За последние годы и десятилетия ученые неплохо изучили рак и даже научились лечить некоторые его виды, однако до полной победы над этим заболеванием все еще далеко. Рак опасен, и, пожалуй, никто не может принять такой диагноз хладнокровно.
Причины злокачественных новообразований множественны, и в большинстве случаев неясно, откуда рак взялся, что было первопричиной, что послужило толчком, мог ли больной предвидеть возможность заболевания и предотвратить его. Отсюда в сознании людей рождаются мифы, один из которых стал предметом горячих обсуждений и осуждений в публичном поле совсем недавно благодаря вопиющему случаю.
Женщина собрала подписи жильцов подъезда, требуя, чтобы семью с больным раком ребенком, приехавшим в столицу на лечение, выселили оттуда. Она искренне верила в то, что раком можно заразиться.
Разумеется, рак – заболевание не инфекционное и заразиться им нельзя.
На этом можно было бы поставить точку, но для того, чтобы и в будущем не впадать в заблуждения, лучше в общих чертах представлять, какие биологические механизмы задействованы в образовании злокачественной опухоли и какие внешние факторы на самом деле могут их запустить.
О канцерогенезе простыми словами
Зарождение и развитие опухоли называют канцерогенезом или онкогенезом. Это сложный многоэтапный процесс перерождения нормальных клеток ткани того или иного органа в раковые.
Как это происходит?
Существует несколько гипотез канцерогенеза, но большинство ученых на данном этапе принимают в качестве наиболее достоверной мутационную теорию. Давайте познакомимся с ней в самом первом приближении.
Клетки организма делятся не только в детстве и юности, когда человек растет и развивается, но и на протяжении всей жизни, так как живые ткани нуждаются в обновлении. Процесс этот требует строгого контроля, который осуществляют гены. Они же регулируют не только деление, но и дифференцировку, то есть клеточную специализацию: эта клетка станет эпителиальной, эта – жировой, а та – миоцитом (мышечной клеткой).
Специальные гены, которые контролируют деление клеток и их дифференцировку, называются протоонкогенами. Протоонкоген может мутировать в онкоген, который больше не регулирует эти процессы.
Клетки начинают делиться бесконтрольно и перестают приобретать характеристики той ткани, в которой они находятся. Накапливаясь там, они образуют злокачественную опухоль, а кроме того, в виде метастазов они способны проникать в другие органы и ткани.
Но есть в нашем организме и антогонисты протоонкогенов – это гены-супрессоры. Они тормозят клеточное деление и мешают клетками избегать дифференцировки. Известно, что кацерогенез может быть запущен, если блокировать действие генов-супрессоров.
Итак, механизм сдерживания рака – двусторонний, и повреждение любой из двух частей приведет к развитию онкологического заболевания.
Повреждается же механизм в результате мутации протоонкогена или гена-супрессора, то есть при ошибке в копировании ДНК.
Что вызывает мутации?
Во-первых, в некоторых случаях человек рождается с нарушениями в системе репарации ДНК. Репарация – это способность клеток исправлять химические повреждения и разрывы в молекулах ДНК. При ее нарушении копирование ДНК при образовании новой клетки происходит не всегда точно, возрастает вероятность ошибок (мутаций).
Во-вторых, мутагенной активностью обладает ряд внешних факторов, список которых хорошо известен и постоянно пополняется.
Это разнообразные вещества (канцерогены), способные реагировать с дезоксирибонуклеиновой кислотой (именно это вещество и прячется за привычной нам аббревиатурой ДНК) и нарушать ее структуру. Канцерогены содержатся в промышленных, сельскохозяйственных и строительных поллютантах воздуха и воды, в табачных смолах, в некоторых продуктах питания глубокой переработки.
Кроме того, мутагенной активностью обладают солнечная радиация (ультрафиолетовое излучение) и ионизирующее излучение.
Важный факт: человеческий организм вырабатывает и собственные мутагены. Ученые считают, что под воздействием эмоционального стресса или иных факторов возможны метаболические изменения в организме, приводящие к их активизации.
И, наконец, вирусы.
Неужели все-таки они?
Да, вирусы могут играть роль мутагенов, однако это не значит, что раком, развившимся в результате вируса, можно заразиться. Подхватить можно сам вирус, но вряд ли от ракового больного: как правило, между вирусным заболеванием и образованием злокачественной опухоли проходит весьма значительное время, от 10 до 40 лет, и больной раком, скорее всего, уже не является носителем инфекции.
Хорошо известна связь некоторых штаммов вируса папилломы человека (ВПЧ) и рака шейки матки. В то же время связь это не взаимно однозначная: 25% случаев этого вида рака развиваются в отсутствие ВПЧ, а сам ВПЧ в 90% случаев проходит бесследно исключительно благодаря иммунитету, не оставляя никаких вредных последствий.
Подхватить же папилломавирус никак нельзя, просто повстречавшись с носителем на лестничной клетке. Единственный способ его передачи – это половой контакт.
Прививки от вируса папилломы человека: цифры и факты
Вирусы гепатитов В и С способны спровоцировать формирование злокачественной опухоли печени, однако лишь у 5 или менее процентов пораженных. И снова эти вирусы не передаются воздушно-капельным путем: гепатитом В можно заразиться при половом контакте или в результате переливания крови от носителя, гепатитом С – только через кровь.
Вирус Эпштейна-Барр (ВЭБ, вирус герпеса 4 типа) может стать причиной лимфомы Беркитта и рака носоглотки. Однако, по оценкам экспертов, этот вирус имеется в крови 90-95% взрослого населения и половины детей младше 5 лет, а раком, ассоциированным с вирусом, его носители заболевают чрезвычайно редко.
Вирус герпеса 8 типа может стать причиной одной из разновидностей саркомы Капоши, однако активизируется он на фоне иммунодефицита, и чаще всего опухоль развивается у людей, больных СПИДом.
Кстати, об иммунитете.
Главный антагонист рака
Многие ученые считают, что потенциальные опухолевые клетки постоянно образуются в организме человека, однако они распознаются и разрушаются клетками иммунной системы. Клинические наблюдения за больными с ослабленным иммунитетом свидетельствуют о том, что у них злокачественные опухоли встречаются в десятки раз чаще, чем у людей с нормально работающей иммунной системой.
Казалось бы, вот и решение: подстегнуть иммунную систему и рак отступит. Собственно, ученые и идут по этому пути, но здесь не все так просто.
Дело в том, что клетки опухоли умеют сопротивляться клеткам иммунитета, и для победы над раком необходимо преодолеть это сопротивление.
Один из механизмов такого преодоления открыли лауреаты Нобелевской премии по медицине нынешнего года Джеймс Эллисон и Тасуку Хондзё.
Иммунная терапия рака: как было сделано открытие, получившее Нобелевскую премию
Сейчас проводятся сотни испытаний препаратов, основанных на иммунологических подходах, а также разрабатываются протоколы оптимального сочетания иммунотерапии с традиционными химио- и радио-терапиями рака.
Источники: