Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Преображение России»: овцы в волчьей шкуре

ОБОО «Преображение России» – организация, занимающаяся реабилитацией людей, попавших в трудную ситуацию – тех, кто оказался на улице, попал в зависимость от наркотиков, и т.д. Выглядит очень заманчиво, но есть и «довесок» – ореол слухов и недомолвок: то ли сектанты, то ли православные, то ли криминал… Чтобы разобраться, корреспондент сайта Милосердие.ru отправился в головную организацию

Когда человеку негде жить и нечего есть, он готов принять любую помощь. И многие готовы ему помочь: накормить, дать приют. Но в обмен на что? Известно, что под видом помощи социально неблагополучным людям сегодня нередко действуют секты и даже криминальные сообщества. Их задача – просто заманить человека.

ОБОО «Преображение России» – организация, занимающаяся реабилитацией людей, попавших в трудную ситуацию – тех, кто оказался на улице, попал в зависимость от наркотиков, и т.д. Для «пациентов» здесь все бесплатно: проживание, питание, собственно реабилитация. Выглядит все это очень заманчиво: бессрочное пребывание, свобода (хочешь приходи – хочешь уходи), и так – в полторастах филиалах по всей России. Правда, есть и «довесок»– ореол слухов и недомолвок: то ли сектанты, то ли православные, то ли криминал… На сайте размещен баннер, ведущий на сектантский ресурс, а год назад по всем православным информагентствам прошла информация о массовом крещении, совершенном клириками храма св.Александра Невского в Новосибирске (при котором – известнейший сектоведческий центр) над членами организации. Чтобы разобраться, корреспондент сайта Милосердие.ru отправился в головную организацию.

Козочка за воротами
Рудничный район – окраина Кемерово. Частный сектор, трамвайная линия, тропинка в сторону от основной дороги. На фоне общей неустроенности и неухоженности вдруг – аккуратное ограждение, большие ворота бывшего шахтерского профилактория. По ту сторону – человек в камуфляже. «Подождите, я пса придержу» – огромная белая собака скачет, лает и отчаянно пытается вырваться. Пробегаю на территорию. Кругом асфальтовые дорожки, огромные газоны и пожелтевшие деревья, невысокие корпуса. Из-за кустов выходит… козочка. Так живут в реабилитационном центре «Преображение» в городе Кемерово люди, которым нужна помощь, совет, или, возможно, совсем некуда идти: бездомные, наркозависимые, страдающие алкоголизмом. Кого-то сюда привозят, другие приходят сами.

Мой проводник – Сергей. Мы входим в основной корпус: кухня, медпункт, комнаты… Изнутри это похоже на санаторий или хорошо обустроенное отделение больницы. Ходят люди. Совершенно обычные: радостные, грустные, молодые и постарше. Форма одежды – «гражданская»: джинсы, спортивные костюмы. Слышны детские голоса, мимо по коридору пробегает смеющийся карапуз. Появляются девушки с тазами и тряпками.
– Вот так и живем, – говорит Сергей, – сейчас у нас начинается утренняя уборка. А у мужчин идет собрание.

Приоткрываем одну из дверей. В зале полукругом сидят люди и по-деловому что-то обсуждают.
– Такие собрания проходят регулярно. На них обсуждаем, кто куда идет работать, как построить свой день, и говорим о духовном, Библию читаем… После этого все пойдут на завтрак – он как раз успеет приготовиться, – потом мужчины отправятся на работу, а женщины останутся на хозяйстве. А вечером, когда все вернутся, проведем собрание. Ребята расскажут о событиях за день, поделятся своими проблемами, обсудят решения… А еще мы проводим дискотеки, концерты, фильмы показываем. У нас даже есть своя музыкальная группа с двойным названием – «Мост» и «Наркоконтроль».

Сейчас в Кемеровском центре «Преображение» реабилитацию проходят порядка сорока человек. Многие из других городов и даже регионов.

«Уехала по делам»
Молодая женщина, на вид совершенно обычная, приветливо улыбается и представляется неожиданно солидно: Ольга Павловна. Оказывается, у Ольги Павловны есть двадцатилетний сын – хороший, такой, на которого можно положиться. А сама Ольга уже пятнадцать лет живет в борьбе с наркотиками.
– Бросала, делала перерывы, думала, что все, – вспоминает она, – но каждый раз находился человек, для которого это в кайф, и которому нужна компания. И каждый раз я убеждала себя: уже имею горький опыт, далеко не пойду, только чуть-чуть и все.

– А как вам удалось воспитать сына? Ведь получается, ему было всего пять лет, когда с вами случилась эта беда…
– О, в сыне я изо всех сил развивала мысль о наркотиках как о страшной мерзости, большом грехе и очень опасном занятии. Да что там, я сама страшно себя стеснялась, мне стыдно было колоться! Скрывала это от родных. Сначала, когда я кололась первые четыре года, моя мать была в курсе. Но потом я лечилась, и, вроде бы, бросила. В семье до сих пор думают, что тогда все кончилось. Вот и сейчас никто не знает, где я нахожусь…

– Они же вас, наверное, разыскивают!
– Да нет. Сын сейчас с бабушкой, а у меня выходные, я «уехала по делам». Я вообще пришла сюда на несколько дней. Думаю, мне этого хватит. Просто нужна поддержка, живые примеры перед глазами. А так, во внешнем мире у меня уже все подготовлено: работа, новое окружение. С приятелями-наркоманами общаться больше не буду. А то я же знаю, как это бывает. День терпишь, второй. Приходят друзья, предлагают «расслабиться». Отказываешься, а когда они уходят, бежишь за ними вдогонку!

«Мать мне предлагала денег на передозировку»
Вообще проживание здесь бессрочное. Многие бывшие реабилитанты остаются в центре работать. Они здесь свои, знают проблему и готовы отдавать благому делу все силы. Один из таких людей – мой «экскурсовод». Когда-то Сергей жил в Москве, учился, работал. У него была мать и жена. Но потом появились они…

– Наркотики в девяностые годы были в моде. Для нас, молодежи, было заманчивым попробовать. Ну, попробовали. Я сначала колоться боялся, даже сознание терял, когда у меня кровь из пальца брали. А наркотики меня «научили» – сначала нюхал, потом этого стало мало. В общем, была у нас компания из двадцати человек – друзья детства, однокашники. В живых остались единицы.

– А что семья?
– Сначала семья боролась. Но жена тоже пристрастилась, и в итоге попала в тюрьму. Мать просто от меня уехала. Помню, даже деньги мне предлагала на передозировку, говорила: «Лучше я один раз поплачу, чем каждый раз буду плакать в ожидании твоего прихода».. Я, честно, все перепробовал: больницы, психологи, экстрасенсы. А потом просто увидел объявление об этом центре. Реабилитацию проходил в Москве, а потом уже в качестве сотрудника пол-России объездил. Вот, сейчас я здесь.

Система
«Преображение» появилось 1998 году именно здесь, в Кемерово. Создали его Андрей Чарушников с единомышленниками – люди, которым также когда-то пришлось с трудом «возвращаться» в жизнь, преодолевая обстоятельства и борясь с зависимостями и болезнями. Официально зарегистрировано общество было в 2001 году. Город передал в безвозмездную аренду помещение бывшего санатория. Правда, пришлось вложиться в его ремонт – в здании не было даже окон. Сейчас у «Преображения» 165 филиалов по всей России. Разрослось оно постепенно: в каждом городе находились те, кому помогать и те, кто готов был это делать.

В «Преображении» практикуется отправка реабилитантов в аналогичные центры в другие города, чтобы сменить обстановку и оторваться от пагубной среды. Это, кстати, помогает «Преображению» чувствовать себя единым целым, жить одними радостями и заботами. Также, как реабилитанты, путешествуют и сотрудники – в большинстве сами бывшие «клиенты». Именно так находят свое место в жизни многие из тех, кому некуда уходить. Тем, кто в центре не остается, помогают найти родственников, друзей, хотя бы временно решить проблему с жильем.

Помогают здесь абсолютно бесплатно. Финансирует себя каждый центр самостоятельно, себе на жизнь зарабатывают сами реабилитанты. «Женщины у нас обычно не работают, они постоянно находятся в центре, занимаются хозяйством, готовят, следят за чистотой, – объясняет Сергей, – а мужчинам мы находим работу. Сначала, конечно, неквалифицированную: грузчиками, ремонтировать подъезды, кидать снег». Коллективный доход от такого труда и является источником существования «Преображения». Реабилитанты живут в центре на полном обеспечении: питаются из «общего котла» (готовят тоже сами), в быту пользуются тем, что приобретает центр.


Если человек не в силах трудиться и вносить свою лепту, его примут и так. Но все-таки, труд – это тоже своего рода терапия. Поэтому каждый, кто в силах, либо зарабатывает, либо занят работой по дому – дежурит на вахте, охраняет территорию, следит за порядком.

Но «охраняют территорию» и «следят за порядком» – это не значит «поддерживают строгий режим». В «Преображении» уважают свободу людей. Если кто-то уходит раньше времени, бросает начатое, силой его никто не удерживают. А они, говорят, в основном возвращаются. В итоге здесь царит идеальная самодисциплина. Не потому, что все бродяги и наркоманы сразу становятся спокойными и мирными. Просто остаются здесь только те, кто согласен жить в мире с остальными, помогать, а не мешать другим. Кому-то, конечно, приходится себя переделывать, если в «прошлой» жизни сложились другие привычки. В случае чего можно успокоить «нарушителя» и силовыми методами: здесь есть охрана, есть следящие за порядком люди – те реабилитанты, которые находятся в центре давно, и им можно доверять. Но прибегать к этому приходится редко.

Врачей в центре нет, лекарственными или еще какими-то медицинскими методами здесь не пользуются. Если человеку нужно лечение, его проще отправить в больницу. Содержать полноценный «лазарет» здесь нет ни возможности, ни необходимости. Смена обстановки, места жительства – одно из основных средств, которое здесь применяют. Но самое главное – это общение с людьми, которые прошли через те же трудности и испытания и преодолели их. Это «морально устойчивая среда» как говорят здесь. О наркотиках, спиртном, табаке в стенах центра не идет и речи. Здесь даже матом не ругаются. В то же время, разговор с бывшим наркоманом для наркомана практикующего оказывается полезнее, чем беседа с психологом, знакомым с наркотиками только на уровне формул и статистики. Люди с одинаковыми проблемами или с похожим опытом лучше понимают друг друга.

Секта или поле для миссии?
Важная и наиболее спорная особенность «Преображения» – религиозная практика. «Преображение» – организация не религиозная, но сайт подписан (по-английски и как бы неброско) «Фундаментальное внеденоминационное христианство», есть и баннер, ведущий на сайт, пропагандирующий в типично неопятидесятнической терминологии отказ от конфессиональности во имя «единства». Так что же, «Преображение» – волки в овечьей шкуре, под видом спасения от житейских бед ведущие к погибели души?

На практике «фундаментальная внеконфессиональность» выражается в регулярном совместном чтении и обсуждении Библии и попытках сотрудничества с разными конфессиями. Каждый филиал «самоопределяется» в религиозном отношении по-своему. В том же Кемеровском центре за годы работы побывало множество протестантских проповедников, а недавно туда пригласили православного священника. «Центр «Преображение» находится недалеко от нашего храма – говорит настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Кемерово иерей Константин Федяев. – Я приходил туда, беседовал с реабилитантами и руководством. Хотя они не соотносят себя ни с какой конфессией, они в основном верят в Христа, тянутся к Богу, у них есть воля и желание стать лучше, решать свои проблемы. Так что надеюсь на совместную работу с «Преображением» и в дальнейшем, ведь важно помочь людям найти путь к Богу, ощутить Его заботу».

В Новосибирске сотрудничество зашло еще дальше. «С 2006 года клириками и прихожанами Новосибирской и Бердской епархии ведется работа по духовному окормлению лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц с наркотической и алкогольной зависимостью, находящихся в реабилитационных центрах ОБОО «Преображение России» г. Новосибирска – сообщает сайт Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе во имя святого Александра Невского г. Новосибирска. – Такое сотрудничество оказалось возможным после обращения руководства ОБОО «Преображение России» г. Новосибирска в ИКЦ по вопросам сектантства при соборе св. Александра Невского…

Основанием для обращения послужила настороженность государственных органов, контролирующих деятельность и распространение общин ОБОО «Преображение России», которая была вызвана первичной и небезосновательной идентификацией этого движения с неопятидесятническим сектантским объединением «Движение веры».

В результате всей совокупности переговоров была достигнута договоренность о том, что духовное окормление возможно только при условии полного отказа руководства ОБОО «Преображение России» от каких бы то ни было контактов с тоталитарными сектами и их практиками, и в частности, с неопятидесятническим объединением «Движение веры»…

Однако продолжительное знакомство с деятельностью этой организации в городе Новосибирске позволяет утверждать, что никаких религиозных практик и навязывания сектантских методик прочтения Библии в Новосибирских филиалах ОБОО «Преображение России» в настоящий момент нет. Есть лишь неконтролируемое чтение Библии, вызванное естественной формой общения и возможностью свободного доступа к ней, а также распространение ранее полученных искажений в отношении христианства. Все выявленные особенности Новосибирской организации ОБОО «Преображение России» с учетом желания ее руководства позволяют миссионерам Русской Православной Церкви осуществлять духовное окормление лиц, находящихся на реабилитации». Благодаря этому сотрудничеству и совершились массовые крещения «Преображенцев» в Новосибирске – первый раз летом 2007, второй – летом 2008.


Крещение сотрудников и подопечных «Преображения» в Новосибирске, 2007 год


Сектанты тоже не дремлют: cектантское «крещение» «Преображенцев» в Нижнем Новгороде (лето 2006)

В порядке эксперимента наш корреспондент обзвонил все подмосковные центры «Преображения» с таким вопросом: «Я – член харизматической церкви, хотел бы пройти лечение там, куда ходит проповедовать какой-нибудь пастор». Практически во всех центрах нам сказали: «Мы – светская организация, стараемся жить по Библии. К нам иногда приходят пасторы, священники и т.д., но по своему желанию, специально мы их не зовем». А вот в филиале в Ивантеевке сказали гораздо тверже: нас окормляет местный православный храм. Действительно, как сообщил нам настоятель ивантеевского храма вмч.Георгия Победоносца священник Алексий Барашков, он с клириками храма еженедельно стараются навещать реабилитантов с беседами, снабжают их иконами и духовной литературой. Часто насельники центра, в которых руководство уже уверено и может отпустить их, посещают храм сами, участвуют в Таинствах, многие принимают Крещение. По словам священника, многие ребята проявляют интерес к вопросам веры, стараются воцерковляться. Но Православие реабилитантам не навязывается, и лечение в Центре могут проходить представители любых религий и конфессий, атеисты.

Таким образом получается, что «Преображенцы» – не столько сектантские волки в овечьей шкуре благотворительности, сколько наоборот – потенциальная паства Русской Церкви, на местах иногда еще одетые в волчью шкуру сектантства. Люди, нуждающиеся в помощи, уже сейчас могут найти филиалы, окормляемые Православной Церковью, а православные миссионеры легко найдут филиалы, еще не окормляемые (а то и находящиеся под «опекой» сект) и нуждающиеся в миссии.

Все филиалы (окормляемые как Церковью, так и сектами) указаны на сайте организации «Преображение России». Чтобы не ошибиться при решении, куда идти, рекомендуем предварительно навести справки в своей епархии или благочинии.

Вера ШАРАПОВА

См. также: Неопятидесятники и псевдореабилитация наркозависимых

Обращаем внимание наших читателей на то, что со времени публикации статьи ситуация значительно изменилась. За развитием событий следите здесь

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?