Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Приходите к нам в хоспис»

Как-то у нас лежала женщина, учительница, ей было около 45 лет. К ней приходили ее дочери, 18-ти и 13-ти лет и сын. Потом женщина скончалась, и через некоторое время к нам пришел ее сын, оборванный, грязный, навестить маму. Он и не знал, что она умерла. И когда мы стали спрашивать, он рассказал, что его сестра вышла замуж, и ее муж сказал, что они не могут жить вместе. Сестра подчинилась, и мальчик должен был поехать к отцу. Отец был в разводе с матерью, у него была другая семья. Тогда мальчик стал скитаться и пришел к матери, думая, что она еще жива

«Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу. Не сказал Господь, если станете поститься, будете подобны Отцу вашему. Не сказал, если будете соблюдать девство или станете молиться, будете подобны Отцу Вашему. Но сказал: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный. Это дело Божие. Милости хочу, говорил он, а не жертвы».
Св. Иоанн Златоуст

Сестричество св. преподобномученицы Елизаветы, о котором мы хотим рассказать, действует при хосписе в Лахте в Ленинградской области. Сестры милосердия оказывают здесь паллиативную помощь. 90% людей, которые находятся в хосписе, являются лежачими больными. В комнатах, где они лежат, горят лампады, лежат синодики, в которых записаны имена тех людей, которые уже умерли, за которых можно и нужно молиться. За год в хосписе умирает около трехсот человек. Столько же человек умирает на дому. Мы говорим со старшей сестрой сестричества Еленой Анатольевной Кабаковой.
– Наше сестричество было создано в 1994 году при участии сотрудников хосписа. Духовник сестричества – протоиерей Георгий Артемьев, настоятель храма апостола Петра в Лахте.
У нас есть чин посвящения в сестры милосердия по чину посвящения Мариинской обители. Посвященных сестер у нас 15 человек. Есть испытуемые сестры, которые работают на испытании год или два, а есть добровольные помощники, которые пока не хотят вступать в сестры и помогают им. Всего у нас около 30 человек. Нам еще очень хорошо помогали семинаристы. Сейчас они закончили учиться, но кое-кто из них продолжает приезжать и помогать нам.
Служение в хосписе – духовная поддержка онкологических больных. Приготовление их к уходу из этой жизни. В хосписе оборудована молитвенная комната, собрана духовная библиотека, видео- и аудиотека, которой пользуются не только больные хосписа, но и их родственники. По благословению духовника сестры читают каноны на разлучение души с телом. В экстремальных ситуациях приходится даже крестить больных мирским чином. Без молитвы помощь больному человеку может оказаться даже вредной.
Работа в хосписе тяжелая. В нашем сестричестве мы стараемся поддерживать друг друга, и я не могу даже сделать разделение между персоналом хосписа и сестрами. Все это есть одно целое. Больным оказывается и медицинская, и социальная, и психологическая помощь, и духовная. Помимо тех сестер и братьев, которые входят в сестричество, еще есть добровольные помощники. По субботам к нам приходит группа женщин, которые помогают заниматься больными, мыть их, потому что персонал не успевает зачастую заниматься всеми. Сестры читают больным книги, беседуют с ними. Даже не столько сестры рассказывают, сколько сами больные хотят, чтобы их послушали. Желающие могут принять Таинства Церкви. Для нас это большая радость, потому что мы понимаем, насколько это важно для души человека, который уходит в другой мир.
Однажды у нас лежал мужчина, музыкант, композитор, который раньше не задумывался о вере в Бога. Когда же он понял, что находится на пороге ухода из этого мира, он проникся сознанием веры в Бога. Для нас это было большой поддержкой. Потому что для той работы, которую мы несем в хосписе, приход к Господу является вершиной.
Ежедневно все, кто приходит на работу, сестры и сотрудники хосписа, читают молитвенное правило. В это правило входит поминовение сестер, всех болящих в хосписе, и есть синодик по все усопшим в хосписе.

– Что можно сделать для человека, который, как мы заведомо знаем, уходит из жизни?
– Этот вопрос очень сложный. Потому что ничего нельзя человеку навязать, и больной во многом зависит от нас, и нужно очень тактично подходить. Конечно, главное для сестры милосердия – привести такого человека в согласие с Богом.

– Сколько времени человек может лежать в хосписе?
– От одного дня до нескольких лет. Часто бывает, когда больного кладут в хоспис, чтобы наладить его физическое состояние, обозначить лечение, чтобы он мог вернуться в семью, в родные стены.

– Какие взаимоотношения сестер и тех, кто лежит в хосписе?
– Очень теплые. Мы часто учимся у них терпению, мудрости, любви. Потому что на грани перехода в другую жизнь человек, как правило, переоценивает все свои ценности. У него меняется мировоззрение. Все это происходит на наших глазах, потому что больные делятся с нами своими духовными изменениями.
Однажды к нам положили молодого врача, ему 34 года, он понимал, что уходит из жизни, был замкнут, агрессивно настроен. Его родственники жили в Сибири, и он не сообщил им о том, что смертельно болен. Сестры долго с ним разговаривали, молились, уговорили его написать письмо родным. Какую большую радость мы испытали, когда к нему приехали все его братья, которые смогли поддержать его в трудную минуту и попрощаться с ним!
Могу сказать, что обстановка у нас совсем не такая, как в привычных больницах, а более домашняя, теплая. Помню еще одного молодого мужчину, у которого никого не было – ни семьи, ни детей. И вот у нас он понял, что мы – его семья. Он даже завел маленького щенка. Пролежав в хосписе полгода и почувствовав, что наступают его последние дни, он просил сестер, чтобы они позаботились о его щенке. Так щенок остался жить в хосписе.

– Елена Анатольевна, а кто финансово помогает вам в вашем служении?
– Важно помнить, что сестринская работа – серьезное служение. И не с неба все сваливается. Если в 19 веке один крупный жертвователь мог содержать два-три сестричества, то сейчас время другое. Мы пишем много заявок в различные фонды, организации, нам хорошо помогает Христианский Межцерковный Диаконический Совет. В прошлом году мы выиграли грант на детскую программу сестричества.

– Да, действительно, у вас не только хосписное служение, но и работа с детьми, родители которых лежат в хосписе. Давайте поговорим подробнее о детском служении.
– Все началось спонтанно. Несколько случаев подвигли нас на работу с детьми, чьи родители являются пациентами хосписа. Как-то у нас лежала женщина, она учительница, ей около 45 лет. К ней приходили ее дочери, 18-ти и 13-ти лет и сын. Потом женщина умерла, и через некоторое время к нам пришел ее сын, оборванный, грязный, он пришел навестить маму. Он и не знал, что она скончалась. И когда мы стали спрашивать, он рассказал, что его сестра вышла замуж, и ее муж сказал, что они не могут жить вместе. Сестра подчинилась мнению мужа, и мальчик должен был поехать к отцу. Отец был в разводе с матерью, у него была другая семья. Тогда мальчик стал скитаться и пришел к матери, думая, что она еще жива.
Этот случай открыл нам глаза на проблемы тех детей, которые остаются сиротами, когда их родители умирают в хосписе.
Другой случай, когда к бабушке приходили трое малолетних внуков. Потом мы увидели, что тайком бабушка пытается кормить их своим обедом. Выяснилось, что у них родители алкоголики, которые не заботятся о своих детях, и дети часто голодают. Все воспитание взяла на себя бабушка. Пока не слегла, она работала, ухаживала за детьми, и когда бабушка скончалась, то дети оказались в ситуации, что родители вроде и есть, но их нет.
И вот с этого момента мы начали оказывать помощь таким детям.
Оказалось, что их очень много. Не только тех, чьи родители уже умерли, но и те, кто тяжело переживает процесс их болезни. Это такая же психологическая травма для ребенка, как и для взрослого человека.
И ребенок не может сам справиться с трудностью такой ситуации.
У нас не было помещения, в котором мы могли бы заниматься с детьми. Но была возможность арендовать автобус. Мы видели, что этого недостаточно, т.к. многие дети нуждаются и в социальной, и в финансовой, и в медицинской поддержке. Так возникла программа помощи детям. Город пошел нам навстречу. Мы получили здание без окон – без дверей, которое сами отремонтировали. Сейчас там социально-профилактический комплекс «Лахта» для детей: творческие и спортивные кружки, студия. Занимаются в нем не только дети тех родителей, которые лежат в хосписе, но и местные жители. Сюда приходят и дети уже умерших родителей. Они получают различную помощь, участвуют в мероприятиях. Мы организуем летние лагеря для всех детей. Кроме того, в этом здании в приюте постоянно живут семь подростков. Они живут либо в отдельных комнатах, либо по двое. И питание, и житье этих детей обеспечены за счет частных пожертвований жителей Петербурга, что вызывает особую радость.
Конечно, самое важное то, что дети при этом комплексе постепенно начинают воцерковляться. А приход к Богу многое меняет в каждой человеческой жизни. Чего греха таить, еще пятнадцать лет назад многие из нас самих еще и не думали, что они будут ходить в храм, принимать церковные таинства.
Какая нам нужна помощь?
Во-первых, если к нам придут те из вас, кто захочет нам помогать, мы будем только рады. Мы познакомимся с вами, спросим, где бы вы хотели проявить свои силы. Но сразу к общению с больным мы стараемся людей не допускать. После какой-то бытовой работы – например, мытья окон, работы в саду – тогда уже вместе мы решим, на каком поприще вы сможете у нас нести служение.
Кроме этого, нам постоянно нужна помощь продуктами. Вот это, пожалуй, самая важная помощь, которая нам нужна. Еще нужны хорошие книги, лучше классическая литература, книги духовного содержания.

Приезжайте к нам, сами все посмотрите, увидите. Наш адрес: Лахта, ул. Красных Партизан, дом 4.
Телефон: 9746934

Подготвила Жанна СИЗОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?