Православный портал о благотворительности

Преподобный Сергий – человек, изменивший русскую Церковь

Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век – это век Сергия, прихождение в себя после долгого омрачения.

Святой Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVI века.

В маленьком монастыре в честь Святой Троицы под Москвой два десятка иноков голодали уже несколько дней. Отшельники жили в небольших домиках, которые строили сами.

Игумен обители пришел к старцу по имени Даниил и предложил построить ему сени перед келией. Сперва инок отказывался, боясь, что придется очень дорого заплатить, но работник согласился на решето гнилого хлеба. За день построили сени, и преподобный Сергий Радонежский впервые за 4 дня поел.

Епифаний Премудрый – автор первого жития преподобного Сергия сохранил для потомков несколько зарисовок, рассказывающих о первых годах жизни Троице-Сергиевой лавры. Даже изощренный стиль «плетения словес» не мешает читателю понять значение преподобного Сергия для русского монашества и русской истории.

Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ

«Сергий Радонежский, несомненно, был самой яркой фигурой XIV века на Руси. Более того, XIV век – это век Сергия, прихождение в себя после долгого омрачения, это начало нового пустынножительского подвижничества, существенно отличающегося от древнерусского дотатарской эпохи, это прорыв духовной жизни на Руси на новую высоту».

Филолог Виктор Топоров, чьи слова вы только что прочитали, считал преподобного Сергия человеком, изменившим русскую Церковь и русскую историю. Такую же высокую оценку давал святому и историк Василий Ключевский.

Сам же преподобный Сергий был о себе совершенно иного мнения. Даже в житии его образ далек от всякого триумфализма и поражает мягкостью и рассудительностью.

12-летний мальчик Варфоломей просит родителей – святых Кирилла и Марию – разрешить ему строго поститься. Мама, беспокоясь о нем, спрашивает: «Какие грехи могут быть у тебя, почти ребенка». Преподобный Феодосий Печерский в этой ситуации несколько раз убегал из дома. Святой Сергий поступал иначе.

Через несколько лет два его брата – Стефан и Петр – женились. Варфоломей остался с родителями и захотел стать иноком, но отец и мать попросили его подождать, пока они не умрут: «Послужи немного нам, родителям своим, а когда похоронишь, то сможешь исполнить и свое желание».

По традиционной житийной схеме святой часто убегал из дома и, став иноком, не хотел встречаться со своими родителями (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Пимен Великий). Преподобный Феодосий в XI веке первым ломает эту практику. Он несколько раз беседует со своей мамой, после чего она становится инокиней в киевском монастыре «святого Николы». Святой Сергий Радонежский идет еще дальше. Он ухаживает за своими родителями, хоронит их, сорок дней ежедневно молится о них и лишь затем становится иноком.

В XV веке преподобный Иосиф Волоцкий, уже став иноком, будет ухаживать за своим отцом, так что поступок основателя Троице-Сергиева монастыря станет новым образцом для русских святых.

Преподобный Сергий сделал и еще один подарок русскому монашеству – он возродил традицию общежительства на Руси.

Во второй половине XI века преподобный Феодосий ввел общежитие в Киево-Печерском монастыре. Студийский устав предполагал общую трапезу, одинаковую одежду, отсутствие личных вещей в келиях, разветвленную систему хозяйственных послушаний, активную благотворительность.

Феодосий Печерский лично следил за тем, чтобы иноки не привязывались к вещам, не вели пустых разговоров и слушались игумена. После смерти Феодосия 3 мая 1074 года в обители постепенно появилось разделение на богатых и бедных, некоторые иноки стремились жить лучше других.

В Киево-Печерском патерике можно найти немало примеров иноческих споров и ссор. Святыми быть нелегко, и ко времени преподобного Сергия на Руси почти все монастыри были отшельническими. Каждый жил в своей келии, где готовил еду, заботился о своем пропитании и не делился с остальными. Монахи встречались только в церкви, и основателю Троице-Сергиевой лавры пришлось бороться за возрождение общежительного устава.

А еще святому пришлось избегать ссор даже со старшим братом. У Стефана умерла жена, он вместе с Сергием пришел на место основания монастыря, но потом, испугавшись трудностей, ушел в Москву. Через некоторое время, когда иноки уже не испытывали голода, Стефан вернулся, но не захотел подчиниться младшему брату. Стоя на клиросе, он возмущался тем, что именно преподобный Сергий стал игуменом.

Святой молча вышел из алтаря и покинул обитель. В 1358 году святой основал Благовещенский монастырь близ города Киржич на территории современной Владимирской области. Через некоторое время Сергия упросили вернуться в родную обитель и вновь стать игуменом.

Мягкость характера преподобного Сергия позволяла ему не только избегать конфликтов в своем монастыре, но и выступать в роли миротворца. В середине XIV века святой ездил к нижегородским и рязанским князьям с просьбой подчиниться великому князю Московскому и помочь в борьбе с монголо-татарами. Посольства Сергия не всегда заканчивались удачей, но его авторитет во многом способствовал успеху на Куликовом поле.

Но вернемся к житию. Одним из самых известных эпизодов можно считать рассказ Епифания Премудрого о ветхих ризах преподобного. Во многих агиографических текстах рассказывается, как подвижник носит ветхую и грязную одежду, от которой отказываются другие иноки.

«Худые ризы» Феодосия Печерского привели к первому конфликту с матерью, которая не могла видеть своего сына в столь затрапезном виде. Уже став игуменом, Феодосий отправляется к князю. Не узнавший его в плохой одежде возница грубит иноку, но потом раскаивается, увидев, как почтительно с ним обращается правитель.

По той же схеме построен и эпизод в житии преподобного Сергия. Некий поселенец, увидев плохо одетого игумена в огороде, не верит, что это Сергий. Он сидит с ним за трапезой и разговаривает. Вскоре приходит князь, почтительно кланяется святому. Удивленный мужчина, выйдя из-за стола, спрашивает какого-то инока, почему его собеседнику оказывают такую честь. Узнав, что это сам преподобный Сергий, крестьянин раскаивается и уходит, получив большую пользу.

Милосердный характер преподобного Сергия, его мягкость проявилась и в посмертных чудесах. Святитель Дмитрий Ростовский рассказывает о том, как преподобный исцелил бедного слепца. В день Святой Троицы мужчина стоял на улице и молился. Его поводырь отошел по делам, и паломник горько заплакал. Он хотел приложиться к мощам преподобного Сергия и войти храм.

В этот момент кто-то взял его за руку, ввел в церковь и помог дойти до святыни. Слепец прозрел как только приложился к мощам, а его добровольным помощником оказался сам преподобный.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version