Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Проблемы пастырского душепопечения в геронтологии

Большинство людей пожилых и старшего возраста имеют физиологическую потребность в посте, обусловленную как особенностями геронтофизиологии, так и аномальными пищевыми стереотипами этой возрастной группы. Просьбы таких прихожан о благословении на облегчение поста связаны порой с укоренившимся сластолюбием. Потому тактика священника относительно поста для данной возрастной категории должна быть крайне рассудительной, а также дифференцированной в зависимости от физического и духовного состояния пожилого человека, динамичной и направленной на укоренение навыков поста

Большую (иногда большую) часть прихожан большинства православных храмов составляют лица пожилого и старческого возраста. Удельный вес лиц данной возрастной категории в обществе высок, и имеет тенденцию к неуклонному росту в связи с повышением качества и уровня жизни. Все это ставит православного пастыря перед необходимостью знания возрастных особенностей психологии и физиологии.
Старость и старение окутаны сетью мифов и заблуждений, обязанных своим происхождением тому факту, что и пастыри, и медицинские работники видят старость «со стороны», и рассуждают о ней с позиции людей заведомо более молодых. Пожилые же и люди старшего возраста либо неохотно впускают в свой мир, либо лишены возможности адекватно воспринимать те изменения, которые с ними происходят.
Важнейшей пастырско-геронтологической ошибкой является представление о будто бы более высоком, по сравнению со средними и младшими возрастами, уровне религиозности пожилых людей. Этот стереотип привнесен в наше сознание из времен 1960-70-х гг., когда именно этот контингент составлял подавляющее большинство прихожан. Нынешние люди старшего возраста, родившиеся в 1920-1940-х гг., не имеют ни религиозного опыта, ни причастности к православной традиции. Их интерес к вере зачастую либо обрядовый, либо потребительский. Именно пожилые и престарелые люди являются нередко носителями суеверий, они наименее грамотны, именно в этой возрастной группе процветает отсутствие даже намеков на жизнь духовную. Мало кто из них склонен воспринимать свое атеистическое прошлое в покаянном духе, редко кто читает Евангелие. Общая же бытовая успокоенность насчет правоcлавности стариков приводит и к тому, что именно эта возрастная группа уходит из поля внимания – они, де, сами все знают, еще и других могут научить. Пожилые и старые христиане поэтому могут умереть без покаяния и напутствия Святыми Тайнами.
Большинство людей пожилых и старшего возраста имеют физиологическую потребность в посте, обусловленную как особенностями геронтофизиологии, так и аномальными пищевыми стереотипами этой возрастной группы. Просьбы таких прихожан о благословении на облегчение поста связаны порой с укоренившимся сластолюбием. Потому тактика священника относительно поста для данной возрастной категории должна быть крайне рассудительной, а также дифференцированной в зависимости от физического и духовного состояния пожилого человека, динамичной и направленной на укоренение навыков поста.
Большинство людей старшего возраста болезненно переживает трагедию одиночества. Возникающее вследствие ряда объективных и субъективных причин, одиночество требует активного пастырского вмешательства. Реальным разрешением проблемы может быть восприятие Бога как Друга, а также усиленная молитва о ближних, как живых, так и усопших.
Хотя старость несет с собой ограничение возможностей привычных житейских «радостей», она же дает возможность находить время для молитвы, духовного чтения и богомыслия.
В результате сложных нейрогормональных сдвигов стареющие люди переживают подчас всплески страстных влечений; в это время могут разрушаться семьи. Важным является вопрос возможности и допустимости вступления во второй брак после потери супруги (супруга).
Для предупреждения многих проблем пастырь обязан предупредить уже зрелых людей о грядущих переменах, настроить на то, что старость – время не любовных утех, но молитвы и богомыслия.
В отношении устройства семейного очага вдовыми пастырю следует молитвенно руководствоваться наставлениями св. ап. Павла (I Кор. 7:8-9, 27-28, 39-40). Признавая вступление в брак престарелых людей нецелесообразным, нужно отметить, что для пожилых однозначный ответ невозможен.
Следует согласиться с доктором Э. Кюблер-Росс в tе делении умирания на пять отрезков, наполненных различного свойства переживаниями. В зависимости от переживаемого периода, пастырская тактика относительно умирающего должна быть различна.
Нужно отметить, что желание жить (в отличие от провозглашенного 3. Фрейдом Тоdestriebе – влечения к смерти) заложено в самой человеческой природе.
Однако психологическая привязанность старых людей к жизни обусловлена, в пер¬вую очередь, отсутствием живого религиозного опыта, богообщения и причастия Богу. Часто пожилой человек, не задумывавшийся о существовании, реальности и значении смерти, при встрече с ней не просто теряется – он гибнет задолго до смерти физической.
Согласно св. ап. Павлу и «жизнь – Христос, и умереть – приобретение» (Флп. 1:21). Святой рассуждает о жизни и смерти с позиций возвышенных: «Если же жизнь во плоти (доставляет) плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:22-24). Не так рассуждают старые люди. Они хватаются за любые возможности продлить свои дни – с одной стороны потому, что слишком любят земное; с другой – потому, что совсем не ведают небесного.
Это следует учитывать, и потому стремиться показать такому человеку благость Божию. Нужно изо всех сил стараться вселить в него веру во всеобъемлющую любовь Христову; и, раз мы крестились во Христа и Его смерть, то и радость воскресения у нас с Ним общая (см. Рим. 6).
Но корни проблемы кроются намного глубже.
Часто Православие преподносится обывателю так: в этой жизни все плохо, надо страдать (и много страдать), много мучиться, болеть, а вот потом, в будущей жизни, что-то может и будет. «А, может, и не будет», – рассуждает обыватель. Если он не попробовал жизни тут, если не знает радости богообщения уже сейчас, на земле, ему весьма трудно поверить в существование всего этого там, потом, после.
Не отрицая, что многими скорбями подобает войти в Царство Небесное (Деян. 14:22), что удел человеков – болезни, следует сказать о другом: Христос пришел дать нам жизнь сейчас.
«Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6.23). Да, но следует отметить важнейшее: эта вечная жизнь начинается здесь и сейчас: «…Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» (1 Ин. 3:14-15). «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:9). И так далее…
В беседе же о хлебе жизни Христос говорит и о причащении Своих Тела и Крови как об условии, при котором человек причащается сей вечной жизни уже сейчас (Ин. 6:35,40,47-51,53-58).
Христос говорит о причащении Святых Тайн как об условии и вечной жизни, и воскресения. Действительно, Причастие способно преобразить, оживотворить душу и тело пожилого или престарелого человека уже сейчас, и дать ему надежду жизни вечной. И именно причастие Святых Тайн должно стать главным в жизни такого христианина.
Таким образом, решение множества геронтологических проблем, массы казусов и недоразумений возможно в исключительно православном ключе.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?