Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Президент SuperJob Алексей Захаров: «Ситуацию на рынке труда я бы описал как стабильно-тревожную»

Что происходит на рынке труда, как быть тем, кого уже уволили или вот-вот попросят об уходе, и почему бессмысленно искать работу через центры занятости

С 24 февраля 2020 года с российского рынка ушел целый ряд зарубежных компаний – работодатели около 200 000 человек.

Большинство их сотрудников пока сохранили трудоустройство и получают за простой половину или две трети зарплаты. Аналогичная подвешенная ситуация и в сферах, где были вынуждены приостановить или сократить объемы работы из-за экономических санкций. Например, аэропорт «Шереметьево» отправил на простой 20% персонала, сохранив им две трети зарплаты и льготы по ДМС.

«Ситуацию на рынке труда я бы описал как стабильно-тревожную»

Рынок труда в России в середине марта 2022 года

По данным Индекса рынка трудаSuperJob от 17 марта, в среднем число вакансий с момента начала спецоперации на Украине упало на 8%, но все равно превышает средние показатели аналогичных периодов 2017—2019 годов на 7%. Портал hh.ru отмечает, что за этот период число активных вакансий снизилось, а число активных резюме, напротив, выросло.

Специалисты отмечают возросший спрос в строительстве, промышленности и производстве. По-прежнему востребованы курьеры, врачи и медицинские сестры, фармацевты. Сохраняются вакансии на госслужбе.

Падение наблюдается в ритейле, сфере рекламы и PR, в консалтинге и особенно в страховании. Изменения коснулись и сферы образования – в той ее части, которая была связана с набором кадров для онлайн-школ.

В сфере IT падение неравномерное: западные IT-компании ушли с российского рынка труда, зато появился устойчивый спрос на программистов и разработчиков в госсекторе.

Вакансии в сфере волонтерства и НКО просели заметнее всего – на 76%. Однако это очень малочисленный сегмент рынка, снижение рекрутинговой активности в этой сфере на рынок труда практически не влияет. В остальных сферах падение в среднем от 20 до 50%.

Что изменилось на рынке труда с конца февраля 2022 года? Можно ли проводить аналогии с другими кризисами или происходит нечто абсолютно новое?

– Изменилось почти все, и мы пока не понимаем, к чему это приведет, по крайней мере пока мы не получим хотя бы какую-то определенность в глобальной политике. Гадать и строить прогнозы пока что бессмысленно. Ситуацию на рынке труда я бы описал как стабильно-тревожную. Но важно подчеркнуть, что сейчас абсолютно все работодатели не хотят увольнять персонал и как-то перестраиваться.

Все помнят, как два года назад объявили локдаун, пообещали нам, что скоро все умрут от нового вируса, и заявили, что работать в такой обстановке нельзя. Огромное количество компаний весной ковидного 2020 года сокращали персонал, полностью закрывались. После того как ограничения стали снимать, все с огромным трудом восстанавливали численность людей. Многие смогли окончательно завершить этот процесс только сейчас, причем с большими затратами.

Для ориентира я могу сказать, что, например, наем нового продавца стоит в среднем его шестимесячную зарплату – это расходы на размещение вакансии, обработку резюме, зарплату рекрутера, обучение и так далее.

Имея этот опыт, снова кричать «Мы все умрем»!» никому не хочется, поэтому сейчас большинство работодателей занимают выжидательную позицию. Со стороны всех клиентов мы сейчас слышим, что они будут до последнего держать сотрудников, именно опираясь на опыт ковидной безработицы, которая была абсолютно рукотворной историей – и не только в России.

«Курьеров как не хватало, так и не хватает. Пожалуйста – нанимайтесь!»

 – То есть, ни о какой панике речи не идет?

– Пока никакого повода для паники нет. И безработицы нет, в крупных регионах и городах-миллионниках ее не предвидится. Да, цифры звучат впечатляюще: без работы остались или могут остаться около 200 000 человек. Но давайте вспомним, что население России – более 145 млн.

Для конкретного человека, который потеряет работу, это, конечно проблема, как, собственно, было всегда. Это стресс, в любых обстоятельствах. Таких людей, наверное, в ближайшее время будет много, но – в краткосрочной перспективе. Потому что будет действовать принцип: здесь уволился, там работу нашел. Возможно, зарплата на новом месте будет ниже, но такого, как в 90-е, когда в одном месте уволился и не смог найти ничего – не будет.

– Но ведь число вакансий за этот неполный месяц сокращается?

– Сокращается, но далеко не везде. Действительно, весь перспективный подбор, ориентированный на новые проекты, сейчас более вялый, кандидатов смотрят, но не готовы сразу давать им офер. Это касается позиций средних и высоких.

У высококвалифицированных программистов нет проблем. У средних – сложнее, количество вакансий для программистов сократилось, потому что было огромное количество стартапов, инвестиционных проектов, которые нанимали людей. Это все сейчас остановилось.

В рекламе, маркетинге, СМИ по-прежнему требуются высококвалифицированные специалисты. А вот если вы были средненьким сотрудником в соцсетях, считавшим себя крутым СММ, то этот пузырь, увы, схлопнулся. Просело страхование, просто потому что многие вещи, которые раньше страховались, теперь не нужны, а на новые направления нужно время. Обвалилось все, что связано с транспортировкой, а в другую сторону пока не наладилось. Наладится – снова будут нужны люди, правда, с новыми компетенциями – возможно, очень пригодится знание китайского языка.

Курьеров как не хватало, так и не хватает. Пожалуйста, у нас прямо сейчас 100 000 таких вакансий – нанимайтесь!

«Система центров занятости умерла еще 20 лет назад, они не могли и не могут помочь с поиском работы»

Что делать тем, что оказался сейчас в подвешенном состоянии – вроде не уволили и даже платят половину или две трети зарплаты, но дальнейшие перспективы не ясны?

– Рынок надо изучать всегда, а не только тогда, когда вас уволили. Но у нас народ на страничку Бузовой в соцсетях заглядывает каждый день, новости читает, а вот мониторить подходящие вакансии почему-то не привык. Изучайте рынок, пока есть время, а вы находитесь в стабильном состоянии. Ходите на собеседования, общайтесь – воспринимайте это как тренировку. Если вас не возьмут, ничего страшного, у вас пока что есть работа. А если предложение будет хорошим – вполне можно увольняться и выходить.

– Для таких сотрудников сейчас государство обещает поддержку, они смогут обращаться в центры занятости, даже еще не будучи безработными. Имеет ли смысл такая мера?

– Говорят, потому что надо народ успокаивать. Система центров занятости в существующем виде полностью умерла еще лет 20 назад, они не могли и не могут помочь с поиском работы. Туда надо обращаться только для того, чтобы получить положенные вам выплаты.

«Старайтесь каждый день узнавать что-то новое в своей профессии. Тогда вы абсолютно защищены от любых кризисов»

– Ну а если уже уволили и, хуже того, стало ясно, что твоя специальность сейчас не востребована – что делать?

– Вот тут, возможно, мой ответ прозвучит жестко для большинства людей. Если вы вчера об этом не думали, позавчера не думали и вообще никогда не предполагали, советы тут вряд ли помогут. Придется соглашаться на понижение, вплоть до того, что идти работать курьером.

Если вы не развивались и вчера были такими же, как позавчера, на самом деле вы не умеете ничего. Нужно все время думать о том, как стать лучше себя самого, вчерашнего. Это касается любого, хоть руководителя, хоть токаря.

Время, когда можно было закончить вуз и с этими знаниями досидеть до пенсии, давно закончилось, еще с появлением интернета. Сейчас количество знаний и профессиональной информации огромное, и по идее вы каждый день должны узнавать что-то новое и стараться быть лучшим в своей профессии. Тогда вы абсолютно защищены от любых кризисов.

 – Так, может быть, сейчас самое время поучиться чему-то новому? Разные курсы зазывают к себе. Стоит идти?

– Опять же, если вы до этого не задумывались, какие курсы вам нужны, учеба может пройти впустую, и велик шанс попасть на так называемых инфоцыган, которые просто разведут на деньги, и время будет потрачено впустую. Если учеба была в планах – сейчас самое время.

Лучшая работа – та, что нравится

Как быть студентам и выпускникам вузов, которым предстоит сейчас выбирать специальность, в самом начале карьерного пути?

– Посмотреть на сайтах по поиску работы, сколько платят за специальность, по которой они сейчас выпускаются или выбирают для поступления. На эту тему я написал книгу «SuperJob. Как найти работу в кризис и сделать карьеру», адресую всех заинтересованных.

Вообще на старте карьеры найти работу сегодня проблем нет. Например, если вы девушка 20 лет, без особой квалификации, вы можете получить до 500 приглашений. В основном это будет курьер, ассистент, посудомойка, официантка в простом ресторане, продажа кредитов по телефону и так далее.

Если вы неквалифицированный человек, который хочет получать рыночную зарплату для неквалифицированного сотрудника, цикл трудоустройства – полчаса.

– Сейчас говорят, что лучший вариант работы в России в 2022 году – тот, что связан с импортозамещением…

– Нет, лучший вариант работы – это та, что нравится, что умеешь, та, где тебе интересно. В импортозамещении у нас рядовой соискатель, увы, ничего не понимает и вряд ли сможет в этом поучаствовать. Те, кто будет им заниматься, уже налаживают цепочки поставок, и обычный человек к этой кормушке не пристроится. Не переживайте об импортозамещении, просто старайтесь на своем месте, здесь и сейчас, быть лучшими.

– В связи с кризисом исчезнут ли какие-то профессии?

– Строить прогнозы в этой области – дело неблагодарное. Еще совсем недавно мы думали, что исчезнет профессия почтальона. Но сейчас у нас миллионы «почтальонов» в Москве разносят посылки – теперь это называется курьер. Пока что пандемия показала, что прогнозы абсолютно всех экспертов, что неквалифицированный труд исчезнет, не оправдались

– Верно ли я понимаю, что сейчас будут востребованы люди, которые умеют что-то делать руками?

– Они всегда востребованы!

Иллюстрации Дмитрия Петрова

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?