Социальная депривация способна влиять на развитие мозга ребенка. Исследования, проведенные в Румынии, свидетельствуют о том, что дети, растущие в сиротских учреждениях, а не в семье, чаще имеют проблемы, связанные с умственным и психическим развитием.
В результатах исследования, опубликованного Национальной академией наук США, подчеркивается важность любящего и поддерживающего окружения для развития человека в период детства и младенчества. Эти данные могут помочь объяснить повышенный уровень депрессии и тревожности, отмеченный среди детей, выросших в приютах.
Исследование проводилось в рамках Бухарестского проекта по раннему вмешательству (Bucharest Early Intervention Project). На протяжении 12 лет велось наблюдение за 136 сиротами. Детей наблюдали с раннего возраста. Уникальность проекта заключается в том, что впервые для подобного исследования, группа детей, которые изначально проживали в учреждении, была разделена, согласно научным требованиям, случайным образом. Таким образом, часть детей остались в учреждении, а часть была переведена в замещающие (фостеровские) семьи.
Этически рандомизация (разделение выборки в случайном порядке) была оправдана: в противном случае все дети оставались бы в детских домах. Это позволило ученым убедиться, что остальные факторы, такие, например, как внешность и особенности характера не влияли на то, отправлялся ли ребенок в замещающую семью.
Исследователи из университетов Гарвард, Мэриленд и Тулейн при участии румынских властей, поместили половину детей в семьи, прошедшие строгую проверку относительно способности предоставить детям нормальные условия проживания. С этого момента большинство детей жили в замещающих (т. н. «фостеровских») семьях. Дети, с рождения живущие в своих биологических семьях, служили контрольной группой.
С тех пор, как проект стартовал, было опубликовано уже 50 отчетов с результатами: дети, оставшиеся в государственных учреждениях, имеют значительно больше поведенческих и неврологических проблем, нежели те, кто был принят в семьи. В возрасте четырех с половиной лет более чем у 40% детей были отмечены тревожные расстройства, а у 4% – депрессия. Многие так же демонстрировали «стереотипии», постоянно повторяющееся поведение – покачивание и хлопание руками.
В рамках одного из недавних обследований ученые просканировали мозг 74 детей, которым на тот момент было уже от 8 до 11 лет, используя магнитно-резонансную томографию. Результат оказался ошеломляющим: в мозгу детей, оставшихся в государственных учреждениях, оказалось меньше белого вещества (белое вещество – это нервные волокна, образующие проводящие пути между отдельными участками мозга), чем у тех, кто жил в семьях.
Нехватка белого вещества наблюдается при многочисленных неврологических и психиатрических расстройствах, включая аутизм, шизофрению, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Руководитель исследовательской группы – Чарльз Нельсон, ученый-невролог Бостонской детской больницы, сказал, что отклонения в количестве белого вещества, возможно, связаны с явлением, которое ученые заметили еще раньше. У «институализированных» детей электрическая активность (особенно та, что связана с альфа-ритмом мозга) ниже. «Если семейных детей можно сравнить с лампочкой на 100 ватт, то институализированных – лишь с 40-ваттовой», – говорит Чарльз Нельсон.
По его словам, эти отличия, судя по всему, соответствуют разнице в уровне депрессии и тревожности у детей, наблюдающихся в разных группах детей.
Однако само по себе помещение ребенка в семью не решает всех проблем. Дети поступили к приемным родителям в возрасте от 6 до 31 месяцев. И хотя в целом дела у них обстояли лучше, чем у детдомовских детей, развитие мозга в обеих группах нельзя было оценить как нормальное. И у тех, и у других количество серого вещества было меньше, чем у детей, живущих в семьях с рождения. Также в обеих группах наблюдался повышенный уровень СДВГ и серьезных поведенческих нарушений.
Возможно, считает Нельсон, дети были помещены в семьи слишком поздно; то, без чего они росли до этого, слишком сильно отразилось на их развитии. В сиротских учреждениях дети часто остаются в одиночестве, им не с кем играть, не на что смотреть. Между тем, «мозгу нужна стимуляция, чтобы расти и развиваться, а мы знаем, что у румынских сирот такой возможности не было», – говорит Нельсон.
Результаты исследования демонстрируют как возможности восстановления после перенесенной в раннем возрасте социальной изоляции и депривации, так и разрушительный эффект, который социальная депривация наносит детям первых лет жизни, считает Нельсон.
Доктор Дэниэл Гешвинд (Daniel Geschwind) – эксперт по вопросам аутизма, который не принимал участия в данном исследовании, отметил, что данные этого исследования являются «фундаментальными и дающими основания для понимания структуры нарушений, которые возникают в мозге детей. Теперь мы можем ответить на вопрос «что и почему в окружении ребенка приводит к изменению структуры и функционирования мозга».
Эти данные должны учитываться при построении системы заботы о детях, отмечает доктор Гешвинд: «Все эти данные имеют очень четкое и очевидное применение в формировании политики, касающейся заботы о детях – то, в каком окружении растет ребенок в первые 3-5 лет жизни, фундаментальным образом влияет на будущее детей».
Перевел Денис СЕМЕНОВ
Источник статьи: http://articles.latimes.com/2012/jul/24/science/la-sci-orphan-brains-20120724