Православный портал о благотворительности

Преображение России: РПЦ будет вести миссионерскую деятельность

Российская ассоциация центров изучения религий и сект выражает тревогу в связи с ситуацией, сложившейся в Общероссийской общественной организации “Преображение России”, и независимо от последних событий призывает клириков и мирян РПЦ по-прежнему вести широкую миссионерскую деятельность в филиалах данной организации

ПРЕСС-РЕЛИЗ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ И СЕКТ (РАЦИРС) ОТНОСИТЕЛЬНО «ПРЕОБРАЖЕНИЯ РОССИИ»

6 сентября 2010 г.

Российская ассоциация центров изучения религий и сект выражает тревогу в связи с ситуацией, сложившейся в Общероссийской общественной организации «Преображение России»

Данная организация хорошо известна жителям нашей страны. Во всех регионах действуют ее отделения, приглашающие наркоманов, лиц без определенного места жительства и даже «бывших участников боевых действий» на прохождение некоей «бесплатной реабилитации». Более того: из-за слова «преображение», которое ассоциируется у большинства граждан с церковным праздником и эмблемы, на которой святой Георгий-Победоносец пронзает копьем змия, очень многие россияне автоматически считают саму организацию православной и созданной едва ли не под покровительством властей.

Между тем, появление этой структуры и ее фактическая деятельность в большинстве регионов носят отнюдь не православный характер. Инициаторами создания организации являются братья Александр Леонидович и Андрей Леонидович Чарушниковы, которые «уверовали» в 1992 году, находясь в местах лишения свободы. Затем они оказались в Кемерово, ненадолго примкнули к местной общине баптистов, выполняли поручения иностранной миссии «Gedeons», а потом стали членами неопятидесятнической организации «Кемеровский христианский центр» (КХЦ). От ее имени оба пытались в 1994-1998 годах получить доступ в местные колонии для проповедей перед заключенными, но эти усилия не увенчались успехом. Тогда братья Чарушниковы сконцентрировались на религиозной «работе» с лицами, выходящими из мест лишения свободы, а также с наркоманами. Под руководством пастора «Кемеровского христианского центра» в 1998 году была учреждена организация «Центр помощи малообеспеченным гражданам «Преображение», преследующая как раз эти цели.

Однако ужиться в КХЦ братьям Чарушниковым помешало желание «усовершенствовать» неопятидесятничество. Александр Леонидович стал выдвигать идеи экуменического объединения верующих в рамках некоего «внеденоминационного христианства», а Андрей Леонидович подхватил эту мысль и организовал как служитель «Кемеровского христианского центра» некие «молитвенные встречи», в которых, по сообщению прессы тех лет, принимали участие «до 12 человек, среди них баптисты, пятидесятники, харизматы, а также двое католических священников». Такие инициативы не понравились руководству секты, «отлучившему» братьев от участия в ее деятельности.

После этого Александр Чарушников отправился «искать истину» по другим религиозным общинам, а Андрей Чарушников создал рядом с неопятидесятническим «Преображением» еще одну организацию под тем же названием, которую стал именовать «христианским реабилитационным центром для наркозависимых». Однако найти отличия двух «Преображений» друг от друга было практически невозможно. В центр широким потоком вливались бывшие прихожане различных сект, которые приносили с собой привычные им религиозные практики, обрывки доктрин сектантского «богословия», характерную для харизматиков привычку вздымать руки во время молитвы, натужно искать на каждое предложение «подтверждающую» цитату из Библии, «свидетельствовать» о якобы случившихся с ними «чудесных исцелениях», заканчивать реплики восклицаниями вроде: «Аминь!» и «Аллилуйя!». Сам Чарушников в прессе тех лет открыто именовался «пастором», его подопечные называли друг друга братьями и сестрами, а журналисты то и дело сбивались, представляя якобы «светский» центр какой-то странноватой «церковью».

Несколько лет «Преображение» действовало без регистрации, но в 2001 году получило юридическое оформление в виде региональной общественной организации с адресом на квартире основателя, и начало постепенно прирастать филиалами в Кемеровской области, а затем вышло за его пределы. Однако сотрудников правоохранительных органов не обманул мнимо-общественный антураж организации. Уже в 2003 году к Андрею Чарушникову предъявили первые претензии органы юстиции, а кемеровская прокуратура настойчиво стала приглашать его повестками для выяснения причин, по которым якобы «реабилитационный» центр осуществляет религиозную деятельность. Вызовы на беседы лидер «Преображения» игнорировал, за что получил в судебном порядке административное взыскание на сумму 2500 рублей.

Расширение деятельности организации в последующие годы вызывало растущие нарекания со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, правоохранительных структур. Многократно отмечались факты распространения «Преображением» несанкционированной рекламы, которая обещала «реабилитацию наркоманов» – хотя сама организация никогда не имела и до сих пор не имеет государственной лицензии на оказание этой медицинской услуги. Милиция сообщала о том, что под крышей «Преображения» находят приют граждане с нарушениями паспортного режима, люди вообще без документов, а также лица, находящиеся в розыске по подозрению в совершении различных преступлений. Органы власти отмечали, что в организации действует порочная схема, когда граждан под предлогом «вырывания из порочного круга» отправляют на «реабилитацию» в другие регионы – и те, кто потом уходит из филиалов, оказывается без средств и документов в незнакомых, отдаленных от дома на тысячи километров местах. Вызывала нарицание и сама схема добывания денег, когда руководители отделений, фактически, сдавали своих подопечных внаем для работы грузчиками, дворниками, сторожами и «копалями» на кладбищах, получая за это от заказчиков услуг соответствующее вознаграждение, лишь незначительная часть которого уходила на содержание самих подопечных. Наконец, главным настораживающим общественность фактором оставалось то, что под видом «реабилитации» осуществляется какая-то странная религиозная деятельность с таинственными «собраниями», «изучениями Библии» и «прославлениями Бога» под гитару.

С другой стороны следует отметить, что наряду с лицами, зараженными нетрадиционными религиозными взглядами, в филиалах стало появляться всё больше граждан, тяготеющих в Православию. Как следствие, эти люди начали обращаться с просьбами о духовном окормлении в местные приходы и епархии РПЦ.

Русская Православная Церковь ведет миссию в любой социальной среде. Поэтому священники РПЦ не могли и не хотели уклоняться от общения с «преображенцами». В итоге добрые и доверительные отношения с приходами Русской Православной Церкви установились у филиалов в Подмосковье, Новосибирске, Воронеже, Екатеринбурге, Орле, на Камчатке. Начались частые обращения «преображенцев» в Православие, крещения вчерашних заключенных и наркоманов, их приобщение к трудам на благо Церкви. В тех регионах, где росло такое сотрудничество, деятельность филиалов вошла в нормальное конструктивное русло, а окормление центров православными священнослужитеяли привело к резкому сокращению случаев нарушения представителями организации норм действующего законодательства.

Однако было отмечено и другое обстоятельство. Сейчас можно открыто сказать, что сотрудничество ряда филиалов с РПЦ было использовано руководством самой организации в демагогических целях – как мнимое «доказательство», что православным стало всё «Преображение России», имеющее в стране более 300 отделений. Откровенные сектанты «кивали» то на Подмосковье, то на Новосибирск – мол, вот подтверждение, что «и мы тоже православные». Такой прием широко использовался для введения в заблуждение представителей органов власти, журналистов, руководителей влиятельных политических партий и общественных объединений. Нередко для отвода глаз в подобных филиалах вешались на стены церковные календари или иконы, проводились субботники по уборке погостов. Однако этот внешний антураж нисколько не мешал посещению многих отделений «Преображения России» пасторами и активистами баптистских общин, пятидесятнических и неопятидесятнических сект, проведению ежедневных «изучений Библии» с ее вольным толкованием, «прославлениями», вечерними собраниями с «говорениями на ангельских языках», организованным выездам «преображенцев» на служения различных «церквей».

Более того: внутри «неправославной» части организации стала постепенно возникать уже своя собственная эрзац-религия, наподобие лоскутного одеяла сшитая из элеиентов разных околохристианских религиозных учений, а собрания «братьев и сестер» начали сопровождаться специально разработанным собственным обрядом «хлебопреломления».

Закрытый характер отделений способствовал тому, что об этом мало кто знал, а при случайной утечке информации руководство «Преображения» уверяло, будто имеют место лишь «рецидивы прошлого», своего рода «инерция» от прежних увлечений отдельных питомцев, которая постепенно сходит на нет.

На исходе 2008 года региональная организация «Преображение» прошла перерегистрацию, – превратилась в общероссийскую и взяла прямо указывающее на большие аппетиты лидеров название «Преображение России». Это не привело к изменениям в странных симпатиях самих руководителей. Андрей Чарушников сидел как бы «на двух стульях»: он уверял, что все его подопечные полным ходом идут к обретению Православной веры – и, одновременно, тихо поощрял сектантскую «самодеятельность», в кругу своих заявляя, что сам придерживается некоего «внедеминационного христианства». Именно это «изобретенное» Чарушниковым учение стало идеологическим ядром формируемой им собственной секты. По его приказу ссылки на сайт, пропагандирующий это «внедеминационное христианство» стояли на сайтах большинства местных отделений ПР.

Таким образом, к нынешней весне создалась парадоксальная ситуация, когда меньшая часть филиалов организации «Преображение России» плотно взаимодействовала с РПЦ, а другая – большая – часть оставалась под контролем разномастных «пасторов», использующих факты чужого сотрудничества с Церковью как «прикрытие» для продолжения своей собственной пропагандистской работы. Однако независимо от этого миссионерская деятельность, которую вели в филиалах представители РПЦ охватывала всё более значительное количество членов «Преображения России». Естественно, такая ситуация начала тревожить руководство, и уже с весны руководителям многих филиалов, сотрудничающих с РПЦ, стали поступать укоры, что они «заигрались с Православием». Это привело к ротации части региональных лидеров, замене якобы «заигравшихся» на новых, просектантски настроенных предводителей, резкому снижению в ряде регионов уже окрепшего взаимодействия «преображенцев» с клириками и мирянами Русской Православной Церкви.

Подчеркнем, что охлаждение отношений странным образом совпало со временем, когда главный идеолог учения о «внеденоминационном христианстве», брат президента «Преображения России» Александр Чарушников после долгих блужданий по общинам адвентистов, баптистов и харизматов, запойного чтения произведений американского «пророка и евангелиста» Уильяма Бранхама (вообще не веровавшего в божество Христа), плотного общения с созданной из его последователей «Церковью Божьей» (с центром в Харькове), попыток наладить свою собственную проповедническую деятельность укоренился в «поместной церкви христиан веры евангельской» города Кемерово, где развил бурную деятельность и даже крестил «Святым Духом с даром говорения на иных языках» свою несовершеннолетнюю дочь. Видимо, этот выбор братом-наставником очередной «истинной веры» прямо сказался и на убеждениях мятущегося, склонного к богоискательству и сомнительным религиозным практикам Андрея Чарушникова.

Как бы то ни было, в начале августа он направил членам «Преображения России» запрет на участие в православных богослужениях, таинствах и обрядах. Это вызвало открытое возмущение участников тех филиалов, где уже было налажено взаимодействие с Русской Православной Церковью и многие члены которых вели церковную жизнь и регулярно участвовали в таинствах Церкви.

Как следствие, в Новосибирске члены таких филиалов приняли решение выйти из «Преображения России» и создать новую, четко ориентированную на православные ценности общественную организацию «Линия жизни». Это привело к непредсказуемой, далекой от законопослушания реакции. Руководство «Преображения России» направило в Новосибирск «карательный отряд» из более чем 70 человек, силой занявших уже переданное «Линии жизни» муниципальное здание. Разгул представителей «внеденоминационного христианства» пресек только отряд милиции, который был вынужден применить против хулиганствующих рейдеров спецсредства и подверг часть лиц задержанию до выяснения всех обстоятельств. Руководство «Преображения России» использовало это происшествие для начала широкой кампании по дезинформации простых участников организации. Последним сообщалось, что против них со стороны «православных священнослужителей» началась натуральная война, и теперь «враг» сознательно раскалывает организацию «верных христиан».

Однако такие пропагандистские приемы пропаганды обманули далеко не всех. Следом решение разорвать контакты с «Преображением России» приняли филиалы на Камчатке, начался добровольный выход участников из состава организации в Свердловской и Воронежской областях. При этом представители многих филиалов «Преображения России» сообщали, что тоже с радостью вышли бы из организации – но боятся мести со стороны руководителей. Всего, по нашим данным, сегодня намерения оставить ряды «Преображения России» имеют руководители и активисты в 17 субъектах Российской Федерации.

На фоне начавшегося самораспада организации ее «верхушка» ударилась в натуральную истерию. Руководители разных рангов, еще недавно заявлявшие о своем уважении к Православию, сейчас наперегонки обвиняют Церковь во всевозможных «грехах». Подвергаются публичному шельмованию священнослужители РПЦ, которые окормляли членов организации и теперь выставлены в качестве «виновных в расколе». Теперь про этих добрых пастырей и самых активных миссионеров нашей Церкви, работавших прежде с «преображенцами», распространяются грязные сплетни и облыжные обвинения. Сотрудников и обитателей филиалов, вышедших из «Преображения России» под влиянием последних событий, окружение Чарушникова клеймит на привычном для себя тюремном жаргоне. «Крысятники», «шакалы», «шестерки» – вот только самые мягкие из эпитетов, которыми публично награждают лиц, дерзнувших выбраться из сектантского болота.

Тем временем в филиалах, оставшихся «верными» Чарушникову, продолжается рост числа нарушений федерального законодательства и нормативных актов, принятых органами местного самоуправления. Независимо от этого, остается актуальным и игнорирование организацией положений ФЗ «Об общественных организациях», а также своего собственного Устава. Насколько нам известно, за все время существования «Преображения России» в нем ни разу не проводились заседания высшего органа – общего собрания, а абсолютное большинство участников вообще не оформлены в качестве членов. В свою очередь, без волеизъявления простых «преображенцев» на общем собрании являются нелегитимными все ныне действующие управленческие органы – Президент, Директор, Правление, Ревизор и т.д. Фактически, сегодня «от имени организации» выступает группа никем не уполномоченных лиц. При этом имущество, передаваемое гражданами в дар «Преображению России», переходит не на его баланс, а переписывается на «верных» активистов. Отсутствует и общая финансовая дисциплина: роскошные иномарки, особняки, прекрасная оргтехника, мобильные телефоны с «золотыми номерами», заграничные поездки руководителей, широкомасштабные рекламные кампании – вот далеко не полный перечень того, что выходит за рамки «официальных» доходов, формирующихся, якобы, лишь за счет эксплуатации «всегда трезвых грузчиков». Откуда поступают в просектантские филиалы организации щедрые денежные потоки, до сих пор остается загадкой.

На наш взгляд, эта ситуация требует пристального внимания государственных органов к деятельности «Преображения России», его руководителей и пропагандистов.

С другой стороны, мы приветствуем намерение всех простых и честных участников организации выйти из-под контроля сектантского руководства, стать верными чадами Русской Православной Церкви. Поэтому независимо от последних событий мы призываем клириков и мирян РПЦ по-прежнему вести широкую миссионерскую деятельность в филиалах данной организации.

Пресс-служба РАЦИРС

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version