Что такое pro-life?
В странах Запада, как и в России, прерывание беременности разрешено законом и широко практикуется. Однако там, в отличие от нас, против абортов и абортивных средств контрацепции уже более 30 лет выступают различные общественные организации.
Основной смысл их деятельности — защита жизни зачатых, но еще нерожденных детей, поэтому в названии многих из них присутствует слово «жизнь» (англ. «life»), а в совокупности они являются выразителями так называемой идеи pro-life (букв. «за жизнь»).
Среди организаций pro-life есть как международные (например International Right for Life — «Международное право на жизнь», — имеющее отделения в обеих Америках, в Европе, Австралии и даже Африке), так и объединяющие граждан только одной страны (American Life League — «Американская лига жизни», работающая только в США).
Некоторые являются чисто конфессиональными, как например крупнейшая из них католическая «Международная организация за человеческую жизнь» — Human Life International. Но в основном движения в защиту жизни не связаны с конкретной религией и объединяют в себе как верующих, так и неверующих.
Манифестация pro-life Православной Церкви Америки
Разумеется, не так много людей посвящает всю свою жизнь деятельности в защиту нерожденных детей, но тем не менее, по всему западному миру у них есть тысячи, если не сотни тысяч сочувствующих, которые голосуют за поддерживающих материнство политиков, помогают благотворительным организациям, наконец, отговаривают от абортов своих подруг, коллег и соседок.
Pro-life и pro-choice: противостояние
Отметим, что противники pro-life, в свою очередь, представляют идею pro-choice (букв. «за выбор»), т.е. полагают, что прерывание беременности — это личное дело самой женщины, ее право и ее выбор.
В западных СМИ, в Интернете (и даже, например, в Конгрессе США) не прекращается полемика между сторонниками pro-life и pro-choice.
Основной вопрос этих споров: эмбрион, зачатый в утробе матери, — это человек или нет?
Законодательной предпосылкой для аборта является тот факт, что в США (и в РФ) ребенок считается человеком только после рождения. (В большинстве европейских стран — до рождения, но через некоторый достаточно значительный период после зачатия).
Однако данные о развитии эмбриона, которыми располагает современная наука, многих убеждают в обратном: с самого зарождения плод в утробе женщины — не орган ее тела и не «сгусток клеток», а человек, такой же неповторимый, как и каждый взрослый.
Следовательно, он обладает таким же, как и уже рожденные, правом на жизнь. Аналогичной точки зрения всегда придерживались и традиционные религии.
А если нерожденный — человек, то аборт не может быть личным делом исключительно беременной женщины, поскольку это уже не простая операция над больным органом, подобно удалению аппендикса, а, выражаясь предельно мягко, — акт насилия над другим человеком.
Таким образом, аргументы сторонников абортов — «нежеланным детям незачем рождаться», «к чему плодить нищету?», «я лично против абортов, но не навязываю свое мнение никому», «пусть женщина сама выбирает, делать или не делать» и т.п. — не выдерживают критики. Также и необходимость абортов по медицинским показаниям становится не столь однозначной.
Надписи, соответственно: «За жизнь», «за выбор», «без выбора»
Деятельность движений pro-life
Деятельность движений pro-life имеет три основных составляющих: политическую, просветительскую и благотворительную.
Конечная, хотя пока реально не близкая цель политической деятельности — законодательное запрещение абортов. Но некоторых промежуточных результатов они добились и в политической области: к примеру, американская администрация с приходом Буша прекратила государственное финансирование Международной Федерации Планирования Семьи, занимающейся, в том числе, и распространением абортов по всему миру.
Активисты движений за жизнь организуют марши протеста, митинги и другие массовые мероприятия против абортов, приурочивая их иногда к выступлениям и съездам активистов защиты аборта.
Во многих европейских странах существуют определенные ограничения на практику абортов: необходимость согласия на аборт родителей для несовершеннолетней (или мужа для замужней женщины), особые нормативные акты в отношении частных абортариев, законы о праве женщины на получение полной информации об аборте, запрет на аборты по определенным причинам (например из-за пола ребенка) и на поздних сроках.
Россия в этом отношении близка к Северной Америке, где законодательных ограничений нет, но и в США, и Канаде количество абортов на душу населения значительно меньше, чем у нас, в чем видится немалая заслуга и движений в защиту жизни.
Просветительская деятельность движений pro-life очень обширна. Поскольку законодательство утверждает, что женщина может выбирать, оставить ли ребенка или сделать аборт, то члены движения в защиту жизни стремятся предоставить женщине, осуществляющей этот выбор, максимум информации о том, что представляет собой беременность, развитие эмбриона, аборт и его последствия.
В США существует специальный Институт проблем жизни (Life Issues Institute), занимающийся изданием литературы, чтением лекций, подготовкой ежедневных радио- и телепередач, веб-материалов на эти темы.
Большинству людей трудно разобраться в медицинской терминологии, а в изданиях института о беременности и абортах рассказывается простым и общедоступным языком. Постоянно публикуются результаты исследований, показывающих, что аборт представляет большой риск не только для физического (бесплодие, женские болезни), но и для психического здоровья женщины (депрессии, нервные расстройства, нарушения сна и т.п.).
Следует заметить, что согласно действующему российскому законодательству консультации о вреде аборта не только правомочны, но и являются обязанностью врача, который должен предупреждать пациентку о возможных осложнениях любого медицинского вмешательства.
Если в первые годы существования организаций в защиту жизни популяризация научных знаний была главным видом их деятельности, то сегодня большее место занимает благотворительная работа с беременными женщинами и конкретная помощь им.
Нынешние Америка и Западная Европа покрыты сетью благотворительных центров помощи беременным (центров кризисной беременности), стремящихся помочь беременным женщинам сохранить ребенка.
Как в частные, так и в государственные клиники, где делаются аборты, у подобных центров по закону доступа нет. Однако существуют разные способы вовлечения беременных женщин в программы защиты. Многие организации прямо публикуют объявления о том, что они помогают беременным женщинам, находящимся в кризисной ситуации, обеспечить позитивную альтернативу аборту.
Рассказы о развитии эмбриона, фотографии и другие подобные материалы оказываются в данном случае очень действенными: для многих женщин достаточно увидеть своего ребенка на экране ультразвукового монитора и послушать, как бьется его сердце, для того, чтобы отказаться от принятого решения об аборте.
Также женщинам могут рассказать о существующих методиках абортов и показать документальные фото- и видеосъемки (например известный фильм американского врача Бернарда Натансона «Безмолвный крик»), однако делают это редко, так как подобные кадры оказывают тяжелое воздействие на психику.
Разумеется, консультанты центров кризисной беременности информируют своих пациенток и о вреде абортов для женского организма.
Проведенные по заказу Института проблем жизни в США и Канаде психологические исследования показали, что нередко женщины идут на аборт от нерешенных психологических проблем, от одиночества, неладов в семье и т.п.
В таких случаях психолог пытается выяснить у женщины, из-за чего конкретно она хочет сделать аборт и чем именно организация может ей помочь, в том числе и материально. Для этого даже не обязательно являться в сам центр — действуют круглосуточные телефоны доверия.
Часто после беседы с психологом, да или даже просто после теплого разговора с готовым помочь человеком женщины меняют свое решение.
Женщинам, которые решаются на аборт только из-за сложного материального положения, легко помочь передумать — достаточно оказать материальную помощь.
На благотворительных пунктах беременные женщины могут получить все необходимое: бесплатную медицинскую помощь, справочную литературу, одежду для младенцев и для беременных, детскую мебель, коляску, запас детского питания и даже погремушки. Одновременно с этим благотворительные организации ведут сбор подержанных вещей и пожертвований, их стирку, упаковку и хранение.
В специальных центрах с домашней обстановкой или же в семьях добровольцев-членов благотворительных организаций беременная женщина с материальными проблемами или же, к примеру, несовершеннолетняя, которую к аборту принуждают родители, может бесплатно жить до рождения ребенка и некоторое время после. Затем ей предоставляется возможность отдать ребенка на усыновление или вернуться с ним домой. В последнем случае активисты организации еще и помогают ей найти подходящее жилье и работу, составить апелляцию на государственное пособие.
Труднее всего, по признанию одного из руководителей «Международного права на жизнь», автора ряда книг о беременности и аборте доктора Уилке, иметь дело с женщинами, у которых нет ни особенных личных, ни материальных проблем и которые вполне соглашаются с тем, что эмбрион — это полноправный человек, но просто не хотят рожать. Появление ребенка они называют социальной смертью: будет масса хлопот, придется отказаться, пусть и временно, от работы, от иных развлечений. Таким остается возразить только, что это высшая степень эгоизма — не дать жить другому ради того, чтобы самой не расставаться с любимым образом жизни.
Кроме того, в благотворительных центрах оказываются бесплатная психологическая и медицинская помощь женщинам с проблемами постабортного синдрома. Существуют также специальная организация помощи женщинам, пострадавшим от аборта (в США — Women Exploited by Abortion «Женщины, пострадавшие от аборта»).
Механизм развития постабортного синдрома, как описывает его доктор Уилке, следующий. Даже если женщина рассудочно и не считает аборт чем-то безнравственным, жестоким, после совершенного аборта у нее все равно появляется бессознательное чувство вины и дискомфорта. Бывает же, что женщина, которой в гинекологической клинике сказали, что ее плод — просто продукт зачатия, сгусток клеток, увидев затем свой абортированный плод или каким-то иным образом осознав, что он — человек, испытывает самый настоящий шок. Но как это обычно бывает, травмирующее воспоминание подавляется и уходит в глубины бессознательного. Оттуда же оно может выйти наружу в качестве депрессий, ночных кошмаров, других нервных расстройств или заболеваний психосоматического характера, первопричину которых ни сама женщина, ни врачи, к которым она обращается, осознать не могут.
Активисты движений в защиту жизни относятся к женщинам, сделавшим аборт не как судьи, а как помощники. При лечении постабортного синдрома психолог просит женщину заставить себя вспомнить о совершенном аборте, причем вспомнить с раскаянием, с сознанием своей вины, не перекладывая ее на кого-то другого: отца ребенка, родственников и т.п.
Хорошо в таких случаях, если женщина хоть каплю религиозна и может попросить прощения у Бога. И опыт показывает, что в результате такой работы многие женщины, сделавшие аборт, получают облегчение от своих страданий.
В заключение добавим напрашивающийся сам собой вывод: в России, стране с миллионами абортов в год и отрицательным приростом населения, перенять опыт западных центров кризисной беременности было бы начинанием в высшей степени целесообразным.
Материал сайта Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства
см. также: Если вы забеременели и не знаете, что делать дальше…