Православный портал о благотворительности

Приходская община XXI века – монастырь в миру или клуб по интересам?

Мы привыкли воспринимать общину как духовную семью. Но духовную семью XX века невозможно построить в XXI-ом. Признаюсь, мне бы тоже хотелось, чтобы наша община была духовной семьей, но за 20 лет ее существования выявились и недостатки. Они не были заметны, пока приход был малолюдным. Но чем больше в общине людей, тем меньше теплоты и духовной близости. Не бывает дружеских компаний по 100 человек

31 января в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений прошел семинар «Созидание приходских общин (опыт XX века)» под председательством настоятеля храма во имя новомученников и исповедников Российских в Бутово протоиерея Кирилла Каледы и заведующий сектором Церковно-приходского образования Синодального отдела образования и катехизации, клирика Высоко-Петровского монастыря иерея Игоря Киреева.
Вниманию весьма немногочисленной аудитории были представлены 11 докладов. Но о. Игорь выразил надежду, что эта тема будет привлекать все больше и больше слушателей – настолько актуальной становится проблема созидания приходских общин в современных условиях.

Открывая семинар, о. Игорь с сожалением отметил, что с этого года секция «Новомученики и исповедники российские и их духовное наследие» прекратила свою работу. Однако, актуальнейшая в контексте созидания общин, эта тема новомучеников подробно обсуждалась на I и II Фаддеевских чтениях. Тогда, помимо вопросов, как святые пастыри и святители возрождали и сохраняли приходскую жизнь во время гонений XX века, и что из опыта устроения прихода ХХ века можно заимствовать в наши дни, была поставлена цель выявить и обстоятельства, препятствующие здоровой приходской жизни. Поэтому эта тема была продолжена и на секции «Задачи и принципы организации катехизаторской деятельности РПЦ» в семинаре «Созидание приходской общины». В его первой части выступавшие говорили об опыте созидания общины как о духовной семье.

«Детки кушать просят»
В их выступлениях красной нитью проходила мысль, что «импульс» должен исходить от пастыря. Но это не отменяет необходимость приходских советов, считает один из докладчиков, студент РПУ св.Иоанна Богослова Константин Артемьев, приводя пример священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Основная деятельность владыки была направлена на возрождение приходской жизни, причем при помощи и мирян и духовенства. В своем обращении к духовенству Тверской епархии он особо отмечал необходимость начать беседы с народом о приходском возрождении и проповедовать о значении христианской общины, а также поделить приходскую общину на выбранных помощников настоятеля и подчиненных. Владыка сам во всех вопросах опирался на помощников, выбирая их из духовных чад. Настоятель не в силах один отслеживать все скорби и нужды членов общины – в этом ему должны помогать члены приходского совета. В такой общине не может быть несчастных – нуждающихся поддержат, скорбящих утешат, а порочные исправятся. Настоятель же должен принять меры, чтобы в самом зародыше искоренить пьянство, воровство и ссоры между членами общины.

В общине сщмч. Романа Медведя тоже шла глубокая духовная работа. Богослужения совершались каждый день. Исповедь (всегда частная и подробная) длилась до глубокой ночи. О. Алексий Мечев, побывав у о. Романа, заметил: «У тебя стационар, а у меня амбулатория». А уже сильно болеющий о. Роман ответил с улыбкой: «Детки-то ведь кушать просят», имея в виду нужды духовных детей и Литургию.


Община протоиерея Романа Медведя. 1920-е годы


Члены таких общин как о. Романа и митрополита Серафима навещали людей в больницах, открывали школы и библиотеки. Но центром их жизни было все же богослужение. Это отметила Надежда Варламова, преподаватель агиологии Перервинской Духовной семинарии в своем докладе об общине при храме святителя Николая на Маросейке. Община жила полноценной жизнью именно за счет духовного общения. О. Сергий Мечев регулярно устраивал беседы на дому. Кроме этого духовная семья делилась на группы по духовным запросам и интересам, которые встречались каждую неделю для совместных чтений и молитве. О.Сергий установил нерушимое правило – вне зависимости от обстоятельств, все члены общины должны были читать одну и ту же главу из Евангелия и Апостолов в день, чтобы быть вместе и мыслить одинаково, даже находясь далеко друг от друга. «Думайте друг о друге и тогда исполните закон Христов», – завещал о. Сергий.

Предыдущим докладчикам возразила Ольга Новожилина, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, проанализировав причины распада общины свщмч. Сергия Голощапова (1882 – 1937) при храме Живоначальной Троицы в Никитинках. Главной целью общины стало возрождение уставного богослужения. Всенощная начиналась в 10 вечера и заканчивалась в 5-6 часов утра. Общие трапезы и соборная молитва очень живо напоминали раннехристианские времена. Но люди постепенно стали уходить из общины. По мнению докладчика причина в том, что богослужение стало самоцелью, а во главу угла вместо живого общения любящих друг друга людей была вынесена буква. Люди же ждали дел милосердия, а эта христианская миссия так и не началась…

Такого же мнения придерживается и Сергей Рогунов, сотрудник Центра развития молодежи при Даниловом монастыре. По своему опыту создания молодежной общины из кружка по изучению Священного Писания он пришел к выводу, что одно только богослужение не может быть прочной основой, неразрывно скрепляющей общину. «Нужно учитывать, что человек обладает не только духом, но еще душой и телом», – говорит Сергей, – поэтому досуговая программа, особенно в молодежной общине, обязательно должна быть».

Не количество, но качество
«Но если человек не поймет что главная составляющая служения Христу – это внутреннее, а не внешнее делание, то и все внешнее когда-то уйдет» – возразил ему прот. Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе. «Я вижу много «особ суетящихся», которые что-то активно делают на приходе, но не хотят учиться жить в Боге».

Но если человек поймет, что вся внешняя деятельность бесполезна, пока человек не найдет на приходе свое место – ничего хорошего его активность не принесет, – уверен о. Артемий. «Сейчас приходы стали похожи на многоотраслевые центры. Но это не всегда хорошо. Главное – трудиться с огоньком и радостью, а не пытаться охватить как много больше сфер». По его мнению, в «многоотраслевом центре» легко возникает дух соперничества, что лишает приход право называться общиной.


Приходской праздник в храме Всех Святых в Красном Селе (о.Артемий сидит третьим слева). Никакая приходская община не может быть устроена без любви – в т.ч., без любви прихожан к своим батюшкам


Домашняя церковь – основа общины
Выступление настоятеля Успенского храма Красногорска прот.Константина Островского «Некоторые концептуальные проблемы приходской общины» дало возможность взглянуть на эту проблему с другой стороны. На основе своего многолетнего опыта он пришел к выводу, что сегодня концепция приходской общины изменилась:

«Мы привыкли воспринимать общину как духовную семью. Но духовную семью XX века невозможно построить в XXI-ом. Признаюсь, мне бы тоже хотелось, чтобы наша община была духовной семьей, но за 20 лет ее существования выявились и недостатки. Они не были заметны, пока приход был малолюдным. Но чем больше в общине людей, тем меньше теплоты и духовной близости. Не бывает дружеских компаний по 100 человек…»

А по отношению к настоятелю существует целый ряд искушений. По мнению о. Константина, самое опасное возникает при несении церковного послушания. Когда настоятелю приходится совмещать роль духовного отца с ролью администратора, люди часто разочаровываются. Ведь раньше они знали настоятеля только как духовника, который утешит, подаст совет, благословит. А тут оказываются в положении подчиненного. Не все хотят понять, что начальник заставляет работать, требует или даже наказывает. Они обижаются, уходят в другие храмы или бросают работу.

Еще одна проблема современного прихода в том, что штат храмовых работников заполнен и часто невозможно взять на работу кого-то действительно достойного, даже если очень хочется. Или приходится отказывать нравственным, достойным людям, а брать более опытных. Квалификация иногда заменяет духовность и иногда получается, что трудящийся в храме – не член общины, а просто сотрудник. И в храме становится неуютно. Разве можно сравнивать настоящую общину со штатом сотрудников, которые работают под присмотром настоятеля?

Секта православного обряда
о. Константин:
«Как создается община? А как женщина рожает детей? Очень просто: выходит замуж, любит своего мужа, молится, болеет и Господь посылает ей ребенка. Так и община – мы должны просто служить, молиться, терпеть, любить прихожан. А остальное придет само собой. И это совсем немало – делать, что должно, и будь, что будет… Ведь вся деятельность помимо богослужения – образовательная, катехизаторская, благотворительная, вырастает только из Божественной Литургии и соборной молитвы прихожан. А если применять внешние формы организации общины, то получится сплоченная секта православного обряда – и не более». Поэтому главное по мнению о. Константина – не внешняя организация, а любовь в сердцах прихожан. Но можно и не быть членом общины – не все могут быть друзьями, но быть при этом членом Тела Христова – обязательно.

«Захожане» и «требоисполнители»
– В последнее время эти слова вошли в моду, – говорит о. Константин. – Нехорошо быть захожанином и грешно – требоисполнителем. Некоторые думают, если человек участвует во всех богослужениях, что-то делает на приходе, почти живет при храме, пьет чай со всеми – то он прихожанин и член общины. А если он причащается раз в год и приходит в храм редко из скорби или к празднику, то – захожанин.

А кто такой требоисполнитель? Это священник, которому Литургия скучна, прихожане неинтересны, молитва тягостна, ему бы забрать быстрее деньги и убежать домой. Но, употребляя такие определения, мы становимся на грань фарисейской проповеди. О ком можно так судить? Конечно, требоисполнителем я могу назвать одного лишь человека – самого себя.

Церковь – это корабль спасения, но не все, называющие себя христианами плывут на нем. Только Страшный суд откроет, кто был пассажиром, кто – матросом, а кто фантазировал, что он тоже плывет. И если мы хотим полноценной духовной жизни, то не надо забывать что она основывается на неосуждении других.

Крестным ходом по квартире
Но главная проблема состоит в том, что молодые прихожане, недавно создавшие семьи и родившие детей, перестают находить время для богослужений. И не только не участвуют – они забывают слова апостола Павла о семье как о домашней Церкви. О том, что домашняя Церковь – фундамент общины. Так современная приходская община должна состоять именно из совокупности таких малых домашних Церквей.

«Монастырь в миру» не может существовать, – уверен о. Константин. – Исключение может составить разве что община о. Сергия и о. Алексия Мечевых. Монах – это тот, кто ушел из мира. Монах – это ребенок. А семейный человек не должен быть ребенком и находиться в полной зависимости от духовника. Он должен создавать свою домашнюю Церковь. А у нас таких нет – или я не знаю.

Чаще я вижу следующее: муж и жена верующие. В церковь ходят. Причащаются. Дети тоже. И все бы хорошо, но дома они не строят жизнь по православному обычаю. Молитвенному правилу детей они научили, а молиться – нет. Тогда это не домашняя Церковь. Нет сейчас семейной молитвы и крестного хода по квартире. А значит, нет и сплоченной общины.

С чего начать строить храм
В заключительном слове о. Кирилл Каледа подвел итог:
«Меня часто спрашивают энтузиасты – с чего начать строить храм: создавать попечительский совет, брать разрешение или что? И почему-то никому даже в голову не приходит – начать вместе молиться на том месте, где должен быть храм… Отец Алексий Мечев получил благословение 8 лет служить в пустом храме. Вот где повод основания общины.

Почему мы говорим о созидании общины? Потому что понимаем не умом, а сердцем, что спасение соборно и стремимся к общинной жизни. Это осознавала и советская власть, которая особо тщательно отслеживала общины как источник формирования единомыслия. Я согласен с замечанием патриарха, что в XXI веке мы живем в постхристианском мире. И сейчас для некоторых церковь становится клубом, где во время службы обсудить «важные дела», у нас нет благоговения.

Я знал одну семью, которая постоянно – перед едой, утром и вечером пела тропарь о умножении любви. А мы потеряли доверие не только между приходами, но даже внутри прихода. Такая разрозненность нас и губит» – уверен о. Кирилл.

Но и задача спаять всех прихожан в монолитную общину не всегда полностью правильна. Вполне естественно, если в ней есть несколько групп, которые образуются по интересам, духовным запросам, уровню образования. Главная задача настоятеля – не дать заглушить росточки, и дать им развиваться. А в остальном положиться на волю Божию.

Мы спасаемся в Церкви, а не спасаем Церковь – уверен о. Кирилл, – поэтому только на основе молитвы и любви наши приходы станут ячейками Церкви и островками спасения в бушующем море нехристианского мира.

Кому поручить детей?
«Под занавес» большое оживление и много вопросов внесло замечание о. Кирилла Каледы о детях, бегающих по храму во время богослужения. Он привел пример, что появились предложения создавать при храмах специальные комнаты, где дети во время литургии будут играть, бегать, стоять на головах, не мешая родителям молиться, а перед Причастием их, разыгравшихся и взъерошенных, будут выносить к Таинству. На вопрос что же делать, тут же ответил о. Константин Островский: «С детьми надо БЫТЬ и стоять вместе, а не отправлять их подальше, чтобы родители могли «спокойно» помолиться. Не стесняйтесь подходить с детьми близко к алтарю и стоять впереди – им будет интересно, и они будут чувствовать, что мама и папа – рядом» – посоветовал о. Константин.

А о. Кирилл поделился своими воспоминаниями: «Когда я был маленьким, наши родители чего только не делали, чтобы привести нас в храм, да и самим поучаствовать в богослужении – менялись или один с детьми постарше шел к самому началу службы, а другой с маленькими приходил к самому Причастию. Они понимали, что всю Литургию ребенку отстоять трудно, а Всенощную – почти невозможно. И не брали нас на всю службу. Но смогли привить нам веру и любовь к храму.

Наталья Мурзина

См. также: Что делает приход общиной?

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version