Православный портал о благотворительности

Почему людям так важно живое общение

Без живого общения лицом к лицу человеку плохо. Почему нам так тяжело и грустно от перехода на дистант, знают богословы

Говорим с протоиереем Геннадием Егоровым, директором Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидатом психологических наук, клириком храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке.

Все люди – одно целое

– Отец Геннадий, откуда берется вот эта простая радость общения: радость видеть, говорить, улыбаться другому человеку? Сказать пару ничего не значащих слов? Радость посидеть друг с другом, даже молча, но вживую.

– Человек был создан Богом как существо множественное, не единичное. И мы помним, как Господь сразу сказал – нехорошо быть человеку одному.

При этом человек еще и существо неразделенное, то есть в определенном смысле человек един.

Святые отцы говорят, что правильно говорить «человек», а не люди, потому что природа человеческая едина. Святые молятся за человечество как «всего Адама».

То есть каждый из нас – отдельная личность, но в своей природе мы едины. Господь создает Еву не из некой другой земли, а из ребра первого человека.

Это осознает и психология, наука достаточно молодая, говоря об общности как важнейшей категории человеческого существования.

И как верно отмечают психологи – общность людей не менее важна, чем человеческая единичность. В этом вопросе и богословие, и психология сегодня согласны: люди едины.

– Поэтому от объединения через общение рождается радость?

– Здесь важно, как единство людей реализуется, в чем оно проявляется.

Вавилонское столпотворение разъединило людей, а день Пятидесятницы – это собирание всех. Христос всех собирает к Себе, чтобы привести к Отцу. В Боге человеческое разделение преодолевается. Поэтому истинная общность – это Церковь.

(Но из Священного Писания мы знаем, что в последние времена людей также будут пытаться объединить, но вне Бога и против Бога.)

Мы также видим из священного Писания, что в древней Церкви все верующие во Христа пребывали вместе в учении апостолов, любви и преломлении хлеба. Собрание для общей молитвы было одним из центров церковной жизни и признаком принадлежности к Церкви.

Апостольские правила не случайно устанавливали, что если человек не приходит на общие молитвенные собрания для учения и преломления хлеба, то он сам себя от Церкви отлучает.

Да, мы все – единое Тело Христово. Евхаристия – это не только духовное, но и физическое сопричастие друг другу. Каждый человек не отдельно от всех совершает это приношение, а вместе с другими людьми.

То есть, в очищенном виде наша радость от общения – отклик души на исполнение главной заповеди возлюбить Господа Бога и ближнего, как самого себя. Поэтому общение как одно из проявлений любви становится для нас источником настоящей чистой радости.

Святитель Феофан Затворник в своей книге «Начертание христианского нравоучения» пишет, что одна из важных обязанностей верующих по отношению друг к другу – это взаимное посещение и общение.

Если ты встретил другого человека и обрадовался – это замечательно. Приветствуйте друг друга святым лобзанием, – говорит апостол. Но многое зависит и от того, как Господь распорядился о том или ином человеке.

Еще в ветхозаветных пророчествах мы видим парадоксальные вещи. Неразрывно связаны между собой два условия спасения или пребывания в Новом Завете. По-настоящему войти в Завет с Богом, то есть быть с Богом, можно только в личных отношениях с Ним.

При этом, ты не можешь войти в Завет, если не будешь принадлежать Его Церкви. Эти два условия  неразрывны. Если предположить, что человек формально вошел в Церковь, ходит на собрания (литургии), но с Богом личных отношений не имеет – он вовсе не с Богом.

И если ты имеешь личные отношения с Богом, но не участвуешь в общем собрании и не имеешь связи с другими людьми, то это не Новый Завет.

Пробуйте радость на вкус

– А как же отцы-пустынники, Арсений Великий, которому Бог сказал: «Беги людей и спасешься»?

– Каждому человеку Господь благоволит прийти к этой радости по-разному. Мы знаем, что преп. Серафим Саровский часть жизни подвязался в отшельническом подвиге, часть жизнь принимал народ. Преп. Амвросий Оптинский, почитаемый как старец, был окружен людьми и постоянно принимал их.

А свт. Феофан Затворник, который до сих пор через свои книги учит и наставляет людей, наоборот, отказывал им в посещении. Например одному из своих респондентов он писал: «Если не увидите, а будете только вести письменную беседу, что-нибудь и дельное проявится в моих словах, и вы тому последуя, пользу получите. Так вот пользы ради вашей не хотите видеться со мною».

То есть связь между людьми существует, и радость от этой связи и общения тоже, но каждый христианин реализует ее своим путем. И совсем не значит, что затворник или отшельник отрезал себя от общения и радости взаимодействия с другими людьми, просто его единство с ними, любовь реализуется в молитве. Затворники считали, что гораздо лучше для этих людей будет, если они о них помолятся в одиночестве.

Когда я был начинающим священником, то очень старался со всеми приходящими на исповедь разговаривать, что-то объяснять. А через какое-то время заметил, что никаких изменений не происходит. Тогда я стал поменьше говорить, а побольше за этих людей молиться и просить, чтоб Господь сам их вразумил, потому что я не умею.

И очень скоро обнаружил, что хуже точно не стало, а, напротив, – даже лучше. То есть Господь и без моих наставлений способен этим людям в ум и сердце вложить нужные устремления и помышления.

Радость бывает разной, и не всегда она бесспорный критерий чего-то хорошего. Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что слово «обрадовались» в русском переводе упоминается в разных контекстах. Ученики обрадовались, увидев воскресшего Господа, но и первосвященник обрадовались, когда к ним пришел Иуда Искариот.

Например, из поучений преп. Иоанна Лествичника мы знаем, что одна из уловок уныния – выгнать монаха из кельи, сказав, что от него можно избавиться, если встретиться с братом «для духовной пользы». Однако на самом деле это всего на всего бесовская хитрость, чтобы отвлечь монаха от молитвы. Но монах, выйдя из кельи, конечно, чувствует радость и облегчение, но оно не от общения, а от бесовской хитрости.

Свт. Феофан Затворник предостерегал, что от многого общения с людьми может произойти охлаждение и нечувствие в душе, забвение Бога.

Легкая беседа необходима для здоровья

– Вот на карантинах многие (не все, конечно) заметили, что стали рады и соседу, с которым перемолвились ни о чем. Две минуты поулыбались, поприветствовали друг друга живьем, выйдя из бесконечного онлайна – и хорошо!

– Насчет соседа вопрос интересный. Не тот ли это сосед, с которым до карантина ссорились по поводу мусора на лестничной клетке, и который стал теперь мил и любезен? Но, несомненно, возможность обменяться с другим человеком пусть и незначительными знаками внимания для нас очень важно. Кроме того, эта легкая беседа означает, что дела идут к лучшему и скоро жизнь наладится.

Чем уже наш канал связи, тем нам сложнее общаться: известно, как значима в общении людей невербальная коммуникация.

Когда она исчезает, возникает непривычная ситуация, мы не можем непосредственно проявить свои чувства с помощью мимики, жестов и вынуждены тратить гораздо больше усилий для того, чтобы это компенсировать. Это трудно, но вполне возможно. Можно ли признаться в любви письмом, или для этого обязательно «смотреть в глаза»? Ответ очевиден. Приведу другой пример.

В нашем институте дистанционного образования все преподаватели живут в разных городах и даже странах. Поэтому нет спонтанного общения, когда один преподаватель зашел в комнату, другой в это время пил чай, они перекинулись парой слов, узнали последние новости, – а ведь так незаметно поддерживается позитивный эмоциональный фон. А в научном, творческом плане такое общение также имеет важное значение для рождения и развития новых идей.

Поэтому во всем мире сейчас специалисты ломают голову над тем, как обеспечить спонтанное и неформальное общение при удаленной работе.

Возвращаясь к вопросу о радости личного общения. Она, безусловно, очень важна, но ведь в период самоизоляции большинство людей находились в своих домах и квартирах не в одиночку, а с домочадцами. И что мы видим? Увеличение случаев домашнего насилия, числа разводов.

То есть возможностей для личного общения было достаточно – разговаривай, наслаждайся, но не у всех получалось. Ведь здесь нужно думать, как правильно выстроить отношения с человеком, как о нем позаботиться, твоя добрая воля все время должна себя проявлять и развиваться. И вот тут мы как раз и пробуксовываем.

Молчание по любви

А есть какой-то критерий, по которому можно понять, где мое общение пустое, а где настоящее?

– Христианское отношение к другому человеку – всегда уважительное, приветливое, благодушное – возможно, когда человек находится одновременно в двух измерениях: в общении людьми и перед Богом. Причем с людьми он соприсутствует как Божий человек с другими Божиими людьми.

Однако такое общение – цель, а мы все находимся в где-то процессе, кто ближе, кто дальше. А когда мы совсем далеки от такого идеала, когда остается одно измерение – человек вроде общался, было весело, а в итоге осталась лишь пустота и окраденность.

Силуан Афонский говорил: преподобные говорят только то, что им влагает в уста Дух Святой, и ничего от себя. Это максима, конечно, но это хороший критерий. В Евангелии же сказано, что за каждое праздное слово будет дан ответ. Праздное слово не имеет в себе цели быть полезным для ближних.

Люди приходят на исповедь и говорят: я все время болтаю, потом мне от этого плохо. Но большинству людей нравится, когда их внимательно и с сочувствием слушают. Поэтому лучше учиться слушать. А если ты что-то говоришь, будь уверен, что ты говоришь не из-за непременного желания высказаться, заявить о своем мнении.

– Но иногда несвятому человеку хочется элементарного обмена душевным теплом, без особых целей. Люди могут собираться за трапезой, петь песни, например.

– Я бы не стал рассуждать о некоем среднем человеке, потому что есть разные темпераменты у людей. Есть экстраверты, которые наслаждаются,  когда много людей вокруг, и чем больше взаимодействия с людьми, тем им радостнее. А есть интроверты, для которых общение –  это всегда труд. И после того, как они пообщались с большим количеством людей, им необходимо уединиться и передохнуть. Это такая природная характеристика, которую не изменишь.

Кому-то очень нравится быть в большом храме, где тысяча людей собралась, а кому-то хочется молиться в маленьком храме, где мало людей, нет никаких разговоров.

А еще всегда важно соблюдать меру и отдавать Богу – Божие, людям – людское. Отдал все силы на человеческое общение, а со временем люди умирают, глядь, общаться уже не с кем, и – чем, как жить дальше, если больше нет ничего?

Если вся наша радость только в сенсорном контакте, то когда человек умирает – происходит обрыв.

Если наша связь имеет духовное наполнение, то наша связь с ним через молитву и Господа продолжается. И чем более духовен этот человек, тем более насыщенным будет молитвенное общение с ним.

– А как сохранять общность людям необщительным?

– Если человек «на связи» с Господом, даже если он мало общается с людьми, он – не вне общения. Наша молитва всегда включает в себя молитву за других людей. «Отче Наш», – говорим мы, молясь наедине в своем доме. Молитва связывает нас через Господа со всеми людьми, со всем Адамом.

Но если человек заперся в самодовольстве, читает святых отцов и ни про кого вообще не вспоминает – то это признак духовного неблагополучия.

– Радость Рождества Христова, в ожидании празднования которого мы все находимся, может быть, тоже и про это – границы между людьми упразднены?

– Волхвы возрадовались, увидев звезду, Ангелы возвестили радость пастухам, потому что Пришествие Христа – это радость восстановления общения с Богом и сближение людей. Следом за отпадением от Бога начинаются братоубийства, ненависть, разделение. Когда восстанавливается мир с Богом, налаживается и общение между людьми.

Рождества Христово восстанавливает радость подлинной близости. Несмотря на все ужасы этого мира, свет светит во тьме, и тьма его не объемлет. И поэтому храмы в эту ночь наполнены людьми, которые хотят пережить радость в ее чистом, неразбавленном виде. И богослужение направлено на то, чтобы помочь человеку эту радость прочувствовать.

Иллюстрации Галины Станога

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version