеллекта? «Да, очень важна, – утверждает Падалка Людмила Карловна, заместитель директора реабилитационного центра детского дома-интерната №1 (РЦ ДДИ №1, Санкт-Петербург). – Мы мотивируем наших воспитанников на труд. Трудиться нужно, без труда нет личности, нет самоуважения, хороший результат труда повышает самооценку. Важно обучиться специальности, научиться чему-то полезному, поступить на учебу в профессиональное училище или лицей, а потом найти работу. Да и деньги зарабатывать тоже нужно. Так мы мотивируем к труду и выбору специальности наших подопечных в детском доме-интернате и в реабилитационном центре, куда после окончания школы переходят многие выпускники».

В РЦ ДДИ №1 профессиональную ориентацию подростков и молодых людей проводят по методике hamet 2 «Профессиональная диагностика, способствующая развитию». Она была разработана в Германии в центре профессионального обучения и реабилитации (г. Вайблинген) специально для категории людей, имеющих интеллектуальные нарушения.


Выпиливание рыбы

Подробнее о методике hamet 2 рассказывает педагог-психолог ДДИ №1 Корельская Наталья Георгиевна:

– Уникальность метода заключается в том, что оценка уровня ремесленно-моторных и интеллектуальных способностей проводится на практике. Тесты ориентированы на реальные профессиональные условия и похожи на рабочие операции в ремесленных мастерских, в службе быта, в офисе. Работа проводится с помощью ручных инструментов и рабочего материала, которые непосредственно используется на практике. Ремесленные навыки тестируются с помощью 6 факторов от А до F.

  • Фактор А. Выполнение тестов на способность к рутинным действиям в требуемом темпе (сложить сервировочную салфетку, вкрутить и выкрутить большие и маленькие болты, вдеть нитку в несколько иголок). Оценивается качество и время. При хороших результатах рекомендуется монотонная работа в сборочных мастерских, подготовительные работы в авто мастерских, изготовление сувениров: работа с бисером, аппликациями, выполнение несложных заготовок.
  • Фактор B. Выполнение тестов с применением несложного инструмента (ножа для картона, красок и кисточек, швейной машины). Предлагается вырезать из картона коробочку по контуру, раскрасить фигуру, прострочить строчки на швейной машине. При хороших результатах рекомендуется работа в швейных мастерских, упаковочных цехах.
  • Фактор С. Восприятие симметрии: продолжить линию, дорисовать вторую половину контура как симметричное зеркальное отображение, распределить шайбы с заданной симметрией. При хороших результатах рекомендуется продолжать обучение, приобрести специальность маляра, штукатура, работника садово-паркового хозяйства.
  • Фактор D. Умение пользоваться компьютером: набор текста, нанесение координат. Проверяется умение прочесть и понять инструкцию. Задание помогает оценить уровень кратковременной и долговременной памяти испытуемого. Определяется время, количество ошибок и опечаток. При хороших результатах рекомендуется работа в офисе, выполнение несложных повторяющихся операций (комплектование заказов, набор текста).
  • Фактор Е. Применение более сложных инструментов. Предлагается тест на выпиливание рыбы из заготовки ДПС по заданному контуру с применением тисков, напильника, рашпиля. Другой тест: изгибание толстой проволоки в форме крючка по контуру, нарисованному на бумаге, с применением тисков и молотка. Оценивается пространственное представление, способность выполнять сложные контуры и линии на неподатливых материалах. При хороших результатах рекомендуется продолжить учебу, получить специальность для работы в столярных и слесарных мастерских.
  • Фактор F. Выполнение заданий, требующих точных измерений в сантиметрах и миллиметрах. С помощью линейки надо нанести точки пересечения на плоскости, с помощью угольника – построить перпендикулярные линии. При хороших результатах возможно обучение для выполнения вспомогательных операций в офисах, лабораториях.


Инструменты

Оценка результатов каждого теста проводится максимально объективно. С помощью контрольных шаблонов подсчитывается, сколько раз допущены ошибки – отклонения от шаблона – и насколько велики эти отклонения. По секундомеру высчитывается время начала и окончания тестов. Все данные заносятся в компьютер, в индивидуальную базу данных тестируемого. Компьютерная программа рассчитывает результаты испытаний и строит индивидуальные профили качества и темпа работы по девятибалльной шкале: 1-2 – не нужно предлагать работ, связанных с этими действиями; 3-4 – требуется время на дополнительные тренировки; 5 – средний результат в данной группе по возрасту и полу; 6-7 – хорошие результаты, выше средних в данной группе по возрасту и полу; 8-9 – незаурядные результаты.

Тестирование по методике hamet 2 позволяет оценить уровень развития ремесленных навыков у молодого человека, определить, к чему больше всего он склонен. Чем раньше удается выявить профессиональные склонности, тем легче составить индивидуальный реабилитационный план дальнейшего профессионального обучения.

Педагоги и психологи РЦ ДДИ №1 подчеркивают, что тестирование – это инструменты, с помощью который выявляются ресурсы людей, а не фильтр непригодности. Методика hamet 2 выявляет моторные и практические способности, которые часто остаются скрытыми, особенно у людей с ограниченными возможностями.

Людмила Падалка: Тест для человека, а не человек для теста. Мы хотим, чтобы наши подопечные поняли, что тестирования не надо бояться, что мы помогаем им увидеть свои сильные и слабые стороны, а не ловим на ошибках. Поэтому перед тестированием выполняются тренировочные упражнения. Если у тестируемого имеются интеллектуальные нарушения, не надо давать ему задания, которое он заведомо не выполнит.


Проволочный крючок

После выполнения тестов испытуемому объясняют, какие ошибки он допустил. Все задания сверяются с контрольными шаблонами. Данные об отклонениях и времени выполнения теста заносятся в оценочную таблицу в компьютере для обработки. Если задание выполнено качественно, но медленно или если задание выполнено быстро, но не качественно – нужно тренироваться еще.

Конечно, нужно учитывать особенности молодых людей с интеллектуальными нарушениями и ограниченными возможностями. «Нужно объяснить каждому, какая профессия может нанести ему вред, ухудшить здоровье, – подчеркивает Людмила Падалка. – Надо стараться поменять установку «я этого хочу» на установку «я это могу». Это часть работы педагогов и психологов. Каждый день они встречаются с «тяжелыми» детьми: дефекты психики, ухудшенная моторика, утомляемость, преобладание эмоционального, неспокойного состояния – все это нужно учитывать и преодолевать».

Педагоги и психологи так формулируют свою миссию: «формировать социализированную равноправную личность, способную, в меру своих возможностей, жить в современном обществе».

Методика hamet 2 помогает и педагогам, и их подопечным. Например, как рассказывают педагоги ДДП №1, девочки охотно идут работать в столярные мастерские, потому что они хотят работать вместе с мальчиками, так веселее. Но если столярничать не получается, все заканчивается расстройством, слезами, низкой самооценкой. После тестовых проверок по методике hamet 2 легче убедить их работать там, где дело пойдет лучше. И не просто на словах, а показав оценки тестов. Так и уверенность в себе появится, и с самооценкой будет все в порядке.

Об эффективности методики hamet 2 можно судить по показателям поступления в учебные заведения. Число выпускников, которые продолжили обучение в профессиональных училищах или лицеях, где требуются вступительные испытания, увеличилось. Это связано и с повышением мотивации, и с повышением самооценки. Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство и социализация молодых людей. И здесь есть хорошие результаты. Все больше молодых людей находят себе работу на открытом рынке труда, и, получив свое жилье, начинают самостоятельную жизнь. «Все живут – и мы живем» – так говорит выпускник ДДИ №1 в фильме, снятом к юбилею дома-интерната. Просто, а лучше не скажешь.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?