Евангелие на праздник Преображения (Мф. 17:1–13):
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса».
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».
Праздник, самый человечный из Божественных
По-гречески «преображение» означает «превращение в другой вид». Господь преобразился, чтобы показать будущее преображение естества человека и мы могли увидеть – вот каким может быть человек!
Протоиерей Всеволод Шпиллер:
– Отец Павел Флоренский и о. Сергий Булгаков говорили о Преображении как самом человечном празднике, исполненном самой необычайной, возвышающей нас радости.
Ведь этот праздник открывает нам подлинную красоту человека, которую даровал нам Бог, каким бы грешным человек ни был, какой бы горькой ни была его судьба, – красоту человека, примиренного с Богом, человека в мире с Богом, а значит, в мире, радости и любви с самим собой и с другими.
Эта Красота – светоносная сущность нашей души, чудесная сила сердца любить, светлая его глубина.
Поэтому в Красоте жизнь и блаженство, а вне Ее – смерть и ничто, пустота.
Такой показал Ее людям Иисус Христос во вспыхнувшем на Фаворе видении. Вот почему увидевшим Ее стало сразу так хорошо, что уйти оттуда, оторваться от видения им показалось уже немыслимым. Потому и сказали ученики: «Господи, хорошо нам здесь быть!..»
И пусть каждый из нас постарается почувствовать, что и вокруг него в этом мире, и в нем самом есть что-то от этой красоты, которую непременно нужно найти, увидеть, раскрыть в себе, – ведь для этого человек и рождается.
Взгляните на драгоценный, блистающий бриллиант: разве это не обыкновенный уголь? Но вот, выкопанный из темных недр земли, где не бывает света, в своих кристаллах он преломляет упавший на него луч солнечного света. Темное, самое темное на земле вещество угля становится носителем другого, противоположного ему светлого начала, преодолевшего темную, вещественную, материальную его стихию. И мы любуемся неожиданно преобразившею его красотой. Откуда она? Не из соединения ли двух совершенно противоположных начал?
Здесь противоположность начал, конечно, относительная. Потому что только в условном смысле можно говорить о нематериальности, о невещественности света. И красота является здесь тоже относительной. Но там, где происходит соединение абсолютно противоположных начал, там, где материальное, вещественное начало соединяется с нематериальным, с невещественным, там является и Красота не относительная, абсолютная.
Красота подлинная, истинная, совершенная – это преображение материи нематериальной, сверхматериальной силой. И об этом говорит людям Преображение Господне.
Осиявший Иисуса Христа на Фаворской горе свет был нематериальной сущностью и не в относительном, а в безусловном смысле. Он не был только зрительным восприятием учеников Христа, но был реальным явлением Божества. То было откровение Божественной Славы, то был нетленный, нетварный, вечный Ее «присносущный свет».
И проникнутая им, и соединением с ним преображенная и прославленная плоть человека в Богочеловеке Иисусе Христе потому и предстала перед людьми в чудном видении здесь осуществившейся, тогда вполне осуществленной Красоты.
Красота будущего есть преображение настоящего, начавшееся на горе Фавор. В окружающей нас видимой действительности как можно не чувствовать действительности невидимой? Как можно в реальности вещественной не ощущать присутствия реальности невещественной? Одна с другой соединены.
И красота есть в нашем мире именно потому, что она есть соединение начал противоположных, материального и идеального. С тех же пор, когда Абсолютная Красота явлена была на горе Фавор, Она, Божественная Красота, пусть сокровенно, но пребывает в этом еще не преображенном, но уже Ею преображаемом мире.
«Сложнее всего передать Фаворский свет»
Эта Красота всегда в нас и всегда с нами. И если созерцание Ее видения на Фаворе наполнило тогда души учеников Спасителя невыразимой, торжествующей радостью, то и здешние откровения Ее сердцам, жаждущим насладиться Ею, несут им ту же «радость совершенную».
Празднуя Преображение Господне, мы празднуем праздник откровения миру вечной Красоты, Той, в Которой воплощается и правда, и добро. Он свидетельствует о нашей христианской несомненной вере в то, что Прекрасное мир преобразит.
Будет новое небо, будет новая земля, будет другая новая жизнь, воссозданная Красотой, к Которой так стремится сердце человеческое, Которую так и пламенно, и нежно, даже не зная Ее, любит, и мечты о Которой лелеет так ревниво и бережно.
О том, почему именно гору Фавор называют местом Преображения Господа, читайте здесь:
С горы Фавор не только Господь нисходит в силе, но и ученики – поднимаются