Православный портал о благотворительности

«Преображение России»: духовно запущенная территория

Более 300 филиалов организации «Преображение России», принимающих наркозависимых людей, действует сейчас в 200 городах нашей страны. Что это? Секта? Эффективная программа реабилитации? Сообщество кающихся разбойников?..

Более 300 филиалов организации «Преображение России», принимающих наркозависимых людей, действует сейчас в 200 городах нашей страны. Их количество постоянно увеличивается. С ним увеличивается и количество споров об этой организации. Что это? Секта, прикрывающаяся сотрудничеством с Православной Церковью? Эффективная программа реабилитации? Криминальная структура? Сообщество кающихся разбойников?

Новосибирская епархия одной из первых обратила внимание на эту организацию и стала знакомиться с ее деятельностью. «Пять лет назад на улицах Новосибирска появились листовки неизвестной до того новосибирцам организации «Преображение России» , которая объявила, что будет помогать людям, попавшим в кризисные ситуации: наркоманам, алкоголикам, бездомным, бывшим заключенным, оказавшимся без крова. Тогда же в наш Центр по вопросам сектантства при Александро-Невском соборе стали поступать сообщения о том, что это сектантская организация, которая под благовидным предлогом пополняет свои ряды бесплатной рабочей силой, – рассказывает прот. Александр Новопашин, настоятель Александро-Невского собора города Новосибирска. – Занимаясь епархиальным реабилитационным центром, мы знали, что в этой сфере за последние десятилетия действительно появилось немало сомнительных структур. Это или откровенно мошеннические структуры, либо сектанты. Информация требовала детальной проверки. Мы внимательно следили за тем, как будут дальше развиваться события, наводили справки. Договорились о встрече с руководителем межрегиональной благотворительной общероссийской организации «Преображение России» по Новосибирской области Борисом Кислым, а затем, после разговора с ним – встретились в Кемерове уже с генеральным директором организации Андреем Чарушниковым. Полтора года мы беседовали с руководством, встречались с Борисом Кислым. Он был человеком неправославным, прошел через сектантские структуры, но он увидел, что это тупиковый путь и искал истину. Полтора года наши встреч увенчались успехом: Борис пришел в Православие, прошел чин присоединения, венчался, крестил своих детей, сейчас исповедуется, причащается. Остальные руководители Новосибирского отделения пришли к православной вере».

В результате такого общения Борис Кислый написал на имя Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Новосибирского и Бердского, официальное ходатайство о духовном окормлении реабилитантов «Преображения России».

В Петропавловске-Камчатском, где центры «Преображения России» открылись в марте этого года, их руководство сразу и само пришло к архиепископу Игнатию. Сейчас в обоих центрах 2 раза в неделю священники епархии проводят беседы с реабилитантами. «Чтобы дать благословение своим священникам на работу в этих Центрах, я вначале сам познакомился с ними поближе – и с теми руководителями, которые на Камчатке, и с некоторыми руководителями, кто осуществляет руководство организацией в России. Несколько раз побывал в одном и другом Центрах и познакомился со всеми, как их называют реабилитантами и пришел к выводу: этим людям нужно нести Слово истины», – говорит владыка Игнатий.

Архиепископ Игнатий согласен с тем, что «Преображение России» – это организация неоднозначная. Есть у нее и положительные стороны, есть и проблемы. «Я не могу судить, что происходит в других местах, но предпочитаю верить своим глазам, – продолжает он. – То, что делают центры «Преображение России» на Камчатке, соответствует их целям и задачам – бороться с алкоголизмом и наркоманией теми способами, которые у них есть, вообще помогать всем. Любой человек: наркоман, алкоголик, мужчина, девушка, женщина с двумя детьми (и такие есть), без документов – любой может обратиться в эти центры и никому не отказывают. Обмоют, оденут, накормят, примут, постараются работу дать. Я не знаю, в России другую такую организацию, где бы так самоотверженно работали с погибающими людьми».

«Когда я стал с ними общаться, то увидел там неприкрытый дух пятидесятничества. Например, работа со Священным Писанием. Они каждый вечер собирались на общее собрание и по 2 часа «работали с Евангелием»: читали какой-то отрывок, а потом говорили, кому, что в голову пришло. От такой работы с Евангелием пользы не было никакой. Я предложил изучать Евангелие с помощью тех, кто в нем хорошо разобрался: святых отцов. Теперь эти люди читают Евангелие, читают толкование, а потом обсуждают, говорят о том, где их понимание вступает в противоречие, им необходимы разъяснения.

Когда приходит священник, они очень много задают вопросов по Священному Писанию. У них есть ревность в изучении, они хотят понять его глубоко. Задают конкретные вопросы, о конкретных заповедях Божиих, в их конкретной жизни. Почему Господь попустил эту беду мне, почему не кому-то другому? Почему не дает силы избавиться от таких недугов? И на все эти вопросы есть ответы в Евангелии. Чтобы понять, почему с человеком происходят определенные события, мы предлагаем побеседовать о его прошлой жизни, посмотреть на свою жизнь глазами Христа. Нам кажется, что мы хорошие, 10 минут до Царствия Небесного осталось. Но смотря глазами Христа через призму Евангелия, на жизнь этого человека, понимаем, что жизнь была не так уж хороша, мы вместе с ним понимаем, что Господь дал ему таким образом узнать Бога.

Мы помогаем «Преображению России» организовать духовную часть реабилитации. Но им еще необходимо строить серьезную систему реабилитации, в которой принимали бы участие священники, наркологи, психологи, люди, которые прошли этот путь.

В этой организации есть проблемы, там атмосфера далека от идеальной. Но нельзя забывать, что туда приходят наркоманы и алкоголики, и те, кто побывал в тюрьме, и не один раз, они и сквернословят, и ругаются. Все бывает. И живут они по 20 человек в трехкомнатной квартире, им может не хватать денег на еду. Но раз они оттуда не уходят, значит – они готовы все это претерпеть, значит – эти центры им помогают. Многие из реабилитантов исповедуются у меня, я думаю, они бы рассказали, если бы им было совсем плохо».

И владыка Игнатий, и отец Александр Новопашин согласны в том, что «Преображение России» надо рассматривать как миссионерское поле. «Почему я должен отказывать людям, которые пришли и сказали; «Владыко, будьте у нас духовным наставником». Мне Христос таких распоряжений не давал – отказывать просящим» – объясняет свою позицию архиепископ Игнатий.

Отец Новопашин: «Мы увидели, что люди, которые сегодня приходят с улицы в «Преображение России», имеют крышу над головой, обуты, одеты, у них есть работа, но они начисто лишены духовной поддержки. И они готовы ее принять. Именно поэтому мы начали рассматривать «Преображение России» как миссионерское поле для проповеди Слова Божия, как территорию, духовно запущенную, которую необходимо возделывать, чтобы открыть людям дорогу в Царствие Небесное, чтобы спасти их. Это наш долг, если мы, конечно, считаем себя священнослужителями, считаем себя православными христианами, если вообще считаем себя людьми! Тем более – хочу подчеркнуть! – что в ответ мы услышали от руководства: «Приходите к нам! Говорите, что нам делать! Мы все будем выполнять, потому что мы вам верим!» Иными словами, люди открыто попросили у нас духовной помощи, и мы не вправе им отказать, потому что в противном случае будем иметь сугубый грех перед Богом. Ибо, по словам Григория Богослова, «Бог жаждет, чтобы его жаждали», и эту жажду Богопознания мы увидели в глазах «преображенцев». И не помочь им, значит пойти против Бога. Да, контингент здесь ломаный-переломаный: бывшие убийцы, воры, бандиты, наркоманы, алкоголики, бомжи… Однако Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» И даже если среди них встречаются люди с сектантским мышлением, которые мутят воду, – тем более нам следует быть там, чтобы вразумить и вырвать их из уз тоталитарной секты. И наставить их на путь Правды».

Но важно, чтобы руководство конкретного местного центра само хотело сотрудничать с Церковью. В Воронеже долгое время сотрудничество было эффективным, реабилитанты ходили на катехизаторские курсы, в храм, встречались со священником. Но со сменой регионального руководства изменились отношения – сейчас никакого контакта нет. Об этом рассказал сотрудник миссионерского отдела свящ. Евгений Лищенюк.

Когда начиналась деятельность «Преображения России» (это было в 1990-е годы), его руководство обращалось к православным: «Возьмите нас, окормляйте». Но православные тогда не пришли. А сектанты проявляли большое внимание. Оттолкнем мы сейчас этих людей или поможем им?

Ирина РЕДЬКО

Обращаем внимание наших читателей на то, что со времени публикации статьи ситуация значительно изменилась. За развитием событий следите здесь

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version