Трудно представить, сколько горя и страданий причиняет людям ограниченность их передвижения, связанная с нарушением двигательных функций человека. И не меньше страданий приходится на долю родных и близких. Когда с больным рядом есть здоровый сильный человек, который поможет встать, исполнить ежедневные процедуры, еще полбеды.
А если при больном (что нередко случается) пожилой и не совсем здоровый человек, мучения возрастают многократно.
Ниже дано описание подъемного устройства, которое позволяет существенно облегчить ежедневный уход за неходячими больными, а именно: без больших усилий один человек может поднять больного с постели, пересадить в кресло-коляску, подложить и убрать судно.
При этом больной сам сможет активно участвовать во всех процессах, облегчая тем самым труд обслуживающего человека. Кроме того, при некотором навыке больной вполне сможет сам подняться с постели, пересесть в коляску и выполнять другие процедуры.
Устройство (рис. 1) представляет собой подъемник тельферного типа, у которого в качестве рабочего механизма использован полиспаст с малым внутренним трением, что позволяет больному без посторонней помощи встать с постели, пересесть в коляску и т. д.
Рис. 1 Основные элементы конструкции:
1 — стойка;
2 — верхняя опора;
3 — каретка;
4 — крюк;
5 — верхний блок полиспаста;
6 — нижний блок полиспаста;
7 — крестовина;
8 — стропа;
9 — спинка;
10 —карабин;
11 — рама сиденья;
12 — сиденье;
13 — стопор;
14 — боковой ограничитель;
15 —подшипник;
16 — декоративная гайка;
17, 18 — гайка и контргайка крюка;
19 — передняя петля;
20 — планка;
21 —стакан;
22 — задняя петля;
23 — болт-ограничитель
Сварные стойки (труба прямоугольного сечения 25×40 мм), соединенные верхней опорой в ферму при помощи фиксирующих болтов М8, образуют устойчивую конструкцию, по которой передвигается каретка с крюком.
Ферму устанавливают над кроватью таким образом, чтобы между нею и стойкой оставалось пространство для размещения кресла-коляски.
Каретка сварена из 2-х отрезков прямоугольной трубы 20×30 мм длиной 300 мм, которые соединены между собой по центру перемычкой из трубы 25×40 мм. В центре перемычки просверлено отверстие диаметром 10,5 мм под крюк.
Колесами каретки служат шариковые подшипники. Для исключения боковых смещений каретки при ее движении по ферме на оси подшипников и для исключения металлических шумов установлены дисковые пластиковые ограничители (винипласт, фторопласт и т. д.). На концы осей подшипников навинчены декоративные полусферические латунные гайки с внутренней резьбой М10. Крюк изгибают из стального прутка диаметром 10 мм. На прямом конце крюка нарезают резьбу М10, – чтобы можно было навернуть гайку и контргайку. Под гайку подкладывают пластмассовую шайбу толщиной 5-6 мм (на рис. 1 не показана). Это облегчает поворот крюка вокруг оси. Крюк должен выступать за нижнюю поверхность опорной фермы на 30-40 мм. На крюк навешивают верхний блок полиспаста, у которого для этого предусмотрено ушко из стальной (нержавеющей) проволоки диаметром не менее 5 мм.
Корпус верхнего блока полиспаста собирают из 4-х отрезков дюралюминиевого уголка (сечением 40x40x3 мм, длиной 54 мм каждый) в виде коробочки без крышки. Внутрь корпуса вставлены 4 шкива, распорные шайбы и разделительные перегородки. Все эти детали нанизаны на шпильку (болт) диаметром 8 мм и стянуты гайками.
Шкивы изготовлены из винипласта (можно применить капролактан, фторопласт, текстолит) диаметром 50 мм и толщиной 9 мм. По внешнему диаметру шкива проточена канавка шириной 6 мм и глубиной 4 мм для шнура полиспаста. В центре шкива сверлят отверстие диаметром 16 мм, а также гнездо диаметром 22 мм глубиной 7.5 мм для подшипника, который после запрессовки завальцовывают паяльником или фиксируют иным способом.
Рис. 2
Нижний блок полиспаста с крестовиной и стопором:
1 — корпус стопора; 2— упор;
3 — стопорный ролик; 4 — фигурная рейка;
5 — направляющая втулка; 6 — кронштейн;
7 — крепежный винт; 8 — обводной ролик;
9, 11 — детали обоймы; 10 — рабочий шкив;
12 — угольник крестовины; 13 — труба крестовины;
14 — силовая скоба
Нижний блок полиспаста (рис. 2) объединен с крестовиной, которая служит для подвески кресла. Крестовина изготовлена из отрезка дюралюминиевого уголка 40x40x3 мм длиной 300 мм и алюминиевой трубы диаметром 30 мм такой же длины. Уголок крестовины одновременно является одной из стенок корпуса блока. Собирают нижний блок также, как и верхний При этом а корпусе устанавливают 3 шкива; вместо четвертого на ось одевают распорную втулку диаметром 12-15 мм, длиной 11 мм. которая используется для крепления одного из концов шнура полиспаста. К трубе крестовины крепят стопор (детали 1-8 на рис. 2), которым можно удерживать кресло на любой высоте за счет фиксации шнура стопорным роликом и упором. Для гарантированной фиксации шнура стопором ролик имеет накатку (в качестве ролика автор использовал шестеренку с модулем 0,5 диаметром 13, длиной 15 мм).
Фигурная рейка имеет соответствующую насечку на верхней полочке гнезда для ролика. В нижней полочке сделан вырез диаметром 7 мм для надежного зацепления ролика шнуром, для чего шнур отводят влево (см. рисунок) до касания ролика. Шнур захватывает ролик, прижимает его к зубчатой полочке рейки. Ролик подается к упору и зажимает шнур. Для разблокировки шнур отводят вправо, натягивают его, ролик падает на нижнюю полочку рейки и шнур беспрепятственно может двигаться в обе стороны. К концам крестовины на стропах (отрезки того же шнура) крепится спинка подвесного кресла, изготовленная из трубы 20x30x2 мм, Каждая сторона спинки имеет размер около 430 мм. На концах и углах спинки сверху и снизу приварены петли из проволоки диаметром 5 мм. После сварки и зачистки, подложив поролон, спинку обтягивают искусственной кожей или другим материалом
Рис. 3 Мягкое сиденье
Верхние петли служат для закрепления строп, к нижним петлям подвижно крепят подвески из нержавеющей проволоки диаметром 5 мм, оканчивающиеся карабинами, при помощи которых удерживается легкосъемное сиденье.
Сиденье (дет. 11,12, 19-23) представляет собой металлическую П-образную раму (из стальной трубы диаметром 20 мм) размером 380×380 мм, на которую надето мягкое сиденье. В местах изгиба трубы приваривают или крепят иным способом петли под углом 20-25 градусов относительно плоскости рамы.
Мягкое сиденье шьют из сложенной вдвое парусины или брезента (рис. 3) таким образом, чтобы получились 3 кармана: передний и два боковых (пунктиром обозначены строчки швов). Строчки швов остоят от края заготовки сиденья на 70 мм. В задней части заготовки вклепывают от 5 до 7 пустотелых пистонов.Собирают сиденье следующим образом. В передний карман мягкого сиденья вставляют стальную планку 420x30x2,5 мм, у которой концы по 10 мм отогнуты в нижнюю сторону.
На концы планки одевают передние петли из проволоки диаметром 5 мм. На продольные стороны рамы одевают стаканы до ограничителей (головки винтов, ввернутые в раму), после чего раму вставляют в боковые карманы так, чтобы в прорези стаканов вошла планка, а направляющие передних петель попали внутрь трубки рамы. Через пистоны шнурком мягкое сиденье крепят к поперечной стороне рамы.
Рис. 4
Стопорный узел в блоке заводского изготовления:
1 — обойма полиспаста;
2 — фигурная рейка;
3 — стопорный ролик;
4 — шкив;
5 — разделительная пластина;
6 — распорная втулка;
7 — крюк;
8 — прочный шнур;
9 — подшипник;
10, 11 — упорные шайбы;
12 — винт крепления рейки
В подъемнике можно использовать полиспаст и заводского изготовления. В этом случае дорабатывают шкивы для посадки в них шарикоподшипников, а также в корпусе нижнего блока полиспаста устанавливают по месту фигурную рейку (рис. 4) и стопорный ролик. Роль упора выполняет распорная втулка блока. Для крепления шнура с внешней стороны корпуса блока устанавливают пластину толщиной 2-3 мм с отверстием диаметром 8-10 мм. Упрощается конструкция крестовины. Ее можно изготовить из круглой или квадратной трубы, закрепить на ней силовую скобу для подвешивания на крюк нижнего блока полиспаста. Отпадает необходимость в обводном ролике. Схема соединения верхнего и нижнего блоков полиспаста показана на рис.5
Рис.5 Кинематическая схема полиспаста
Пользование изделием весьма просто. Больной самостоятельно или с посторонней помощью усаживается на сиденье. Подводит за спину верхнюю часть подвижного кресла, пристегивает карабинами спинку к сиденью. Выбирая шнур, больной сам или с помощью другого человека поднимает себя на нужную высоту, фиксирует шнур стопором, перемещается на каретке по ферме. Зависает над креслом-коляской, освобождает шнур и плавно опускается в кресло. Далее отстегивает сиденье от спинки и может уезжать из-под фермы. При пересаживании с коляски на кровать выполняются те же операции.
В Комиссии имеются контакты человека, готового отдать такое устройство нуждающемуся в нем инвалиду. Телефон Комиссии (495) 237-34-27