Новые проблемы сулит обездоленным детям законопроект «Об опеке и попечительстве», который прошел в Думе первое чтение».
Три месяца назад мы взяли в семью двух близняшек. Я стал приемным папой, у нашей дочки появились братик и сестричка. Почему мы с женой приняли такое решение – говорить не стану. Я вообще не стал бы рассказывать о нем всему миру. Но депутаты Госдумы решили изменить законодательство. Они намерены не только ликвидировать все негосударственные приюты (в том числе и церковные), но и разрушить тысячи патронатных и приемных семей. А значит, и мою. Вот и приходится писать о своем личном деле. Хотя, может, оно все-таки не только мое?
Прежде всего расскажу вам, как создается приемная семья. Сначала сбор документов. Процесс это не быстрый. Одна только справка об отсутствии судимостей готовится месяц. Труднее всего оказалось получить справку о состоянии здоровья. Ее выдает только районная поликлиника, куда я уже многие годы не заглядывал. Пришлось отпрашиваться с работы, выстаивать длинные очереди. Почему этот документ нельзя получить не только в платных клиниках, но даже в прославленных государственных ведомственных медучреждениях, где я лечился на основании договора о добровольном медицинском страховании, понять невозможно. Кто и почему лишил лицензированные медучреждения такого права?!
Нашей семье, к счастью, повезло. Органы опеки Московской области не только не чинили лишних проблем, но, напротив, старались всячески помочь. И мы получили статус кандидатов в приемные родители. Потом началось самое трудное. Выбор детей. Компьютерный банк данных. Анкеты и «слепые фотографии». Истории болезней. Здоровых сирот не бывает. Есть только больные и очень больные. Очень – это СПИД, гепатит, детский церебральный паралич, умственные отклонения. Все это мелькает перед глазами. 10 минут, 20… 30… Тот, кто не прошел этой процедуры, едва ли поймет, сколь тяжела она. Трудно, знаете ли, быть Богом. Скажешь «да» – и малыш получает шанс на нормальную жизнь. Скажешь «нет» – и лишишь его этого шанса. Вдруг он больше никому не понадобится? Пройдя все это, мы уже три месяца живем с нашими близнецами. Своим чередом идут обычные родительские заботы. Детки наши уже научились сами стоять, сделали первые шажки, они лепечут «па-па-па, ма-ма-ма». Пора делать прививки, приглашать массажистку…
Но тут объявляются депутаты со своими законопроектами «Об опеке и попечительстве» и поправками в Семейный и Гражданский кодексы. А они несут колоссальные изменения в ныне существующую процедуру. В результате органы опеки из муниципального ведения переходят в подчинение региональных властей. Кроме того, устанавливается новый порядок оформления приемной семьи. Все вместе это означает, что все ранее подписанные документы становятся недействительными. К такому выводу пришли юристы Правового управления Госдумы. Они обратили внимание законодателей: если не будет предусмотрен особый порядок вступления законов в силу, то дети, уже переданные в приемные семьи, находиться в них не смогут, поскольку исчезнет для того правовая основа.
Чем это грозит? Мы должны будем все начать заново? Ходить, собирать документы, стоять в очередях, упрашивать чиновников? А кто будет детьми заниматься? Или мы вообще должны будем их сдать в детдом, пока Дума не разъяснит, как жить по этому закону? И вот еще вопрос: дети прописаны у нас – их теперь лишат регистрации? И медицинских страховок, и гражданства российского, которое оформлялось на основании наших заявлений, тоже – раз договор о приемной семье потеряет силу, и мы перестанем быть приемными родителями?
Я позвонил главе думского комитета по уголовному, гражданскому и арбитражному законодательству Павлу Крашенинникову и задал все эти вопросы. Он попытался меня успокоить, уверяя, что с 1 января 2008 года законы в силу, как это планировалось, не вступят. Но органы опеки на местах располагают другой информацией. И там уже вовсю готовятся к реорганизации, которая произойдет с нового года и, как предполагают чиновники, все-таки потребует переделывать все документы.
Еще Крашенинников обещает ко второму чтению внести некие поправки. Но пока об их сути ничего не известно, а кроме того, Дума принципиально не замечает критики этого законопроекта.
Сам проект закона «Об опеке и попечительстве» Лаховой-Крашенинникова появился еще в мае 2005 года. Авторы предложили уничтожить патронатные семьи. Напомню, что это такое. Патронатные семьи – одна из форм устройства детей в семью, при которой за детским домом сохраняются обязанности защищать интересы ребенка и оказывать всевозможную помощь родителям-воспитателям – психологическую, педагогическую, медицинскую и т.п. Вы спросите: а почему, если патронатные родители так любят детей, они не готовы их усыновить? Из-за корысти? Сколько семей – столько причин. А корысть – это в Подмосковье 5250 рублей на ребенка. Плюс 8500 рублей зарплата его родителям (на содержание сироты в детдоме государство должно тратить 21 000 рублей!). Но таким детям от государства положено право на бесплатное жилье (получить его практически невозможно) и бесплатное образование, а вот это уже реально. И почему надо отказывать в этом приемному ребенку, если ты действительно заботишься о его благе на годы
вперед?
В 2005 году идея ликвидировать патронат вызвала шквал критики, и российское правительство официально отказалось поддержать проект закона. Прошло два года. И он неожиданно «всплыл» снова. Но в еще более жестком виде. Запрет на патронат сохранился, несмотря на протест Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, члена Общественной палаты Александры Очировой и телеведущей Светланы Сорокиной. В мае 2007 года все эти уважаемые люди собрали пресс-конференцию и призвали не допустить принятия закона.
Кроме того, Лахова и Крашенинников ввели в нынешний законопроект требование содержать сирот исключительно в государственных и муниципальных учреждениях. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев в апреле написал письмо в Думу и от имени правительства указал на недопустимость ликвидации негосударственных приютов. Что же касается угрозы приемным семьям, то это вызвало «рекламацию» со стороны Правового управления Госдумы. Казалось бы, упомянутые замечания следует учесть. Но в итоге 7 ноября думцы единодушно приняли законопроект, не учтя ни одного замечания!
Депутат Павел Крашенинников говорит, что таков порядок: закон в первом чтении принимается в таком в виде, в каком он был внесен. Однако вносили его в 2005-м, а в октябре 2007-го «перевнесли» и рассматривали уже в новой редакции. Напомню, что свое письмо Дмитрий Медведев направил в апреле, Лукин и общественники выступали в мае. Так что исправить проект время было. Значит, по логике вещей, не было желания это сделать. И где гарантии, что оно появится позднее?
Общественность пытается остановить прущий как танк закон. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк решение Госдумы называет «странным и трудно объяснимым»: «Добрые семена, которые начали прорастать, будут уничтожены. Это преступление против детей и народа России. Это страшный удар».
Правозащитный центр Всемирного русского народного собора (сам Собор возглавляет Святейший патриарх Алексий II) призвал депутатов снять законопроект с дальнейшего рассмотрения. Православные правозащитники считают, что «Единая Россия» должна дать оценку «инициативе Лаховой и Крашенинникова, подрывающей авторитет партии в глазах миллионов россиян», а правоохранительные органы расследовать причины его появления. Схожую позицию занимает и глава фонда «Право ребенка» Борис Альтшуллер. По его мнению, законопроект «взяткоемкий». «Варварским» считает его официальный представитель Федерации еврейских общин России Андрей Глотов.
Известный писатель, руководитель Детского фонда России Альберт Лиханов и директор московского детского дома N 19 Мария Терновская исповедуют разные подходы к борьбе с сиротством. Альберт Анатольевич выступает за семейные детские дома и с недоверием относится к патронатным семьям. Мария Феликсовна – горячая сторонница патроната, именно в нем видящая спасение. Но оба они практически одними и теми же словами говорят о недопустимости монополии органов опеки и попечительства в этой сфере. Альберт Лиханов напоминает, что президент не раз призывал передать часть государственных функций гражданскому обществу: «А на практике происходит наоборот». И Терновская, и Альтшуллер, и Лиханов считают сотрудников этих ведомств недостаточно компетентными. Лиханов говорит: «У меня немало примеров того, как из-за их ошибок происходили настоящие трагедии».
Руководитель Детского фонда, академик Российской Академии образования Альберт Лиханов
Неравнодушные люди разных взглядов и убеждений считают: надо остановить законопроект Лаховой и Крашенинникова. По данным Детского фонда, ежегодно российские дома «прирастают» 130 000 воспитанников. К ним придется добавить еще несколько десятков тысяч сирот, которые вновь лишатся родителей, пусть даже приемных, если законопроект в его нынешнем виде станет законом.
Борис КЛИН
Источник: «Известия»