Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Проблемы пастырского и церковного служения в психиатрии

Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. Доктор, как указывает Авдеев, иногда представляет собой заслон от того, чтобы пациент не впал в еще большее искушение. Так же и священник не должен подменять собой врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами

Я хочу коснуться вопросов пастырского душепопечения в области психиатрии. Свой доклад начну с душепопечения интерната № 7, духовником которого я являюсь. Интернат этот психоневрологический и расположен по адресу: проспект Ветеранов, 180 в Красносельском районе. В интернате имеется 5 отделений с числом проживающих более 900 человек. Проживающие в интернате поступают с задержкой психического развития, слабоумием, синдромом Дауна и другими психическими и гериатрическими заболеваниями. ПНИ № 7 духовно окормляется храмом преподобномученика Андрея Критского, настоятелем которого я являюсь. В 1995 году на 4-ом отделении был устроен домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Это был первый храм в учреждениях такого типа, и под него была отдана светлая, просторная больничная палата. Храм постепенно стал центром духовной жизни интерната и объединил всех сотрудников и проживающих. Надо отметить, что православное священство в нашей стране получило право на социальное служение в нашей стране только в начале 1990-х годов. Поэтому опыта служения в учреждениях типа ПНИ не имело. Опыт такой работы пришел к нам не сразу. Для полноценного духовного окормления проживающих священство стало опираться в первую очередь на самих сотрудников интерната. И только во вторую – на помощь прихожан как волонтеров. Воцерковление проживающих было начато с обучения простым молитвам и правильному наложению на себя крестного знамения, раздачи православных нательных крестов. Благодаря заботе персонала они стали часто употреблять святую воду, учиться осенять принимаемую пищу крестным знамением. Одним из главных принципов духовного окормления проживающих стал принцип добровольности, отсутствия всякого насилия над их волей. Стержнем и основой всей работы по духовному окормлению является регулярное совершение Божественной литургии – на практике не реже 2-3 раз в месяц. Она совершается одновременно для проживающих и персонала, который имеет возможность на момент богослужения посетить храм. За каждой службой приобщается Святых Христовых Таин около 50-70 человек в храме, и около 80-120 человек на отделении. После каждой литургии священник со Святой Чашей причащает по очереди одно из отделений интерната и приобщает всех желающих с помощью медперсонала, который готовит причастников к встрече со священником. Сам факт посещения таких заведений священством, а тем более совершение Божественной литургии требует максимальной собранности, трезвения, смирения и упования на всесильную помощь Божию. Но вместе с тем за этот бескорыстный труд Господь дает особую благодать и радость как священству, так и персоналу, принимающему участие в духовном окормлении проживающих. В интернате проживают лица с наличием психических расстройств того или иного вида от легких до самых тяжелых. Но очень многие из них восприимчивы к благодатной религиозной стороне жизни и имеют живую душу. Они отличаются особой открытостью, ранимостью, быстро откликаются на тепло и ласку, способны быть верными в своей дружбе и привязанности. Они больше похожи на детей из-за своей доверчивости и сердечности. Часто у пастыря возникает вопрос: как подготовить верующих в интернате к восприятию благодати Божией в таинстве святого причастия. Пастырю нужно дать в сердце таких больных молитвенный благоговейный настрой. Всё это и происходит в первую очередь во время совершения Божественной литургии в силу благодати Святого Духа. Перед святым причастием в нашем интернате проводится общая исповедь, во время которой через простые, образные, доступные для сердечного восприятия слова достигается покаянное настроение, острое ощущение собственной греховности. Во время проповеди на общей исповеди раскрываются простые евангельские истины о любви, всепрощении, необходимости молитвы, духовного и телесного труда, о несовместимости благодатной жизни и наличия греховных привычек и пороков – таких, как непослушание медперсоналу, курение, употребление алкоголя и тому подобное. Медперсонал исповедуется на частной исповеди, которая проводится сразу после общей. На отделениях интернатов – в палатах или фойе – среди тех, кто готовится к причастию, кратко повторяется общая исповедь, и проживающие допускаются к Святой Чаше. Проживающие должны участвовать в совершающемся над ними святом таинстве сознательно и благоговейно, насколько это возможно, чему способствует пастырь и медперсонал, помогающий священству в деле духовного окормления. Нельзя приобщать Святых Таин больных в состоянии острого психоза, пребывающих в аффекте или других негативных психических состояниях, а также произносящих хулу на Святые Тайны. Опираясь на многолетние наблюдения священства и персонала за проживающими в нашем интернате, можно с большой степенью достоверности сделать следующие важные выводы. Богослужение улучшает у проживающих эмоциональное состояние, они становятся более приветливы и доброжелательны как в словах, так и в делах, более доступны к педагогической коррекции и быстрее откликаются на просьбы персонала. У проживающих после богослужения заметно снижается психическое напряжение. Среди них уменьшается количество конфликтных ситуаций. Всё это приводит к снижению потребностей в медикаментах и больные ведутся на более низких дозах психотропных препаратов. У проживающих с интеллектуальной недостаточностью улучшаются мыслительные процессы. Например, было замечено частичное восстановление абстрактного мышления и внимания. Они стали более восприимчивы к разным видам творческой реабилитации, стали активней участвовать в работе театральной и концертной студии, в спортивных кружках и других. Значительные изменения в лучшую сторону происходят и в нравственной сфере жизни проживающих. Когда больные нарушают режим проживания в интернате или совершают безнравственные поступки, то у них появляется чувство стыда и раскаяния за содеянное, что влечет их в храм на таинство святой исповеди. Любовь к храму и к Богу помогает проживающим в их жизни. для них стали возможны поездки на остров Валаам в Спасо-Преображенский монастырь, обитель преподобного Варлаама Хутынского и другие. Особое утешение приносит храм лицам старше 60 лет, в первую очередь женщинам. Они стали меньше тяготиться жизнью в интернате, храм дал им дополнительные силы для жизни. Наличие домового храма и возможность его посещения для молитвы и беседы со священником уменьшают депривацию, то есть явления госпитализма, порождаемые длительным пребыванием в учреждения[ закрытого типа. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что у проживающих происходит частичное компенсирование психофизического дефекта. Все труды священства и сотрудников по духовному окормлению проживающих окупаются во стократ и с ответной благодарностью, искренностью чувств и чистой молитвой к Богу. В связи с 25-летием открытия интерната директор и ее ближайшие помощники, оказывающие содействие священству в духовном окормлении проживающих, представлены к церковным и правительственным наградам. Вот это опыт нашей практической работы в психоневрологическом институте.
Я бы хотел коснуться проблем, которые встречаются на стыке психиатрии и религии, когда взаимодействуют врач и священник. Давно в зарубежной практике стала аксиомой необходимость такой совместной работы пастыря и психиатра. Сегодня это веление времени, диктуемое интересами как больных, так и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Вот такая совместная работа, безусловно, необходима в сложных случаях течения болезни как на этапе диагноза, так и на этапе лечения. Я напомню, что в социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, что представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов со стороны, конечно, священства, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. И вот здесь нужно образовываться как пастырям, так и врачам.
Надо сказать, что при установлении духовного диагноза пастырь может встретиться с таким психическим расстройством, которое является результатом воздействия злых духов на человека. Об этом много сказано в Священном Писании. Бесоодержимость – ныне довольно распространенное явление. Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от первичного психотика. Первое – эти люди знают Бога и трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, святой воды, Святых Христовых Таин. Второе – психические поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Отличительной особенностью является также критическое отношение к себе одержимого человека. После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.
С другой стороны, архимандрит Киприан (Керн) пишет, что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества. Об этом, кстати, пишет еще преподобный Иоанн Лествичник. И вот на что нужно обратить внимание. В случае окормления психически больного пастырю необходимо попытаться определить, какое место религиозные переживания занимают в общей структуре личности человека. Как указывает профессор Д.Е. Мелехов, они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни или могут быть проявлением здоровой личности и тогда при наличии болезни они помогают больному сопротивляться ей, приспосабливаться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Вот почему для врача недопустимо при исследовании больного сходу трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать элементарное догматически-материалистическое отношение к религиозным исканиям и сомнениям своего пациента. И вот взаимодействие врача и психиатра широким мазком. При остром протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь в первую очередь психиатра. У нас выступал здесь митрополит Иерофей (Влахос) и он свел всё к духовной категории. В его докладе, получается, стирается грань между болезнью и нормой. В духе такого рассуждения богословского как бы болезни нету как психиатрического диагноза – мы все больные. Но, наверное, всё-таки то, что принадлежит медицине. Так вот, при этом протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь, в первую очередь психиатра. Пастырю оставляется возможность усиленной молитвы за такого больного, так как пастырские наставления в данный момент не могут быть восприняты страждущим адекватно. По мере выздоровления удельный вес психиатрической помощи будет ослабевать, а духовной – возрастать.
И со стороны больных бывают моменты несмирения, когда родственники больного (даже чаще, чем сам больной) считают, что психические заболевания можно вылечить, что надо приложить усилия или направить в какой-то монастырь… Здесь, конечно, со временем начинают смиряться как больной, так и родственники, но иногда этого не происходит, и это плохо отражается на общем течении заболевания. Что можно здесь сказать? С точки зрения пастырского душепопечения душевные заболевания (как и телесные, кстати говоря) – это Господом возложенный крест ради спасения души человека. И по поводу того, как надо пастырю вести окормление душевнобольных, хорошо говорит протоиерей Владимир Воробьев: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор, это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. Если каждому больному удается объяснить, что он должен смиряться, тогда всё в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь». Традиционно принято считать, что большинство психической патологии мало излечимо. Опыт показывает, что это действительно так. Но даже тяжело душевнобольные могут жить благодатной жизнью в Церкви при условии сохранения у них здорового духовного ядра личности. На лицах таких больных видна особая печать просветленности и духовности, что делает их духовно красивыми и привлекательными.
Священник должен уметь оказать посильную психологическую помощь пришедшему к нему человеку и для этого ему необходимо обладать хотя бы минимальным набором начальных знаний в этой области. Для этого пастырь может обратиться к трудам святителя Феофана Затворника, который по праву считается небесным покровителем пастырской психологии как научно-богословского направления. Что касается врачей. Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые определяли бы его работу с пациентами. Без собственной духовной платформы врач не сумеет различить психосоциальные и биологические причины заболевания от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же врач-психотерапевт является православным, то по желанию и просьбе больного он должен ему помочь найти путь к Богу. В этом случае слово специалиста, как пишет врач-психиатр Д.А. Авдеев, будет подкрепляться благодатной силой Божией, укажет дорогу к Тому, Который путь, истина и жизнь.
И, конечно, у православного врача не должно возникать соблазна навязывать религиозные ценности под видом психотерапевтической помощи. Например: «Вам может помочь только исповедь и святое причастие». «Пока вы не примете святое крещение, я не буду вас лечить». И тому подобное. Это является нарушением врачебной этики. Человек сознательно должен прийти к Богу, Церкви, таинствам. Бог является только конечной целью всех устремлений человека, но не средством достижения физического или психического здоровья. Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. Доктор, как указывает Авдеев, иногда представляет собой заслон от того, чтобы пациент не впал в еще большее искушение. Так же и священник не должен подменять собой врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?