Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Принуждение к празднику

Святейший Патриарх Кирилл поддержал идею обращения к президенту с просьбой сделать день Пасхи общегосударственным праздником, как Рождество Христово. Само обращение еще не подано, но текст его уже готов. И все бы хорошо, только Пасха и так всегда — выходной день, ведь совпадает всегда с воскресеньем, а объявлять выходным днем понедельник Светлой седмицы, как это практикуется в ряде европейских стран законодатели не спешат

«Чти день суботний» — это четвертая заповедь ветхозаветного декалога, относится и к христианскому воскресенью — новой субботе, и к православным праздникам вообще, когда мы оставив «миркие попечения» должны посвятить время Богу, молитве и… отдыху. Только отдохнуть, а уж тем более помолиться в праздник удается не всегда: большинство православных праздников приходятся на рабочие дни светского календаря. Как заставить государство «чтить день субботний» разбирался корреспондент Милосердия.ru.

Кого просить?
Не так давно Санкт-Петербургским законодательным собранием утверждено дополнение к местному закону «О праздниках и днях памяти» в соответствии с которым государству предлагается признать (пока только на местном, петербургском уровне) главный праздник православных христиан Пасху (подобный статус день Святого воскресения Христова имеет практически во всех странах Европы связывающих свою культурную и национальную традицию с христианской религией). Внесено это дополнение было по инициативе депутата питерского ЗакСа Виктора Евтухова. И как сообщил нам петербургский законодатель, в принципе, любой субъект федерации сегодня может признать на региональном уровне тот или иной праздник. Местные национальные и религиозные праздники имеют такой статус во многих субъектах: Башкирия, Ингушетия, Татарстан, Тува, в некоторых регионах таких праздников даже несколько. Сделать соответствующее предложение о назначении праздника может любой субъект обладающий правом законодательной инициативы на региональном уровне: городская, областная дума, республиканское правительство, другие органы исполнительной власти: губернатор, мэр. В Питере таким правом обладают ещё и почетные граждане, прокуратура. Субъект не обладающий заветным «правом инициативы», то есть рядовой гражданин, может обратиться с просьбой или предложением к вышеперечисленным органам и чиновникам — собрав для убедительности подписи сограждан, советует Виктор Евтухов (официальная процедура такого обращения никаких обязательных подписей не предусматривает, но их наличие станет дополнительным аргументом при рассмотрении «прошения» вышестоящими инстанциями). После внесения инициативы — дополнение к закону или постановление, утверждается региональным парламентом и губернатором, после чего решение вступает в законную силу.

Навстречу Пасхе
Самому Виктору Евтухову заявлений групп инициативных граждан не понадобилось: «И так известно, что православные граждане отнесутся положительно» — утверждает он. Дополнение к закону «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге» депутат внес от своего лица. И не ошибся в прогнозах: во время своего недавнего визита в северную столицу Святейший Патриарх Кирилл поддержал идею депутата, предложив ему составить обращение к президенту Российской Федерации с тем, чтобы сделать день Пасхи общегосударственным праздником, как Рождество Христово. Само обращение еще не подано, но текст его уже готов. Если законодательное собрание проголосует и за этот текст господина Евтухова, тогда от лица санкт-петербуржского ЗакСа президенту будет предложено признать Пасху в общероссийском масштабе.


И все бы хорошо, только Пасха и так всегда — выходной день, ведь совпадает всегда с воскресеньем, а объявлять выходным днем понедельник Светлой седмицы (первый понедельник после праздника), как это практикуется в ряде европейских стран санкт-петербургские законодатели не спешат. «Мы не предлагали делать выходным первый понедельник, мы просто хотим чтобы Пасха получила официальный статус праздника, который необходим, чтобы проводить официальные мероприятия в этот день от лица администрации и привлекать для этого деньги из бюджета Санкт-Петербурга» – поясняет Евтухов .

Поправка о Пасхе была проголосована вкупе с некоторыми другими предложениями относительно праздничного календаря (так праздником предложено признать ещё и день Петра и Февронии, как «городской день семьи»), но пока она еще не подписана губернатором.

Таким образом на региональном уровне выходной может быть назначен с представления уполномоченных на то лиц губернатором, а в размере всей страны такое решение может быть принято указом президента.

Инициатива депутата Евтухова вызвала неоднозначную реакцию. «Это будет способствовать не объединению и консолидации, а разделению, противоречиям и взаимному раздражению», — заявил «Интерфаксу» руководитель историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» (признан в РФ иноагентом) петербуржец Арсений Рогинский. «Крайне неуместно в светском государстве, в котором рядом сосуществуют представители многих конфессий, делать всероссийским праздник, хоть и важнейший, одной, пусть и самой большой, из конфессий» – уверен правозащитник.

Впрочем, с ним согласны даже не все коллеги. «Пасха это единственный религиозный праздник, который безусловно стоило бы признать государственным» — убежден сотрудник Сыктывкарского «Мемориала» православный правозащитник Эрнест Мезак.

Седьмой день
Воскресенье — Малая Пасха, работать в этот день не положено, но иногда приходится, когда государство искусственно «сдвигает» неделю накануне крупных светских торжеств (9 мая, Новый год). Уже около года Эрнест Мезак в судах разных инстанций отстаивает право земляков на «четвертую заповедь». 2 мая 2008 года при поддержке Коми филиала все того же правозащитного фонда «Мемориал» (признан в РФ иноагентом) был проведен круглый стол, посвященный юридическим и этическим аспектам переноса выходного дня. Представители православной, иудейской и ряда протестантских общин на этой встрече сошлись во мнении, что практика объявлений суббот и воскресений рабочими днями демонстрирует неуважение властей к религиозным верованиям тех людей, которые эти дни соблюдают по конфессиональным традициям. Когда 4 мая 2008 года, вскоре после первого круглого стола по поводу переноса праздников, по решению Правительства Российской Федерации воскресенье оказалось рабочим днем — от лица истицы студентки Коми государственного педагогического института (КГПИ) Эльвиры Березы, (прихожанки сыктывкарской церкви христиан-пятидесятников «Божья Слава») Эрнест Мезак подал заявление в суд. Сейчас жалоба Сыктывкарского правозащитника преодолев первые «барьеры» перенаправлена в Конституционный суд (так как обжалованию подлежит постановление правительства). Но когда она будет рассмотрена, сказать сложно. Жалобу в конституционный суд Эрнест только готовит к официальной подаче, и до окончательного решения вопроса еще далеко.

«Практика объявления воскресных дней рабочими, как нам представляется, противоречит международным обязательствам, — утверждает Мезак — Есть две конвенции Международной организации труда, которые признаны Россией: «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» 1921 года и «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» 1957 года, а они закрепляют право граждан на отдых в воскресный день. Эти международные договоры накладывают на власти обязанность совмещать день еженедельного отдыха трудящихся «признанным днем отдыха согласно традициям или обычаям страны или района» — В своей жалобе он ссылается именно на этот момент международных соглашений.

Кроме того, российский закон о религиозных объединениях подразумевает, как полагает правозащитник, что подобные решения должны быть согласованы с религиозными организациями. Но, как правило, вопрос переноса выходных с религиозными организациями практически никогда не согласовывается. Государство игнорирует даже решение Архиерейского собора РПЦ, высказавшего просьбу к Правительству отказаться от такой практики еще в 1997 году (Определение Архиереского собора Русской Православной Церкви 1997 года «О взаимоотношениях с государством и светским обществом», пункт 23).

Кладбище вместо работы
Виктор Евтухов уверен, что и вторник Радоницы имело бы смысл сделать выходным, как это сделано в Белоруссии, чтобы люди могли спокойно побывать на могилах своих родных. А вот выходной в понедельник Светлой седмицы — пока не столь актуальный вопрос, уверен он.

Радоница уже сейчас отмечается рядом регионов Российской Федерации как местный городской или областной праздник. Так статус официального выходного дня она имеет на Кузбасе, где по инициативе губернатора 28 апреля этого года рабочие и служащие государственных предприятий, за исключением только нескольких с непрерывным циклом работы, будут отдыхать. В Брянской области Радоница является нерабочим днем уже на протяжении нескольких лет (с 2005 года), в этом году там выходной день с субботы 16 мая переносится на вторник 28 апреля. Регулярно отдыхают на Радоницу в Смоленской области (причем это один из немногих регионов, где официально праздник установлен не по инициативе губернатора, а «по многочисленным обращениям трудовых коллективов»), выходной день положен также на Радоницу в Краснодарском крае и в Волгоградской области (по ходатайствам местных архиереев), Оренбурге и некоторых других регионах.

Выходной только для буддистов
Кроме того, выходной день по религиозным мотивам, может быть объявлен и на меньшей территории, чем субъект Федерации. Так руководитель администрации Агинского округа Забайкальского края, Жаргал Жигжитжапов на основании ходатайства Буддийсткой традиционной Сангхи (общины) России, в январе 2009 года сделал предложение о переносе выходного дня с субботы 21 февраля на праздничный день 25 февраля в честь буддисткого Лунного Нового года. Выходной день был введен на территории Агинского округа, где проживает большое количество людей, исповедующих буддизм. На остальной территории края этот день был рабочим.

Кстати:
11 апреля президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 1-1 федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Теперь у нас появился новый перечень памятных дней, в котором, в частности, присутствуют День партизан и подпольщиков (29 июня), День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), подзабытый было День Октябрьской революции (7 ноября) и др. Но ни одной православной памятной даты там не предусмотрено.

Дмитрий РЕБРОВ

См. также: Оппозиция должна уважать церковные праздники

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?