В Марфо-Мариинской обители закончились очередные курсы для приемных родителей. Девять супружеских пар получили документы об окончании. Свидетельства в этот раз выдавались государственного образца: школа приемных родителей при обители получила государственную аккредитацию. Скоро при обители откроется Клуб приемных родителей. О мифах и проблемах, связанных с усыновлением, мы беседуем с руководителем благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям» Еленой АЛЬШАНСКОЙ:
– Необходимо привлекать внимание потенциальных родителей к возможности семейного устройства детей. Чем больше будет подниматься эта тема в обществе, тем более лояльно и заинтересованно оно будет относиться к важности приема ребенка в семью.
Что скажут люди?!
Некоторых людей, задумавшихся об усыновлении, пугают порой довольно несущественные факторы: что скажут соседи, учителя, врачи в поликлинике… Нужно поднимать эту настолько часто, чтобы она не вызывала шока, реакции как на что-то неординарное. У большинства людей сейчас недостаточно адекватное восприятие ситуации с усыновлением. Соседи, знакомые усыновителей начинают их активно обсуждать или, еще хуже, осуждать: «Это же неродной, у него может быть дурная наследственность!». Существуют прочно устоявшиеся заблуждения, мифы об усыновлении, совершенно не соответствующие действительности, которые необходимо раскрывать как несостоятельные, развенчивать их. Мы постарались это сделать. В разных районах Москвы на остановках транспорта можно увидеть три типа рекламных плакатов, изображающих мифы семейного устройства, каждый из которых развенчивает устоявшиеся стереотипы. Цель этих плакатов – донести, что слухи не являются правдой. Также с помощью этих плакатов люди должны задуматься о возможном усыновлении, заинтересоваться этой темой.
Наследственность и бюрократы
«Первый плакат развенчивает миф о том, что у усыновленных детей проявится наследственность, рано или поздно, при любом, даже самом благополучном воспитании. «Пошел по стопам родителей» – это не довод. Ребенок, если, к примеру, начал курить, делает это совсем не из-за того, что его биологический отец, которого он в глаза не видел, курил. Генетически поведение не передается. Темперамент, внешний вид – да, но не поведенческие условности. В этом все-таки решающим фактором является окружение и воспитание.
Другой миф – якобы безумная сложность прохождения процедуры усыновления: бесконечные документы собираются годами, к тому же с тебя вытягивают деньги, а в итоге ты все равно ничего и никого не получаешь. Все совсем не так. Как ни крути, сколько бы сложностей ни было, ответственно заявляю: в России одна из самых простых систем усыновления ребенка. И одна из самых краткосрочных. В любой стране мира ожидание возможности стать усыновителями занимает гораздо большее время. Не спорю, нужно набраться терпения, но три-четыре месяца – крайний срок, в течение которого осуществляется сбор документов. Поверьте, это небольшой срок. Родители ведь готовы ждать своего родного ребенка в течение срока беременности, никто не может сказать: «Почему я должна его ждать 9 месяцев? Хочу через месяц!». При этом беременной женщине постоянно придется предпринимать какие-то усилия, вплоть до болезненных родов. Ребенок – это не беспроблемная акция. Не могут в службе одного окна вам выдать красивого сына или дочку, обязательно должна быть некая система проверки, отбора. Не спорю, кто-то за это время может и передумать, но если человека утомляет сбор документов или прохождение обучения, это повод задуматься о том, насколько он готов стать родителем. Если на первом же этапе он сорвется, передумает – очень хорошо».
Проверка на прочность
«Часто вызывает опасение и сам ребенок, его поведение. Приемные родители, прошедшие практику усыновления, могут сказать определенно, что самые сложные- первые дни после того, как вы привели ребенка в семью. Их надо пережить с честью. Ребенок постоянно боится, что его бросят, и часто ведет себя очень дерзко и провокационно именно потому, что подспудно проверяет новых родителей, насколько они готовы его терпеть. Он несознательно это делает, но пытается проверить на прочность свою новую семью, чтобы быть уверенным, что его не бросят. Здесь может случиться трагедия, если родители не были подготовлены к встрече с приемным ребенком. Они должны все тысячу раз решить окончательно и знать обо всех подводных камнях, чтобы не произошло возврата. В этом случае трудно переоценить помощь школ будущих усыновителей. Приемные родители должны учиться, выяснять подробнее возможные ситуации и пути выхода из них. Но есть и кое-какие моменты, которые меня настораживают. Хотелось бы, чтобы на курсах будущих родителей побольше знакомили с практикой. И, конечно же, у приемных родителей должна быть возможность при необходимости обратиться к специалисту и после усыновления. Я – за полное бесплатное сопровождение после усыновления. К сожалению, в государственных структурах такой возможности нет, ее могут позволить себе только некоммерческие организации, не обремененные рамками госзаказа».
Взгляд изнутри
А что думают о мифах об усыновлении сами будущие приемные родители? Мы задали этот вопрос одному из выпускников курсов.
Андрею К. 29 лет, он уже не первый год мечтает об усыновлении, несмотря на то, что растит своего маленького сына:
«Думаю, все будет нам с женой по силам, о сложностях осведомлен, да и сам предполагал, что они могут быть. Мы ведь не знаем, что ребенок пережил, что у него внутри, на душе. Просто изо всех сил будем стараться сделать его или ее счастливее. Оформление документов – да, напрягает, у меня совершенно нет на это времени, а жена – с ребенком. Но это не повод оказаться от усыновления. По поводу дурной наследственности, даже если она есть – думаю, многое можно нивелировать любовью и воспитанием. По поводу долгого ожидания – что ж, готов ждать. Первой об усыновлении заговорила моя жена, у меня на тот момент были другие жизненные задачи и ценности. Кому-то покажется это нелогичным, но только после рождения своего сына, я почувствовал, что хочу усыновить ребенка. Хочется просто помочь. Это самое малое, что я могу сделать. Хочу больше участвовать в помощи детям из детских домов».
Приемным родителям есть, что обсудить друг с другом и со специалистами не только во время плановых консультаций, но и в неформальной обстановке. Кто-то усыновил ребенка, кто-то еще нет. Пройдут годы, взаимный опыт пригодится и новичкам, и тем, кто столкнулся с непредвиденными сложностями. В Клубе приемных родителей, открывающемся в Марфо-Мариинской обители, можно будет за чаепитием поделиться семейными буднями, обсудить возникшие проблемы. Это – одна из форм сопровождения усыновителей, наряду с более официальными встречами с психологами или социальными педагогами».
Начать с улыбки
Свое напутствие приемным родителям после вручения дипломом дал настоятель храма Всех святых в Красном селе протоиерей Артемий Владимиров, опекающий сирот церковного приюта во Владимирской области:
«Есть большая разница между воспитанием и перевоспитанием. Если вы берете ребенка со второй целью – лучше этого не делать, не стоит подходить к усыновлению с такой установкой. Опыт жизни учит, что больше всего изменить мы можем только себя, и не стоит слишком рассчитывать на то, что нам под силу в корне что-то или кого-то переделать, переломать. Конфликты с приемным ребенком, как и с родным, неизбежны, но их может быть значительно меньше, если любое выяснение отношений вы начнете с улыбки, даже если она будет вам даваться в момент внутреннего гнева с трудом».
Пройти весь процесс усыновления – значит, не обмануться в надеждах, которые подаришь ребенку. Дни и месяцы ожидания, учения, действий похожи на огромную книгу, в которой нельзя пропустить ни страницы. Эта книга может стать отличным семейным альбомом. Все зависит от нас.