Вы хотите, что бы у вас был умный аквариум, который сам кормит рыбок и сообщает, когда ему пора чиститься? Или «живая игрушка» — Мишка, который сможет учить вашего ребенка английскому алфавиту или «дважды два — четыре»? Или, допустим, вы колясочник, и у вас есть только пассивная коляска — то есть фактически кресло на колесах, которое должен толкать близкий вам человек, и вдруг в продаже появляется приставка — третье, переднее, ведущее колесо с электрическим аккумулятором, и вы можете присоединить эту приставку к вашей коляске и самому проехать 10 километров по улице. Это ведь все нужные вещи?
Все перечисленное — это умные изобретения, которые сейчас выложены на краудфандинговой платформе «Планета.ру», и участвуют в интернет-шоу «Битва технологий».
Что это такое и для чего это сделано? Перед вами 9 изобретений, девять умных вещей, которые их разработчики хотели бы производить и продавать вам. Но обычно на краудфандинге подобного типа изобретения собирают мало денег. Потому что технические люди не умеют эмоционально заявить о себе! А ведь изобретения нужные, и нужно поддерживать такие предложения. Поэтому было придумано общее Шоу — что бы привлечь интерес к изобретателям.
Они — изобретатели, разработчики технологических новинок обучаются на шоу искусству краудфандинга. Наше внимание — привлечено. И мы можем больше узнать о главном, самом социально значимом стартапе «Битвы» — о «UNA Wheel» — разработке электроприставки к инвалидной коляске. Которая делает любую инвалидную коляску мобильной.
Научить «физика» быть «лириком»
Но сначала мы расскажем о главной идее «Битвы технологий». О том, что разработчики полезного должны научиться говорить о себе и собирать деньги на свои проекты.
У Планеты.ру была уже школа для стартапов, но без медийной составляющей.
Но стало понятно, что главное, чего не умеют технические стартапы, — это разговаривать со своей аудиторией. Не на техническом языке, а на общечеловеческом и эмоциональном.
Важно было заставить «технарей» общаться с аудиторией, ведь это помогает выводить стартапы на широкий уровень, дает им известность, а значит, — возможности развития.
«Нас учат писать тексты, снимать ролики, делать сценарии к этому ролику, как общаться со СМИ, с блогерами, работать в соцсетях. Журналисты и блогеры проводят семинары и мастер-классы. Собственно, все эти знания и помогают правильно проводить свою краудфандинговую кампанию», — поясняет Николай Юдин, исполнительный директор компании «SupremeMotors» и руководитель проекта «UNA WHEEL», которые представляют на «Битве технологий» проект производства электрической приставки UNA.
Кто еще участвует в конкурсе? Мы перечисляем все необычные стартапы, всех участников «Битвы технологий»
Команда участников «Битвы технологий» — это 10 (или нет, сейчас уже 9, один из стартапов выбыл из игры) проектов разного направления, но все они направлены на разрешение социальных проблем. После того, как 1 марта выберут победителей, каждый из победителей получит «стартовые» 100 тысяч рублей и сможет применить полученные знания и начать собственную краудфандиговую кампанию на Планете.ру.
Изобретение, облегчающее жизнь колясочника
Над проектом UNA работают несколько человек. Один из них — Игорь Гаков, колясочник с 18-летним стажем, руководитель АНО «Другое дело», которое помогает людям с проблемами опорно-двигательного аппарата. Игорь вдохновитель проекта, а еще он на себе тестирует изобретение, ведь он человек из целевой аудитории и знает специфику изнутри.
«Развитие технологического процесса провоцирует создание подобных изобретений. Это мировая идея — во многих странах сейчас работают над подобными изобретениями. В Европе компаний, которые занимаются усовершенствованием инвалидных колясок, десятки и даже сотни. Это могут быть совсем небольшие студии-мастерские, где люди занимаются творчеством, создавая механизмы для передвижения. Но в России мы первыми начали разработку и производство такой приставки», — рассказывает Игорь Гаков.
Дело в том, объясняет Игорь Гаков, что инвалидные коляски есть активные и пассивные, электрические и механические – в зависимости от нужд ее пользователя. У активных механизм позволяет балансировать и управлять – поднять, например, передние маленькие колеса в воздух, чтобы штурмовать препятствие (скажем, дверной порожек). Обычный пешеход этого препятствия и не заметит, а на коляске сложно. Пассивные коляски этого делать не умеют. Плюс активной коляски еще и легкость. Электроколяски позволяют не использовать силу рук для движения – едешь благодаря аккумулятору, пока не разрядится, не нужно напрягать руки. А в осенне-зимний период в России это особенно важно.
«Были попытки срастить «электричество» с силой рук, но плохо получалось. И вот что мы придумали: надо взять электричество и временно прицеплять к коляске, — поясняет Игорь. – То есть нужна быстросъемная приставка. С помощью адаптера она позволяет прицепиться к коляске любого типа и делает коляску электрической. Человек оказывается на 3 колесах — два больших колеса от обычной коляски, а одно механизированное впереди».
В приставке – мотор, внутри механизм питаемого электричества. К нему нужен контроллер ,аккумулятор и адаптер. «Как ни странно, адаптер сделать сложнее всего – мы же делаем универсальный вариант, он должен прицепляться ко всем коляскам, — объясняет Игорь, — и такую новую версию мы уже выпустим через месяц. Она уже будет работать с коляской любого типа и размера. Ее аккумулятор можно будет перевозить в самолетах».
Вес приставки — в районе 12 кг. Самое важное – ее можно легко вытащить из багажника машины и за несколько секунд подключить к своей коляске.
«Такая приставка нужна всегда. Предположим, человек отправился в путешествие и захотел прогуляться. Средняя прогулка — это 7 км. С такой приставкой вы не устанете, — рассказывает Игорь Гаков. — Второе – человек работает или учится не так далеко от дома. Можно обойтись без машины – включил приставку и поехал на работу. До 10 км я проезжаю по городу абсолютно легко. Или, скажем, в «Ашане» на закупку продуктов на обычной коляске у меня уходит часа полтора. С приставкой – минут 15. Третий сценарий – колясочник хочет жить без отрыва от семьи. А семья хочет гулять, пойти в парк. И уже не надо ждать печально у окна, когда же твои близкие вернутся. Теперь вы вместе! Они на велосипедах, человек с инвалидностью — на приставке, и все довольны. Семья не чувствует, что делает что-то, что непосильно их близкому человеку. Полноценная инклюзия».
«Маломобильный человек – неправильный термин!»
Глядя на такое техническое средство передвижения со стороны, мы можем засомневаться — устойчиво ли оно? Как ни странно, отмечает Николай Юдин, коляска с приставкой UNA даже более устойчива и надежна, чем обычная коляска с двумя передними колесиками. «Часто бывает, что передние маленькие колесики попадают в какую-т трещину на дороге или запинаются о малейшую неровность или порожек – и это создает аварийную ситуацию для колясочника: коляска может резко наклониться вперед, и с нее можно упасть, — поясняет Николай. — А в случае с использованием приставки у коляски три, а не четыре колеса, но при этом у нее больше проходимость и продольная устойчивость. Большое переднее колесо амортизирует на любых неровностях, легко преодолевает их. Что касается момента «заваливания набок», то это возможно на любой коляске – если человек на большой скорости резко повернет. Чтобы снизить риски, мы уменьшили возможность легко крутить руль и снизили скорость коляски до 12 километров в час. Управлять ею несложно и безопасно».
Уже сделаны не просто опытные образцы, а первая промышленная версия. 10 приставок были проданы колясочникам, которые были готовы и желали их использовать – и сейчас все они находятся в активной эксплуатации. Авторы проекта открыли страницы в соцсетях — Фейсбуке и ВКонтакте — где потенциальные пользователи могут узнать об изобретении. Желающих воспользоваться облегчающим жизнь устройством немало.
«Деньги для нас не стоят во главе угла. Иначе бы приставка у нас не стоила 70 тысяч рублей, а стоила бы примерно 200 тысяч рублей. За рубежом подобное устройство стоит от 2,5 тысяч евро. Мы горели самой идеей. И хотим ее удешевить», — отмечает Игорь Гаков.
Но пока приставка подходит к 10 процентам кресел-колясок. А чтобы приставка подходила ко всем коляскам, которые есть в России, авторы проекта и хотят запустить краудфандинговую компанию — нужны инвестиционные средства. «В этом мы первопроходцы – во всем мире подобные приставки делают только под активные коляски, — рассказывает Николай Юдин. — Активная коляска – это средство, которое предусматривает передвижение инвалида-колясочника самостоятельно, у них жесткая рама, жесткие крепкие колеса. А есть еще пассивные, базовые коляски – фактически стул-кресло на колесиках. У нас коляски закупаются массово, нет индивидуального подхода или настроек, как за рубежом. В России пассивных колясок 90 процентов, и под них нам нужно сделать новую версию адаптационных приставок».
Стоит задача делать приставки разными, и, за счет индивидуального подхода, добиться и снижения цены. Кому-то может быть не нужно серьезное техническое оснащение – можно убрать дисплей, кому-то не нужна мощная батарейка. За счет этого можно снизить стоимость изобретения.
«Мы должны сделать мобильными людей не только на активных, но и на пассивных креслах-колясках, показать, что можно передвигаться по городу без помощи родных, ведь, сколько бы проблем не было в жизни, жизнь не должна ограничиваться стенами квартиры, — говорят авторы проекта UNA. — «Маломобильный» человек – это глупый термин, есть неприспособленность среды к людям с различными особенностями! Технические средства, особенности архитектуры, отношение людей друг к другу – вот что должно нивелировать маломобильность и другие особенности человеческого организма! Убирая это неравенство, мы становимся человечнее и ближе друг к другу».