Инта — шахтерский город на северо-востоке республики Коми. До начала девяностых здесь жилось неплохо, но с распадом СССР одна за другой стали закрываться угольные шахты, градообразующие предприятия города. Начала действовать программа по переселению, люди стали уезжать. Но кто-то уехать не смог или не захотел . Отсутствие работы коренным образом сказалось на образе жизни оставшихся людей. Люди начали пить, возникло много неполных семьей, появились подростковые банды. Три года назад, 29 ноября 2007 года, в поселок Южный на окраине Инты приехал молодой священник Михаил Францев. Приехал строить храм.
Храм сейчас
Как в фильме про войну
«Если в стране кризис грянул в 2009 г., то в Инте он поселился и живет уже десять лет как», — рассказывает отец Михаил о месте своего служения. Поселок, бывший когда-то передовым, переживает не лучшие времена. «Когда я приехал в первый раз, у меня появилось ощущение, что я попал в фильм про послевоенное время: кругом запустение, брошенные дома без окон, по улицам бегают беспризорные дети», — рассказывает о своем первом дне в поселке о. Михаил. Последняя работающая шахта города начала строить в поселке храм: возвела стены небольшого строения почти в человеческий рост, но потом в руководстве шахты произошли какие-то изменения, и строительство прекратилось. «Дошло до того, что люди начали потихоньку разбирать храм на кирпичи, а само здание под воздействием погодных условий начало разрушаться, — рассказывает батюшка. – Конечно, я не то чтобы испугался, но подумал: как же я буду все это делать, ведь я не строитель, никого здесь не знаю, да и прихода как такового еще нет». Но молитвами людей и Божией милостью строительство возобновилось. Каждый день происходили какие-то маленькие чудеса. Например, когда появился каменщик и пришло время выдавать ему первую зарплату, то нужной суммы в кассе не оказалось. Не хватало ровно четырех тысяч. Отец Михаил долго ломал голову — где их взять? И уже хотел было просить каменщика потерпеть до тех пор, пока деньги появятся, как вдруг раздался телефонный звонок, и произошел разговор приблизительно такого содержания:
— Батюшка, у меня тут деньги лишние появились, не нужны вам?
— А сколько?
— Четыре тысячи!
— Слава Богу, это Господь нам посылает.
Таким получил священник свой будущий храм
«Не сказать, чтобы это было превращением металла в золото, как некоторые думают, но во время строительства Господь не оставлял нас», — вспоминает отец Михаил. Прошлой весной на праздник Николая Чудотворца в Южный приехал епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим и освятил храм в честь святителя Николая.
Строительство храма еще не было завершено, но алтарь уже был готов. Так началось священническое служение о. Михаила.
Крест над поселком
По словам о. Михаила, с того момента как на храм водрузили золотой купол с крестом, настроение людей стало меняться в лучшую сторону. В то время как все вокруг закрывалось, разваливалось, люди уезжали, появление нового здания, тем более храма, вселяло надежду. «Я подумал, что надо помогать. Надо приводить в надлежащий вид как духовное, так и душевное состояние людей», — рассказывает батюшка. Приход занялся социальной работой, начал ее с того, что объявил сбор одежды и продуктов для малоимущих семей поселка. Это позволило наладить отношения с местной школой и соцработником. Соцработник занималась учетом всех малоимущих семей, она помогла направить собранную помощь тем, кто нуждался в ней больше всего.
Потом о. Михаил освоил Интернет, и на форуме отца Андрея Кураева (признан в РФ иноагентом) создал свою ветку в разделе «Помощь малоимущим семьям». После этого со всей России стали приходить посылки с благотворительной помощью. Посылки были небольшие, очень разные. «Это стало очень ощутимой поддержкой для наших семей, ведь у некоторых не было денег даже на тетради и ручки, чтобы первого сентября отправить детей в школу», — вспоминает батюшка. Потом на этом же форуме священник познакомился с Екатериной Марковой из Попечительского совета во имя свт. Алексия митрополита Московского. Совет разместил на своем сайте просьбу о помощи и нашел благотворителей для покупки семьям электрических плит, стиральных машин и письменных столов. Всего удалось собрать около 150.000 руб. Но священник понимал, что эта помощь носит временный характер.
«Меня мучила мысль: это все хорошо, но невозможно же постоянно им все покупать. Это поддерживает их, но не спасает, не меняет ситуацию. Тем более, что по сравнению с общей массой населения в городе наша помощь — капля в море», — делится о. Михаил. Размышляя таким образом, он пришел к выводу, что нужно менять самих людей, и начать надо с детей.
Из «разбойников» в алтарники
Сначала подросткам Южного было смешно смотреть на мужчину, который ходит в черной юбке: храма своего в поселке не было, дети, скорее всего, священника никогда в жизни и не видели. Но со временем все привыкли и теперь уже знают, что в поселке есть батюшка. «Я могу кого-то не знать, но меня знают все», — поясняет отец Михаил. Как-то раз он шел мимо компании подростков лет 13-14. Священник поздоровался, ребята тоже поздоровалась, как-то сам собой у них завязался разговор. «Пригласил их — приходите, говорю, чаю попьем», — вспоминает батюшка. Пришли пять человек.
— И о чем Вы с ними говорили на первой беседе?
— Да ни о чем, просто разговаривали, и все. Говорили об их жизни, чем занимаются. Вообще, о. Михаил старался на улице со всеми здороваться и знакомиться. Детей стало приходить все больше, общение стало постоянным . Кто-то из ребят крестился. Вместе со священником они начали читать вечернее правило. Некоторые, считавшиеся в школе «разбойниками», даже «сподобились» чести прислуживать в алтаре. Количество постоянных гостей увеличивалось, и о. Михаил решил открыть воскресную школу.
Матушка ведет занятия в воскресной школе
Школа начала свою работу прямо в храме. В центре стоит стол на десять человек, вокруг него рассаживаются все пятнадцать. Занятия обычно ведет матушка о. Михаила, Ксения, но сейчас она беременна четвертым ребенком, и о. Михаилу приходится ее иногда подменять. В неделю проводятся два занятия по 75 минут. На первом уроке дети знакомятся с основами Закона Божия, на втором смотрят и обсуждают мультфильмы. Еще есть урок рукоделия, который согласилась вести на добровольных началах учительница местной школы. В августе о. Михаил крестил руководителя местного Туристического клуба, мастера спорта по самбо и капитана ВВС в отставке Александра Расковалова. Теперь этот бывший военный летчик преподает в воскресной школе ОБЖ и помогает батюшке организовывать туристические походы… с пользой для души.
Туристический клуб им. 12 апостолов
О. Михаил давно заметил, что руководитель туристического клуба – человек активный. «А давай сделаем так, чтобы турпоходы приносили еще и духовную пользу», — предложил ему о. Михаил. Так светский клуб превратился в православный и был назван в честь 12 Апостолов. Екатерина из Совета опять помогла найти спонсоров, на покупку туристического оборудования они выделили 70.000 руб.. Первая экспедиция состоялась в октябре 2010 г. Пошли одни парни, человек двадцать из числа двоечников и хулиганов. «Школа была нам очень благодарна — три дня они жили спокойно», — улыбается о. Михаил.
Поклонный крест на месте захоронения заключенных |
Трехдневная экспедиция проходила под эгидой общества «Мемориал» (признан в РФ иноагентом). Ее целью стал поиск захоронений вблизи разработок красного камня, осуществлявшихся заключенными ГУЛАГа. До «12 Апостолов» в эти места ходили две экспедиции, но они захоронений не нашли. За три дня ребята прошли по заброшенной ветке железной дороги около 20 км, выйдя на хребет Абеиз. Благодаря местным жителям, захоронения были найдены и нанесены на карту. На могиле был установлен поклонный крест, о. Михаил отслужил заупокойную литию.
Каждый день о. Михаил служил молебны в походной часовне с разборным иконостасом, а перед сном читал ребятам Священное писание и отвечал на многочисленные вопросы. «В храм их не затащишь. А когда начинаешь жить так, как они живут, ребята лучше воспринимают. Общение получается живым. Бог даст, все это когда-нибудь принесет свои плоды», — надеется батюшка. Он планирует совершить еще несколько походов. Ближайший состоится следующей осенью, когда не будет сугробов и комаров, и травы, под которой все равно ничего не видно.
Рабочие на свалке
«Я пересмотрел много фильмов, передач, посвященных организации работы на приходе, пообщался со священниками. И понял: для того чтобы помочь детям, надо сначала помочь родителям. Какой должна быть помощь? Для начала надо создать рабочие места», — рассуждает о. Михаил. Видя реальные дела и хорошо относясь ко священнику, администрация города выделила приходу под воскресную школу добротное двухэтажное кирпичное здание, оно было построено в поселке одним из последних. — А дайте нам еще и земли! — Сколько тебе надо? –А вот столько! И батюшка очертил на карте территорию площадью в гектар. Землю дали.
— С чего это они расщедрились?
— Понимаете, когда все плохо, должно же быть хоть что-то хорошее. Они же понимают, что наша деятельность направлена не на личную выгоду, а на улучшение состояния людей. Наш храм стал как бы прививкой больному обществу. Количество вещества небольшое, но его хватает, чтобы иммунитет начал работать.
«Раз у нас есть такое здание, раз администрация дает землю, то ограничиваться одной воскресной школой, наверное, не стоит», — решил священник и задумал учредить в выделенном здании духовно-просветительский центр, в котором будут трудиться люди, которым интересно работать с детьми. Для туристического клуба решено было разбить палаточный городок, который станет тренировочной базой. Здесь можно будет проводить военно-патриотические мероприятия. Александр Расковалов сможет заниматься с детьми боевыми искусствами. А самое главное — можно будет создать подсобное хозяйство. Батюшка уже рассчитал, где будет огород, где скотный двор, где теплица. Хозяйство даст людям возможность трудиться, видеть результаты своей работы, оно станет источником стабильного дохода для прихода. «Будучи членами одной общины, трудясь, люди будут слышать слово Божие. Я думаю, это поможет сердцам размякнуть. Как Господь сказал — придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я упокою вас. А чтобы «труждающиеся» пришли, нужно сначала, чтобы они начали трудиться. Пока же они находят некоторое ложное упокоение в винопитии».
Походный иконостас в часовне-палатке
Здание стоит пустым уже два года: у прихода нет денег на то, чтобы сделать в нем косметический ремонт. Кроме того, на выделенной приходу земле находится свалка и сгоревшие дачные постройки. «Я как-то попытался — собрал ребят постарше, сказал им: ребята, давайте начнем трудиться! Вы же сами себя будете кормить! У них энтузиазм был, но хватило его ненадолго. Потому что кушать хочется всем и всегда, а зарплату я людям платить не в состоянии», — рассказывает о. Михаил. Кроме того, лопатой столько мусора не перекидаешь. Нужен трактор. Община нашла подержанный трактор за 120 тысяч. Нашелся и водитель — оказалось, что отставной летчик не только с военной техникой умеет обращаться, но и с сельскохозяйственной. Нет только денег. Хотя дело все-таки сдвинулось с мертвой точки: этой осенью руководство районной котельной согласилось бесплатно провести в здание отопление.
Зачем тебе это надо?
«Некоторые спрашивают: зачем тебе это надо, все равно ничего не получится. Люди как пили так и пьют. И у меня тоже такие мысли возникают. А я говорю себе, — Христос Воскресе! Мы всегда говорим на Пасху «Христос Воскресе!», а ведь он не просто «воскресе». Он воскрес из мертвых, то есть из такого состояния, при котором все совсем плохо! Также и здесь, мы вроде как бы умерли… Но вот только с Божией помощью все у нас получится! Если это делается, если это происходит, я здесь сижу и разговариваю об этом, значит это так или иначе угодно Богу. Конечно, Господь нас смиряет. Я вот такой прыткий, хочу все и сразу. Но надо потерпеть, смириться. Господь учит этому.
Если кто-то будет читать эту статью, хотелось бы поделиться такой историей. В начале лета надо было заложить теплотрассу кирпичом в том месте, где она подходит к храму, потому что зимой оттуда парит сильно. Я в начале лета раскопал. Думал, что найдется человек, который сможет сделать кирпичную кладку. Все лето дело стояло, вот-вот же снег выпадет, а заделывать некому. Пришлось самому. Оделся в рабочую одежду, полез в яму. Уже сумерки наступили, дождь идет. Я весь в грязи, лежу в этой яме, кладку делаю, хотя и не умею. Кое-как закончил почти, осталось последний кирпич положить. И вот я его пихаю-пихаю, а он не встает никак, ну, не получается. У меня в голове мысль проскакивает — а зачем тебе это надо? Никто тут не ходит. И стал меня лукавый в такое отчаяние вгонять, что аж до слез. И тут я голову поворачиваю, лежит какой-то кирпич весь оббитый какой-то, неказистый. Я его так взял, и в эту дырочку – р-р-раз! И так он в нее вошел, будто всю жизнь в ней лежал. И у меня на душе так сразу полегчало! Я мгновенно понял, что Господь — рядом. Господь и научит всему, если чего не умеешь, и подскажет, и поможет. Как бы ни было тяжело и трудно, отчаиваться не надо. Господь нас не оставит».
P.S.
— Отец Михаил, а если какой-нибудь сельский батюшка на своем приходе захочет делать то же самое, то с чего ему начать?
— А пускай начнет… С молитвы пускай начнет! (смеется)
Контакты иерея Михаила Францева
169848 Республика Коми, г. Инта /я 631
8 (82145) 76253
Sermiks@yаndex.ru
Кирилл МИЛОВИДОВ