О детском приюте принца Петра Ольденбургского, которого современники называли «просвещенным благотворителем», и о широком и «умном» социальном служении семьи Ольденбургских – очередной рассказ в рамках рубрики «Благотворительность и власть в истории России»
Здание приюта (реального училища) принца П. Г. Ольденбургского. Начало 1900-х гг
Начало. Приют открывается
В 1842 году принц Петр Георгиевич Ольденбургский взял под свое покровительство недавно открытый ночной детский приют в Рождественской части Санкт-Петербурга. В 1846 году представил императору план переустройства, и из средств Опекунского Совета города было выделено 60 тыс. руб. Были приобретены два смежных каменных дома с двором и садом, на углу Глухого и Прачечного переулков. Сюда переместилось благотворительное заведение. День 28 июня 1846 считается датой образования Приюта принца П. Г. Ольденбургского. А в 1848 г. был утвержден Устав о «Детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского».
Церковь Рождества Христова на Песках, давшая название улицам Рождественской части
Первоначально приют давал детям элементарное образование, причем в женском отделении было обращено особое внимание на рукоделие, а в мужском – на ремесла. Около десяти лет существовал приют в этих условиях, а в 1857 г. был введен в действие новый устав, согласно которому была изменена учебная программа обоих отделений: в мужском было введено преподавание в объеме 4-х классов реальной прогимназии, с целью облегчить переход лучших воспитанников в средние учебные заведения, а в девичьем – семиклассное образование по курсу женских институтов и гимназий.
Приют начал формироваться как особенное учреждение, в котором образование, нравственное воспитание и дальнейшая судьба учеников были определены идеями и активным попечением принца Петра Георгиевича Ольденбургского, одного из самых просвещенных благотворителей своего времени.
Принц
Принц Петр Георгиевич Ольденбургский появился на свет 14 августа 1812 г. в Ярославле.
За несколько дней до Бородинской битвы у принца Георгия Петровича Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны родился сын, названный при крещении Константин-Фридрих-Петр, известный впоследствии в России под именем принца Петра Георгиевича. Четырех месяцев от рождения принц лишился отца, и был перевезен к своей бабке, вдовствующей императрице Марии Феодоровне, супруге императора Павла I, а затем, когда Екатерина Павловна вступила в новый брак с наследным принцем Виртембергским, он последовал за своей матерью в Штутгарт.
На восьмом году от роду он лишился матери, и был (по желанию, высказанному принцессой перед кончиной), отвезен в Ольденбург к своему деду, герцогу Петру-Фридриху-Людвигу Ольденбургскому, где и получил дальнейшее воспитание.
Принц обучался древним и новым языкам, геометрии, географии, а также русскому языку. В последнее время своего пребывания в Ольденбурге с особенным интересом занимался юридическими науками и логикой под руководством Христиана Рунде.
Ж.-Д. Кур, портрет принца П.Г. Ольденбургского в мундире Лейб-Гвардейского Преображенского полка (1842г)
В конце 1830 г. император Николай I вызвал принца на русскую службу. 1 декабря 1830 г. принц прибыл в Петербург, был встречен очень радушно императором и зачислен на действительную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. С этого времени принц постоянно проживал в России.
За время пятилетней службы в полку принц за отличие по службе был произведен в генерал-майоры, а 6 декабря 1834 г. – в генерал-лейтенанты.
С ранних лет принц отличался высокой способность к сопереживанию, был воспитан в гуманистических традициях, и выказал свое доброе сердце уже в качестве офицера полка: он обратил внимание на горькую участь солдатских детей, в большинстве случаев остававшихся без всякого образования. По его почину в Преображенском полку была устроена школа, и он принял ее под свой ближайший надзор: наряду с обучением грамоте в это школе обращали также внимание и на нравственное воспитание.
Это был первый опыт, который впоследствии успешно был применен и в других полках. Немало приложил стараний принц и для улучшения солдатского быта в гигиеническом отношении.
Экзекуция
Но в 1834 г. принц оставил военную службу – по той причине, что стал свидетелем вопиющего случая применения телесных наказаний. Случай, впрочем, оказался вопиющем только для принца Петра Георгиевича.
Поводом к переходу Петра Георгиевича из военной службы в гражданскую был следующий эпизод, обстоятельно рассказанный им статс-секретарю Половцову. Во время службы в Преображенском полку принцу пришлось, по служебной обязанности, присутствовать при том, как женщина была подвергнута телесному наказанию и прогнана сквозь строй, причем на её обнаженные плечи были наносимы солдатами палочные удары. Возмущенный такой картиной, Пётр Георгиевич с места экзекуции поехал к тогдашнему министру внутренних дел графу Блудову и заявил ему, что он никогда более не примет участия в приведении в исполнение подобного наказания, не существующего ни у одного сколько-нибудь просвещенного народа, а потому просил Блудова доложить Государю Императору его просьбу об увольнении от военной службы. Просьба была вскорости удовлетворена.
Общественная и благотворительная работа
Началась общественная и филантропическая деятельность принца: более всего его интересовали образовательные проекты.
В мае 1835 г., именным указом Николая I, по замыслу и на средства принца Ольденбургского, и при тесном участии М. М. Сперанского, с целью воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности, было основано Императорское училище правоведения.
С. К. Зарянко, «Зал училища правоведения с группами учителей и воспитанников» (1840г.)
30 сентября 1839 года принц был Высочайше назначен почётным опекуном в Санкт-Петербургском Опекунском Совете и членом Советов Воспитательного Общества благородных девиц и училища ордена св. Екатерины. 14 октября того же года ему было поручено управление Санкт-Петербургской Мариинской больницей для бедных.
Деятельность принца приняла более широкие размеры с 1844 г., когда ему было поручено исполнять должность Председательствующего в Санкт-Петербургском Опекунском Совете. Постепенное увеличение числа женских учебных заведений требовало новых форм управления, сами их уставы нуждались в пересмотре. Для этого с 1 января 1845 был учрежден особый Главный Совет под председательством принца Ольденбургского, долгое время игравший роль как бы особого министерства женского образования в России.
В 1844 году принцем была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия; открыта Мариинская больница (1858 г.) и Мариинское женское училище; детский приют на сто детей (в 1871 г. переименованный в «Детский приют Екатерины, Марии и Георгия»); детская больница (1869 г.), где впервые в истории отечественной медицины осуществлялось размещение пациентов по профилю заболевания (с 1918 г. носит имя педиатра К. А. Раухфуса).
Вообще же Принц Ольденбургский – один из крупнейших благотворителей своего времени: его средствам и активному попечению обязаны своим возникновением и развитием женский институт принцессы Терезии Ольденбургской; больницы Обуховская, Мариинская, Петропавловская и др.; Воспитательный Дом и пр.
На сбережения от денег «на булавки»
Принц был женат на принцессе Терезии-Вильгельмине-Фредерике-Изабелле-Шарлоте Нассауской. В их семье было восемь детей: Александра, Николай, Мария, Александр, Екатерина, Георгий, Константин, Терезия.
Дети Петра Георгиевича и Терезии Васильевны Ольденбургских. Сер. 1850-х гг. Литография
Супруга помогала своему мужу в делах благотворительности, в организации женского образования.
В.И.Гау, портрет принцессы Терезии Ольденбургской, урождённой Нассау (1836г.)
Принцесса Терезия Ольденбургская на сбережения от «туалетных денег» открыла женское училище своего имени. Также она участвовала в открытии первой в России Свято-Троицкой общины сестер милосердия, которая предоставляла комплекс услуг: приют, лечение, обучение, воспитание, восстановление душевных сил.
Скончался Пётр Георгиевич в 1881 г. и был похоронен на кладбище Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской Пустыни (основанной в 1732 г. и достигшей расцвета во время наместничества свт. Игнатия Брянчанинова), близ Стрельны.
В 1889 году принцу был воздвигнут памятник с надписью «Просвещенному благотворителю» перед зданием Мариинской больницы на Литейном проспекте, а в 1912 году, в связи со столетием со дня его рождения, часть набережной реки Фонтанки была названа Набережной принца Петра Ольденбургского.
Воспитанники приюта принца Ольденбургского и сестры милосердия у памятника П. Г. Ольденбургскому перед Мариинской больницей в день 100-летия со дня его рождения (Санкт-Петербург,1912 г. Фотоателье К. К. Буллы)
Приют расширяется. Новое здание
И все же любимым детищем принца был «Детский приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского».
Результаты обучения в приюте были столь благоприятны, а плата за содержание столь незначительна, что число желавших поступить в приют быстро возросло, и стены его (на углу Глухого и Прачечного переулков) скоро оказались слишком тесными. К счастью, Санкт-Петербургское городское общественное управление в 1858 году уступило бесплатно под постройку нового дома для приюта городскую землю, находящуюся в 12-й роте Измайловского полка.
Необходим был еще и капитал на постройку дома, и принц Петр Георгиевич жертвует из собственного достояния 40 тыс. рублей. Благородный почин вызвал приток и других пожертвований, явилась возможность приступить к сооружению нового здания, которое и было построено. Новое четырехэтажное здание по проекту академика архитектуры Генриха Христиановича Штегемана было освящено 22 октября 1861 года; а 5 декабря того же года в присутствии принца П. Г. Ольденбургского и великого князя Николая Николаевича Старшего с супругой был освящен домовый храм во имя иконы Божией Матери Утоли моя печали.
Церковь приюта принца Ольденбургского. Интерьер. Фото 1890-х гг.
Мужское и женское отделения приюта по учебным программам постепенно приближались к типу средних учебных заведений, с той лишь разницей, что, кроме общеобразовательных предметов, много времени в нем уделялось обучению ремеслам и рукоделиям. 31 декабря 1890 г. высочайшей волей приюту были дарованы права казенных реальных училищ, приравнивающее его отделения по правам к учебным заведениям Министерства народного просвещения. Выпускники приюта получили возможность продолжать учебу в высших учебных заведениях.
С 1867 года ежегодно проводились выставки сделанных руками воспитанниц «предметов мод и детских костюмов». Позже обучение рукоделию было на время прекращено и воспитанницы занимались лишь шитьем белья для Приюта, однако затем «сочли целесообразным открыть при приюте модный магазин и ввести занятия изящными работами».
Воспитанники и воспитанницы, благотворители и члены Попечительского совета, преподаватели и служители приюта П.Г.Ольденбургского у новогодней ёлки (нач.20 в)
Воспитанники приюта принца П. Г. Ольденбургского с преподавателями и священником приютского храма (1900-е гг)
Воспитанники приюта принца П.Г. Ольденбургского в мастерской за изготовлением музыкальных инструментов (1911г)
Воспитанники приюта принца Ольденбургского за трапезой (1900-е гг)
Воспитанники приюта принца П. Г. Ольденбургского на занятии по гимнастике (1900-е гг)
Эстафету благотворительности принял от отца Александр Петрович Ольденбургский. У него была блестящая военная карьера: участвовал в сражениях под Горным Дубняком, в осаде Плевны, перешел через Балканы, принимал участие в окончательном поражении Сулеймана-паши; имел чин генерала от инфантерии и звание генерал-адъютанта.
Петр Георгиевич и Александр Петрович Ольденбургские; портрет по фотографиям (1910 г.)
И одновременно Александр Петрович состоял попечителем Императорского училища правоведения, основанного его отцом, Приюта Петра Георгиевича Ольденбургского, дома призрения душевнобольных, покровителем общества вспоможения нуждающимся ученицам женского училища принцессы Терезии. Императорский институт экспериментальной медицины обязан своим существованием инициативе и щедрым пожертвованиям принца Александра Петровича. Институт стал главным делом жизни принца.
Но и детский приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского Александр Петрович не забывал. С 1884 г. программа мужского отделения была расширена до курса реальных училищ. Девушек же стали готовить «к предстоящим им в жизни обязанностям, воспитывая их в строго религиозном духе, Приют хочет научить их кулинарному искусству, домоведению и гигиене». С 1890 г. выпускники мужского отделения Приюта получили права оканчивающих низшие механикотехнические и реальные училища Министерства народного просвещения, а в женском отделении был прибавлен педагогический класс.
Учащийся Реального училища (приют) принца П. Г. Ольденбургского (нач.20 в.); значок, состоящий из перекрещенных букв П (приют), П (Петра) и О (Ольденбургского) на головной убор учащегося приюта; Жетон Попечительства Императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство (на отвороте форменной куртки — см. фото учащегося). Подобные жетоны были именными, и изготавливались из серебра и золота. Жетоны вручались за особые заслуги перед обществом, как правило, за крупное денежное пожертвование. Обладание таким жетоном повышало общественный статус владельца. Чем так отличился этот молодой человек, что ему был вручен подобный жетон? Маловероятно, что это было денежное пожертвование. В этом учебным заведении не учились дети из обеспеченных семей. Вероятнее всего он был удостоен жетона за общественную работу
В 1900 было открыто отделение приюта в Луге, в усадьбе, подаренной ему местным Городским управлением. В 1903 приют основал школу-здравницу на Черноморском побережье, в Гаграх, где учились дети, по здоровью вынужденные жить в теплом климате. При гагринском отделении, была основана народная начальная школа с совместным обучением детей обоего пола.
Отделение приюта в Луге (реальное училище); нач. 20 в
Вид здания приюта (дачи) принца П.Г. Ольденбургского в Лесном (1911г)
Супругой принца в 1868 г. стала Евгения Максимилиановна, дочь герцога Максимилиана Лейхтенбергского и Великой княгини Марии Николаевны, которая на протяжении всей жизни поддерживала благотворительные начинания супруга.
Принц П.Г.Ольденбургский c невесткой принцессой Е.М. Ольденбургской в имении принцессы Рамонь в Воронежской губернии (до 1881 г)
Приют просуществовал более шестидесяти лет, до самой революции.
«Краткий исторический очерк пятидесятилетней деятельности Приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского. 1846-1896 г.» С-Пб, 1896. Типография П.П.Сойкина
Наиболее ценным следствием и показателем успешности трудов семьи принцев Ольденбургских явились судьбы тех, с кем им пришлось встретиться на своем жизненном пути прямо либо косвенно, когда благим делам служило уже само имя. Благодарные воспитанники для увековечивания памяти Ольденбургских учреждали стипендии их имени. В честь П.Г. Ольденбургского московские благотворительные организации открыли Детский приют, Ольденбургскую школу, приют имени Петра Георгиевича для слепых детей. В Санкт-Петербурге также возникла двухклассная школа принца Петра Георгиевича Ольденбургского.
На улицах советских
Осенью 1917 г. А.П. Ольденбургский эмигрировал по Францию, где скончался в 1932 году. Погребен в Биаррице.
Могилу Петра Георгиевича Ольденбургского в 1920-х гг. разорили .
Храм Рождества Христова на Песках снесён в 1934 году. Рождественские улицы переименованы в Советские.
После революции апартаменты приюта не пустовали, здесь размещалась спецлечебница, в годы войны – госпиталь, после прорыва блокады – 1-я и 12-я школы и Дом пионеров Ленинского района. 30 апреля 1944 года здесь было сформировано Подготовительное военно-морское училище с трёхлетним сроком обучения.
Ныне здание приюта сильно обветшало и нуждается в капитальном ремонте
Однако времена меняются. Например, гимназии №157, история которой началась в 1868-ом году, как история Рождественской женской прогимназии — с 1869 г. под покровительством и попечением принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, в 2000 году было возвращено историческое имя: в 1899 г. по высочайшему повелению Николая II Санкт-Петербургской Рождественской гимназии присвоено особое наименование: «Санкт-Петербургская гимназия принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской»
А храм на Песках собираются воссоздать.
Гимназия №157 г. Санкт-Петербурга имени принцессы Е. М. Ольденбургской на улице Пролетарской Диктатуры (бывш. Лафонской ул.). Здание постройки 1901 г., куда переехала основанная в 1868 г. Рождественская женская проимназия. Современное фото
Адрес здания приюта: Санкт-Петербург,
12-я Красноармейская ул., 36-38
Использованы материалы сайтов: wikipedia.org, encblago.lfond.spb.ru, citywalls.ru, humus.livejournal.com, forum.kladoiskatel.ru, rusdeutsch.ru, photoarchive.spb.ru, piteroldbook.ru, trud.ru, blagoros.ru, gym157.spb.ru